Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щербаковой Е С на решение Губкинского городского суда Белгородской области от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 23 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению УФНС России по Белгородской области к Щербаковой Е С о взыскании недоимки по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
УФНС России Белгородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к законным представителям несовершеннолетней Щербаковой Е.С. - Щербакову С.И. и Щербаковой Н.Н, в котором просила взыскать недоимку по земельному налогу за 2020 год в размере 9 843 руб.; пени за несвоевременную уплату данного налога за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 31 руб. 99 коп.; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 40 299 руб.; пени за несвоевременную уплату данного налога за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 130 руб. 97 коп.; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 44 328 руб.; пени за несвоевременную уплату данного налога за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 144 руб. 7 коп.; недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 65 958 руб.; пени за несвоевременную уплату данного налога за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года в размере 214 руб. 36 коп.
Требования мотивированы тем, что согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области за несовершеннолетней Щербаковой Е.С. в 2018 - 2020 годах были зарегистрированы объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности. Законными представителями Щербаковой Е.С. являются Щербаков С.И. и Щербакова Н.Н. В адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления и требования о необходимости уплаты налога, которые не были исполнены.
Определением Губкинского городского суда Белгородской области от 3 августа 2022 года произведена замена административных ответчиков Щербакова С.И. и Щербаковой Н.Н. надлежащим административным ответчиком Щербаковой Е.С. (в связи с достижением ею совершеннолетия).
Решением Губкинского городского суда Белгородской области от 22 августа 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 23 июня 2023 года решение суда изменено. Взыскано с Щербаковой Е.С. в пользу УФНС России по Белгородской области недоимка по земельному налогу за 2020 год в сумме 9 843 руб, пеня за несвоевременную уплату земельного налога за 2020 год за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года - 31 руб. 99 коп, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год - 10 075 руб, пеня за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года - 32 руб. 74 коп, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год - 11 082 руб, пеня за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года - 36 руб. 2 коп, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2020 год - 22 892 руб, пеня за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2020 год за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года - 74 руб. 4 коп.
В кассационной жалобе, поданной 26 декабря 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 января 2024 года, Щербакова Е.С. просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что налоговое требование она не получала, так как являлась на тот момент несовершеннолетней. Кроме того, к требованиям о взыскании недоимки по земельному налогу, пени за 2018 год, недоимки по налогу на имущество, пени за 2018 - 2020 годы следует применить срок исковой давности.
На кассационную жалобу УФНС России по Белгородской области поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований к отмене судебных актов не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Щербакова Е.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником следующего недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; гаража с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
В налоговом уведомлении от 1 сентября 2021 года N налогоплательщику предложено уплатить не позднее 1 декабря 2021 года земельный налог за 2020 год за указанные выше земельные участки в размере 9 843 руб, налог на имущество физических лиц за 2018 год за объект с кадастровым номером N - 40 299 руб, налог на имущество физических лиц за 2019 год за тот же объект - 44 328 руб, налог на имущество физических лиц за 2020 год за объекты с кадастровыми номерами N, N. N и N - 65 958 руб. Документ направлен законному представителю налогоплательщика Щербакову С.И. заказным письмом 2 октября 2021 года.
Из требования N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 15 декабря 2021 года, направленного налогоплательщику заказным почтовым отправлением 25 декабря 2021 года, следует, что Щербаковой Е.С. надлежало уплатить в срок до 8 февраля 2022 года недоимку по земельному налогу за 2020 в размере 9 843 руб, пеню за несвоевременную уплату данного налога за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года - 31 руб. 99 коп, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год - 40 299 руб, пеню за несвоевременную уплату данного налога за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года - 130 руб. 97 коп, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год - 44 328 руб, пеню за несвоевременную уплату данного налога за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года - 144 руб. 7 коп, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год ? 65 958 руб, пеню за несвоевременную уплату данного налога за период с 2 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года - 214 руб. 36 коп.
На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N 3 города Губкина Белгородской области от 5 апреля 2022 года, вынесенного по заявлению налогового органа, с указанного налогоплательщика были взысканы недоимки по налогам и пени, указанные в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N.
В связи с поступлением возражений законного представителя Щербаковой Е.С. относительно исполнения судебного приказа данный судебный акт был отменен определением мирового судьи от 12 мая 2022 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Щербакова Е.С, являясь в силу вышеназванных норм налогового законодательства плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленной о необходимости уплаты недоимки, вопреки требованиям положений Налогового кодекса Российской Федерации, уклонилась от исполнения установленной законом обязанности, не предоставив доказательств наличия оснований для освобождения от уплаты обязательных платежей. Обстоятельства, связанные с образованием у административного ответчика недоимки по уплате налога, подтверждены имеющимися в административном деле доказательствами. Установленная законодательством досудебная процедура взыскания обязательных платежей не нарушена, срок обращения в суд с требованиями не пропущен.
Суд апелляционной инстанции, признавая правильным вывод суда о наличии правовых оснований для взыскания обязательных платежей и санкций, изменяя решение суда, указал, что Щербакова Е.С. не является собственником объекта с кадастровым номером N, в отношении которого налоговый орган исчислил налог на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 4 249 руб. Кроме того, налоговый орган произвел перерасчет налога на имущество физических лиц за 2018-2020 годы в отношении объекта с кадастровым номером N, применив в расчете новую ставку, установленную для прочих объектов в подпункте 6 пункта 2 Положения о налоге на имущество физических лиц на территории Губкинского городского округа, утвержденного решением Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области от 26 ноября 2014 года N 1, которая равна 0, 5%. Также, налоговый орган внес корректировку в расчет налога на имущество физических лиц, произведенный в отношении объекта с кадастровым номером N, за 2020 год, изменив налоговую базу с 4 067 178 руб. до 3 318 753.99 руб, в результате чего сумма налога составила 9 956 руб.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При несвоевременной уплате налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (абзац 1 пункта 3 названной статьи).
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, в том числе на здание, строение, сооружение.
В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилое помещение (квартира, комната), иное здание, строение, помещение.
Порядок исчисления налога установлен статьей 408 Налогового кодекса Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны (статьи 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных выше норм, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13 марта 2008 года N5-П и определении от 22 января 2004 года N41-0, несовершеннолетние дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями или уполномоченным представителем налогоплательщика, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Исходя из пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.
Вопреки доводам жалобы и как верно указано судами нижестоящих инстанций, неисполнение обязанности по уплате налога законными представителями несовершеннолетней в установленный налоговым законодательством срок и достижение налогоплательщиком совершеннолетия, не порождает у налогового органа обязанность направить такому лицу новое налоговое уведомление.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в настоящей кассационной жалобе, являлись предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также пени, в связи с чем, поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Разрешая спорные правоотношения, судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана им по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными.
Несогласие заявителя с произведенной судами оценкой доказательств в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения постановленных решений в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Губкинского городского суда Белгородской области от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 23 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щербаковой Е С - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.