Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ивкина В С, Ивкиной А В, Ивкина А В, Александровой Т В на решение Химкинского городского суда Московской области от 5 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ивкина В С, Ивкиной А В, Ивкина А В, действующего в своих интересах и в интересах ФИО23, ФИО24, ФИО25. Александровой Т В, действующей в своих интересах и в интересах ФИО27 к администрации городского округа Химки Московской области об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ивкин В.С, Ивкина А.В, Александрова Т.В, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО28, Ивкин А.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО29 ФИО30, ФИО31, обратились с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным постановление администрации городского округа Химки Московской области от 17 марта 2022 года N 231.
Требования мотивированы тем, что 2 декабря 2014 года Ивкин В.С. обратился в администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением для постановки его семьи в составе: жены - Ивкиной А.В, детей - Александровой Т.В, Ивкина А.В, внуков - ФИО32. и ФИО33. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения субсидии как пострадавшему в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. В постановке Ивкина В.С. совместно с членами его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий было отказано. Решением Химкинского городского суда Московской области от 19 апреля 2016 года по гражданскому делу N 2-2577/2016 отказ администрации городского округа Химки Московской области в постановке Ивкина В.С. совместно с членами его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий признан незаконным, на администрацию возложена обязанность поставить на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Ивкина В.С. совместно с членами его семьи - Ивкиной А.В, Александровой Т.В, Ивкиным А.В, ФИО35. и ФИО36 Однако письмом от 18 ноября 2016 года администрация городского округа Химки Московской области отказала в постановке в полном составе семьи Ивкина В.С. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении их в состав участников программы "Жилище". Определением Московского областного суда от 16 июля 2018 года внуки Ивкина В.С. - ФИО37 ФИО38. и родившиеся после вынесения решения Химкинским городским судом Московской области ФИО39. и ФИО40 были признаны членами семьи Ивкина В.С, на администрацию городского округа Химки Московской области возложена обязанность поставить их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи Ивкина В.С, то есть как членов семьи гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.
Согласно постановлению от 1 августа 2016 года администрации городского округа Химки Московской области N 792 "О принятии Ивкина В.С. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий" Ивкин В.С. совместно с членами своей семьи - Ивкиной А.В, Александровой Т.В, Ивкиным А.В, ФИО42 ФИО43, принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для обеспечения жильем за счет федерального бюджета, как пострадавший вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Постановлением от 28 сентября 2021 года администрации городского округа Химки Московской области N 789 Ивкин В.С. совместно с членами его семьи включен в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" для обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета как подвергшийся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с постановлением от 17 марта 2022 года администрации городского округа Химки Московской области N 231 Ивкин В.С. совместно с членами семьи был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения за счет федерального бюджета, как пострадавший вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как следует из письма администрации городского округа Химки Московской области от 30 марта 2022 года N N, в ходе проверки семьи Ивкина В.С. на соответствие условиям участия в программе с целью последующего обеспечения жильем было установлено, что у Ивкиной А.В. в собственности имеется квартира общей площадью 60, 8 кв. м, расположенная по адресу: "адрес" а в собственности Ивкина А.В. - жилой дом общей площадью 62, 1 кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
Указанные обстоятельства не учитывалось при вынесении решений судами, а в администрацию городского округа Химки Московской области эти сведения не передавались, и свидетельствуют об обеспеченности членов семьи Ивкина В.С. жильем более нормы предоставления и являются основанием для снятия семьи Ивкина В.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Административные истцы считали, что оспариваемое постановление противоречит нормам действующего законодательства и судебным актам, нарушает право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий для обеспечения за счет федерального бюджета, как пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку указанные жилые помещения находились в собственности задолго до вынесения решений судами.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 5 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 октября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 25 декабря 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 января 2024 года, Ивкин В.С, Ивкина А.В, Александрова Т.В, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО44, Ивкин А.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО46 ФИО47, ФИО48, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты. В обоснование кассационной жалобы указывают, что на момент вынесения оспариваемого постановления право собственности на жилой дом у Ивкина А.В. было прекращено, формальное право собственности Ивкиной А.В. на жилой дом правового значения не имеет. Кроме того, жилое помещение находится в ветхом состоянии, непригодном для проживания. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, не доказываются вновь. В нарушение процессуальных норм, в материалах дела отсутствует аудиопротокол судебного заседания от 26 июля 2023 года, необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении документов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу решением Химкинского городского суда Московской области от 19 апреля 2016 года исковые требования Ивкина В.С, Ивкиной А.В, Александровой Т.В, действующей в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего сына - ФИО49, Ивкина А.В, действующего в своих интересах и интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО50, удовлетворены. Отказ администрации городского округа Химки Московской области от 25 декабря 2014 года N в постановке Ивкина В.С. совместно с членами его семьи - Ивкиной А.В, Александровой Т.В, Ивкиным А.В, ФИО51. и ФИО52. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий признан незаконным, на администрацию городского округа Химки Московской области возложена обязанность поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Ивкина В.С. совместно с членами его семьи - Ивкиной А.В, Александровой Т.В, Ивкиным А.В, ФИО53 ФИО54
Вышеуказанным решением суда установлено, что административные истцы зарегистрированы по месту жительства и проживают по адресу: "адрес" Общая площадь квартиры составляет 44, 8 кв. м.; на каждого члена семьи приходится 7, 4 кв. м общей площади квартиры, что меньше учетной нормы общей площади жилого помещения.
Ивкин В.С. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением серии N, выданным 26 октября 2004 года комитетом социальной защиты населения Московской области, имеет право на компенсации и льготы, установленные законом; решением суда от 19 апреля 2016 года за ним признано право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ года родились ФИО55. и ФИО56 отцом которых является Ивкин А.В.
Отцом Ивкина А.В. является Ивкин В.С, ФИО57. является сыном Александровой Т.В, Александрова Т.В. - дочерью Ивкина В.С.
Как следует из финансового лицевого счета от 1 марта 2017 года N, выписки из домовой книги от 16 марта 2017 года, по адресу: "адрес", зарегистрированы по постоянному месту жительства Ивкин В.С. (с 3 октября 1989 года), Ивкина А.В. (с 1989 года), Ивкин А.В. (с 23 февраля 2000 года), Александрова Т.В. (с 25 января 1990 года), ФИО58. (с 17 апреля 2012 года), ФИО59 (с 8 октября 2013 года), ФИО60 (с 17 января 2017 года), ФИО61. (с 17 января 2017 года).
Согласно постановлению администрации городского округа Химки Московской области от 10 ноября 2016 года N Ивкин В.С. совместно с членами его семьи - Ивкиной А.В, Александровой Т.В, Ивкиным А.В, ФИО62. и ФИО63. приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
25 июля 2017 года административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о признании в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающихся внуков Ивкина В.С, однако из писем от 18 ноября 2016 года N и от 1 августа 2017 года N следует, что внуки членами семьи не являются, могут быть признаны таковыми в судебном порядке, в отсутствие такого признания включению в состав семьи, стоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью получения жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, не подлежат.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 июля 2018 года иск Ивкина В.С, Ивкиной А.В, Александровой Т.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО64, Ивкина А.В, действующего в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО65 ФИО66, ФИО67. к администрации городского округа Химки Московской области о признании ФИО68. и ФИО69. членами семьи Ивкина B.С, возложении обязанности на администрацию городского округа Химки Московской области поставить на учет в составе семьи Ивкина В.С. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий малолетних ФИО70, ФИО71. удовлетворен. Иск Ивкина В.С. о признании членами семьи ФИО72 ФИО73, ФИО74, ФИО75 - удовлетворен.
При постановлении судебного акта суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно представленным в дело справкам никто из семьи истцов иного имущества в собственности не имеет.
Во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 июля 2018 года администрация городского округа Химки Московской области постановлением от 6 февраля 2019 года N 74 "О внесении изменения в постановление администрации городского округа Химки Московской области от 1 августа 2016 года N 792 "О принятии Ивкина В.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий" приняла семью Ивкина В.С. составом из восьми человек на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В ходе проверки на соответствие условиям участия в ведомственной целевой программе с целью последующего обеспечением жильем и подтверждения факта нуждаемости семьи Ивкина В.С. в жилом помещении из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии были получены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах собственности на членов семьи истцов.
Установлено, что в собственности у Ивкиной А.В. с 16 апреля 2001 года имеется жилое помещение площадью 60, 8 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"; у Ивкина А.В. с 10 июля 2009 года имеется жилое помещение (жилой дом) общей площадью 62, 1 кв. м, расположенное по адресу: "адрес"
Указанная информация в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 июля 2018 года, решении Химкинского городского суда Московской области от 19 апреля 2016 года отсутствует, сведения о данных объектах в администрацию Ивкиным В.С. и членами его семьи не представлялись.
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 17 марта 2022 года N семья Ивкина В.С. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи Ивкина В.С. составляет 20, 9 кв. м, что более нормы предоставления, установленной в городском округе Химки Московской области в размере 18 кв. м на человека. Кроме того, указано, что само по себе обстоятельство, что Ивкин В.С. относится к числу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, не порождает субъективного права Ивкина В.С. на постановку на жилищный учет и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом N 1244-1 без учета положений Жилищного кодекса Российской Федерации, которым определяются порядок и условия признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения, в частности, на территории субъекта, выбранного местом жительства, и какого-либо специального порядка признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилых помещений действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, по обеспечению в улучшении жилищных условий, предусмотрены Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ими являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу частей 3, 4 статьи 52 вышеуказанного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-0-0, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений данной части.
Исходя из статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Пунктом 14.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 5 февраля 2004 года N 51/46 (далее - Правила), которые действовали на момент принятия административных истцов на учёт, было установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 5 квадратных метров.
В соответствии с пунктом 29 Правил, граждане снимаются с учета в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет.
Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное положение содержится в статье 1.1. Закона Московской области N 260/2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Учитывая установленные обстоятельства, а также наличие у Ивкина А.В. и Ивкиной А.В. права собственности на жилые помещения, суд первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оснований восстановления административных истцов для постановки на жилищный учет, не имеющих жилья и нуждающихся в обеспечении жилым помещением на постоянной основе, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности постановления администрации городского округа Химки Московской области от 17 марта 2022 года N 231, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы о том, что имеющиеся в собственности жилые помещения непригодны для проживания, суды нижестоящих инстанций правомерно указали, что относимых, допустимых и достоверных доказательств признания объектов недвижимости непригодными для проживания в порядке, установленном частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, которым утверждено Положение, предусматривающее специальную процедуру признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции, не представлено.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном отказе в удовлетворении ходатайств не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права. Ходатайства и заявления разрешены судебными инстанциями в соответствии с требованиями статей 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Утверждения в кассационной жалобе о нарушении требований к аудиопротоколированию судебного заседания суда апелляционной инстанции судебной коллегией проверены и отклоняются.
Согласно статье 204 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование и составляется протокол в письменной форме.
Из письменного протокола от 26 июля 2023 года следует, что судебное разбирательство было отложено на 4 сентября 2023 года.
Из письменного протокола от 4 сентября 2023 года следует, что судебное разбирательство было отложено на 11 октября 2023 года.
Судебное разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала (часть 7 статьи 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из протокола судебного заседания 11 октября 2023 года следует, что судебное разбирательство административного дела после его отложения начато сначала, при этом участниками судебного разбирательства даны объяснения по существу спора, материалы административного дела исследованы. Аудиопротокол судебного заседания 11 октября 2023 года в деле имеется.
При таких данных отсутствие аудиопротокола судебного заседания 26 июля 2023 года, в котором административное дело не рассматривалось по существу, не является безусловным основанием для отмены решения суда и не свидетельствует о нарушении процессуального закона, способном повлечь принятие неправильного решения.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных ими по делу фактических обстоятельствах. Вместе с тем, суд кассационной инстанции согласно положениям частей 2, 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами суда первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. В данном случае таких нарушений не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Химкинского городского суда Московской области от 5 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ивкина В С, Ивкиной А В, Ивкина А В, Александровой Т В - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.