Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Штылева Н Н на решение Климовского районного суда Брянской области от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 20 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Штылева Н Н к территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7) об отмене решения избирательной комиссии, признании выборов недействительными, назначении дополнительных выборов.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, заключение старшего прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Сачковичского сельского Совета народных депутатов от 19 июня 2023 года N 571 назначены дополнительные выборы депутата Сачковичского сельского Совета народных депутатов пятого созыва по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N7 на 10 сентября 2023 года (опубликовано в периодическом печатном издании - газете "Авангард" от 23 июня 2023 года N 25 (10 771)).
Штылев Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Климовского района от 24 июля 2023 года N 5/27-С "Об утрате статуса кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата Сачковичского сельского Совета народных депутатов пятого созыва по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7 Штылева Н.Н, выдвинутого в порядке самовыдвижения", о признании выборов недействительными, назначении дополнительных выборов.
Требования мотивированы тем, что члены избирательной комиссии его умышленно не допустили к выборам одномандатника, самовыдвиженца. В избирательной комиссии его ввели в заблуждение, указав на неправильный график работы комиссии. Считает, что против него грубо нарушены его избирательные права, права гражданина Российской Федерации, конституционные права. Дополнительные требования о признании выборов недействительными, назначении дополнительных выборов обосновал тем, что он не участвовал в избирательной компании по уважительным причинам.
Решением Климовского районного суда Брянской области от 9 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 20 декабря 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 12 января 2024 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 января 2024 года Штылев Н.Н, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты. Указывает, что нарушены его избирательные права.
На кассационную жалобу прокуратурой Брянской области поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что решением Сачковичского сельского Совета народных депутатов от 19 июня 2023 года N 571 назначены дополнительные выборы депутата Сачковичского сельского Совета народных депутатов пятого созыва по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7 на 10 сентября 2023 года (опубликовано в периодическом печатном издании - газете "Авангард" от 23 июня 2023 года N 25 (10 771)).
Постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 10 июня 2022 года N 9/887 полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории Климовского муниципального района возложены на территориальную избирательную комиссию Климовского района.
Решением от 23 июля 2023 года территориальной избирательной комиссии Климовского района (далее Избирательная комиссия), в целях обеспечения избирательных прав граждан, утвержден график работы избирательной комиссии при подготовке и проведении дополнительных выборов депутата Сачковичского сельского Совета народных депутатов пятого созыва по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7, предусматривающий ежедневную работу избирательной комиссии. При этом 13 июля 2023 года (последний день выдвижения кандидатов) и 23 июля 2023 года (последний день представления избирательных документов для регистрации кандидата) работа Избирательной комиссии установлена с 10 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин.
Штылев Н.Н. 13 июля 2023 года подал заявление в территориальную избирательную комиссию Климовского района о согласии баллотироваться по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7. Вместе с заявлением были представлены заверенные кандидатом документы: копия паспорта; копия документа, подтверждающего сведения о профессиональном образовании; копия пенсионного удостоверения; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, что подтверждается заявлением и подтверждением о приеме документов, а также копиями документов: вторая, третья и пятая страницы паспорта, диплома, пенсионного удостоверения, свидетельство об ИНН, тем самым приобретя статус выдвинутого кандидата, а так же соответствующие права и обязанности.
Информация о выявленных недостатках: предоставление в нарушение требований пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2022 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 2.1 статьи 19 Закона Брянской области от 28 июня 2008 года N 54-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области" копии паспорта, отсутствие копий восемнадцатой и девятнадцатой страницы паспорта, была доведена до Штылева Н.Н. в ходе приема документов.
13 июля 2023 года Штылеву Н.Н. избирательной комиссией выдано разрешение на открытие специального избирательного счета в ПАО Сбербанк.
Штылев Н.Н. реквизиты открытого специального избирательного счета по состоянию на 18 час. 00 мин. 23 июля 2023 года в избирательную комиссию не сообщил. При этом исходя из данных электронного сервиса "Сбербанк Бизнес Онлайн" Штылев Н.Н. специальный избирательный счет не открывал, а, следовательно, изготовить подписные листы за счет средств своего избирательного фонда не мог.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона Брянской области для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:
подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, копии документов, подтверждающих оплату изготовления подписных листов(представляет кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, кандидат, выдвинутый политической партией, на которую распространяется действие пункта 6 статьи 20.1 настоящего Закона, кандидат, выдвинутый иным общественным объединением), либо копию решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении кандидата, заверенную руководителем избирательного объединения;
документы первого финансового отчета кандидата либо уведомление о несоздании кандидатом избирательного фонда в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 39 настоящего Закона;
информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона, или об их отсутствии.
В связи с непредставлением кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутата Сачковичского сельского Совета народных депутатов по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N7 в законодательно установленные сроки документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата, руководствуясь пунктом 5 статьи 41 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 7 статьи 29 Закона Брянской области N 54-ФЗ избирательная комиссия приняла решение от 24 июля 2023 года N 5/27-С "Об утрате статуса кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата Сачковичского сельского Совета народных депутатов по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7 Штылева Н.Н, выдвинутого в порядке самовыдвижения", которым административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, указал, что решение территориальной избирательной комиссии Климовского района от 24 июля 2023 года N 5/27-С "Об утрате статуса кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата Сачковичского сельского Совета народных депутатов пятого созыва по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7 Штылева Н.Н, выдвинутого в порядке самовыдвижения" принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия такого решения и в соответствии с положениями законодательства о выборах.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения содержатся в части 2.1 статьи 19 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года N 54-3 "О видах избирательных систем и условиях их применения при проведении муниципальных выборов в Брянской области".
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Пунктом 1 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2014 года N 233/1478-6 определено, что к предъявляемому в избирательные комиссии заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться прилагаются копии второй, третьей, пятой, восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 1 статьи 39 Закона Брянской области от 26 июня 2008 года N 54-3 кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной компании.
Пунктом 1 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 1 статьи 20.1 Закона Брянской области N 54-З установлено, что необходимым условием регистрации кандидата на выборах представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
При этом в соответствие с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 1 статьи 22 Закона Брянской области N 54-З подписанные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата.
Как следует из пункта 2.6 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 5 июня 2019 года (с изменениями от 12 марта 2020 года N129/1265-6, от 21 июня 2021 года N177/1691-6, от 8 июня 2022 года N9/78-7, от 9 февраля 2023 года N30/251-7) кандидат, избирательное объединение сообщают по форме, приведенной в приложении N 3 и N 4 к настоящему Порядку, в соответствующую окружную избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию соответственно реквизиты открытого специального избирательного счета в течение трех дней со дня его открытия, но не позднее дня представления документов для регистрации кандидата, единого списка кандидатов.
Вместе с тем, необходимые документы в установленный срок Штылевым Н.Н. представлены не были.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является одним из оснований отказа в регистрации кандидата.
Таким образом, у территориальной избирательной комиссии имелось предусмотренное законом основание для отказа в регистрации Штылева Н.Н. кандидатом на дополнительных выборах депутата Сачковичского сельского Совета народных депутатов пятого созыва по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
Проанализировав положения приведенных выше норм, регулирующих спорные правоотношения, и оценив применительно к ним установленные судами обстоятельства об отсутствии документов, подтверждающих предоставления в территориальную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решением территориальной избирательной комиссии Климовского района от 10 сентября 2023 года N 8/53-С дополнительные выборы кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутата Сачковичского сельского Совета народных депутатов пятого созыва по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7 признаны состоявшимися и действительными. Депутатом Сачковичского сельского Совета народных депутатов пятого созыва по Сачковичскому одномандатному избирательному округу N 7 избрана Верхозина Н.В.
Ввиду отсутствия нарушений пассивного избирательного права у административного истца, судами нижестоящих инстанций сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении требований Штылева Н.Н. о признании выборов, проведенных 10 сентября 2023 года, недействительными и назначении дополнительных выборов.
Доводы кассационной жалобы Штылева Н.Н. не являются основанием для отмены в кассационном порядке принятых по делу судебных актов, которыми требования административного истца об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты оставлены без удовлетворения, поскольку это не повлечет восстановления нарушенного, по мнению административного истца, пассивного избирательного права, объективно отсутствующего у него на дату проведения выборов в силу прямого предписания федерального законодателя.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Климовского районного суда Брянской области от 9 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Штылева Н Н - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.