Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 20 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Гущина В А к ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гущин В.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области в размере 1 000 000 руб.
Требования мотивированы тем, что в период с 7 июня 2018 года по 26 октября 2019 года и с 7 июня 2020 года по 20 декабря 2022 года отбывал наказание в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области, где не обеспечивались надлежащие условия содержания в части санитарного и материально-бытового обеспечения: не соблюдались нормы жилой площади на одного человека, нормы питания и материально-бытового обеспечения, вещевого довольствия.
Решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 13 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 20 сентября 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Гущин В.А. в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Гущина В.А. компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 8 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 11 января 2024 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 января 2024 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области просят судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права. В обоснование кассационной жалобы указывают, что нарушения санитарно-эпидемиологических требований в период нахождения Гущина В.А. в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области не являлись продолжительными, устранялись своевременно. Гущин В.А. был обеспечен вещевым довольствием, заявлений о необходимости выдаче ему вещевого довольствия от административного истца не поступало. Административным истцом не представлено доказательств наступления для него последствий допущенных нарушений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что Гущин В.А. в период с 7 июня 2018 года по 23 октября 2019 года отбывал наказание в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области по приговору Борского городского суда Нижегородской области от 24 января 2018 года, которым он был осужден по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор был отменен постановлением Президиума Нижегородского областного суда от 9 октября 2019 года.
23 октября 2019 года Гущин В.А. был направлен в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Нижегородской области.
В период с 7 июня 2020 года по 20 декабря 2022 года отбывал наказание в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области по приговору Борского городского суда Нижегородской области от 16 января 2020 года, которым он был осужден по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По прибытию в учреждение 7 июня 2018 года в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295, Гущин В.А. был помещен в карантинное помещение для прохождения медицинского осмотра и адаптации в местах лишения свободы. По истечению срока карантина, на основании решения административной комиссии Гущин В.А. был распределен для проживания в 9 отряд (приказ ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области от 10 июля 2018 года N46ос).
Также по прибытию в учреждение 7 июня 2020 года по истечению срока карантина был распределен для проживания в 9 отряд (приказ ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области от 10 июля 2020 года N 109ос).
Отряд N 9 располагается в здании отряда N 4, 5, 6, 9. Здание построено и введено в эксплуатацию в 1978 году. Общая площадь здания составляет 1 483 кв. м, основная площадь 1 083, 1 кв. м. Здание двухэтажное в кирпичном исполнении. Отряд N9 располагается на 1 этаже здания. В соответствии с техническим паспортом на здание, в котором располагается отряд N9, спальное помещение составляет 179, 50 кв. м. Численность отряда N 9 в спорные периоды колеблется в пределах 80-89 человек. При этом сам административный истец указывает на численность в отряде в спорные периоды времени 75-85 человек.
То обстоятельство, что в общежитии отряда, в котором Гущин В.А. отбывал наказание, находилось 8 раковин, и 7 унитазов в санитарном помещении отряда, не опровергались представителем ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Однако, учитывая при этом установленное количество содержащихся в отряде осужденных в период 2018 - декабрь 2022 года, осужденные этого отряда были в полном объеме обеспечены унитазами и умывальниками, поскольку согласно "Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС МЮ РФ", утвержденной приказом Минюста России от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, 1 раковина рассчитывается из нормы на 10 человек и 1 унитаз рассчитываются из нормы на 15 человек.
Согласно техническому паспорту на нежилое здание отряда N 4, 5, 6, 9 ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области в указанном здании не предусмотрено центральное горячее водоснабжение.
Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области в 2018, 2019, 2021, 2022 годах выявлены нарушения закона в части не обеспечения осужденных вещевым довольствием, а именно на складе отсутствовали поварские костюмы, мужские майки, летние полуботинки, в части санитарно-эпидемиологических требований, а именно в помещении отряда N 9 имеются дефекты в отделке стен, потолка и напольного покрытия, что не позволяет качественно проводить влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, также в отряде N 9 на стенах, окнах, потолке, в коридоре имеются грибковые образования, в части санитарно-эпидемиологических требований, а именно в помещении отряда N 9 требуется ремонт, имеются многочисленные нарушения отделки стен и потолка, поражение поверхностей грибком, в отряде N 9 отсутствуют занавески на окнах, в части не обеспечения осужденных вещевым довольствием, а именно на складе учреждения отсутствует белье нательное зимнее, белье нательное, майки, свитера, сорочки верхние, полотенца банные, одеяла, в части санитарно-эпидемиологических требований, а именно на оконных рамах отряда N 9 имеются дефекты, в соответствии с данными нарушениями прокуратурой 12 октября 2018 года, 6 мая 2019 года, 11 мая 2021 года, 18 октября 2021 года, 5 апреля 2022 года, 1 июля 2022 года в адрес ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области также были внесены представления.
Согласно лицевому счету осужденного Гущина В.А, при поступлении в июне 2018 года в исправительное учреждение ему не были выданы ботинки, сандалии (панталеты), майка и трусы, а также не были выданы носки; трусы, майка и носки выданы только в декабре 2018 года; ботинки и сандалии - в марте 2019 года; белье нательное теплое не выдавалось.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Гущин В.А. в период с 7 июня 2018 года по 23 октября 2019 года и с 7 июня 2020 года по 20 декабря 2022 года не был обеспечен всем необходимым вещевым довольствием осужденного, имелись нарушения санитарно-эпидемиологических требований к помещениям отряда исправительного учреждения, имеющим грибковые образования, подтвержденные представлениями Сухобезводненской прокуратуры.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (части 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Согласно пункту 14 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.
Нормы вещевого довольствия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3 этой же статьи).
Приложением к Приказу Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (далее - Приказ N 216), установлены нормы вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего, строгого, особого режима и колониях-поселениях.
Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен Приложением N 3 к Приказу N 216.
Согласно данному порядку, выдача вещевого довольствия осужденным осуществляется в день прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2). При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону и в пределах положенное по утвержденным нормам снабжения (пункт 4). Переходящий запас вещевого довольствия предусматривается в размере до 30 процентов годового расхода (пункт 9).
Осужденный в зависимости от климатических условий отбывания наказания должен быть обеспечен либо двумя комплектами нательного белья (выдается в местностях с жарким климатом), либо двумя комплектами теплого нательного белья (в местностях с жарким климатом не выдается). Помимо прочего, указанным лицам в местностях с особо холодным и холодным климатом выдаются утепленные брюки (примечания 2, 3 и 8 к Норме N 1 вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, являющейся Приложением к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах").
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Давая оценку действиям административных ответчиков, суды первой и апелляционной инстанций, определяя размер компенсации, указали на то, что условия содержания Гущина В.А. в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области не соответствовали установленным требованиям, так как имели место нарушения санитарно-эпидемиологических условий, необеспечение вещевым довольствием.
При этом, судами отмечено, что в связи с ненадлежащими условиями содержания в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вносились соответствующие представления, по результатам которых виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Гущина В.А.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию сторон в суде первой и апелляционной инстанции, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебного актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.