Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Софронова В.А, судей Найденовой О.Н, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Орла, Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла на решение Советского районного суда города Орла от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 5 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района города Орла к администрации города Орла, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации города Орла о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Железнодорожного района города Орла обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие администрации города Орла (далее - администрация), Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее - Управление), выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости подземных инженерных сетей; обязать администрацию и Управление устранить допущенное нарушение путем постановки объектов недвижимости - подземных инженерных сетей: ливневой канализации от колодца с координатами на топографической карте "данные изъяты", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, до колодца ливневой канализации с координатами "данные изъяты", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, протяженностью "данные изъяты" м; фекальной канализации от колодца с координатами "данные изъяты", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, до колодца данной канализации с координатами "данные изъяты", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности МПП ВКХ "Орелводоканал", протяженностью "данные изъяты" м на учет в качестве бесхозяйных недвижимых объектов; обязать администрацию принять меры к устранению дефектов и надлежащему содержанию указанных подземных инженерных сетей ливневой и фекальной канализации в течение 6 месяцев со дня постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимости.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры - подземные сети водоснабжения, водоотведения и ливневые канализации, предназначенные для водоснабжения, отведения сточных, а также ливневых вод с территории бывшего завода "Погрузчик", расположенные в районе "адрес". Указанные сети на протяжении длительного времени находятся в ненадлежащем техническом состоянии, что приводит к аварийным ситуациям, подтоплению территорий хозяйствующих субъектов, нарушению санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к внутренним системам водоснабжения и водоотведения. Уклонение административных ответчиков от постановки данных объектов на учет как бесхозяйных нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Решением Советского районного суда города Орла от 29 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 5 октября 2023 года, требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 ноября 2023 года, Управление и администрация просят отменить состоявшиеся судебные постановления, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, настаивают на отсутствии незаконного бездействия, указывают, что к сетям не подключено ни одного объекта жилищного и социально - бытового назначения; указанные сети проходят по земельным участкам, находящимся в частной собственности, кроме того, имущество ОАО "Погрузчик" было продано ЗАО "Орел-Погрузчик", в состав приобретенного имущества вошла, в том числе ливневая канализация, а потому спорные объекты не могут быть признаны бесхозяйными.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного ак1а указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).
Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района города Орла проверки территории бывшего завода "Погрузчик", в районе "адрес" установлено наличие подземных сетей водоснабжения, водоотведения и ливневых канализаций, которые на балансе у муниципального образования "Город Орел" не значатся, в оперативное управление и (или) обслуживание ресурсоснабжающим организациям не передавались, на протяжении длительного времени находятся в ненадлежащем техническом состоянии, что приводит к аварийным ситуациям, подтоплению территорий хозяйствующих субъектов, улично-дорожной сети.
Неоднократные обращения юридических лиц, граждан, собственников, арендаторов земельных участков и строений по указанному адресу в администрацию города Орла, ресурсоснабжающие организации о принятии мер по постановке на учет данных коммунальных сетей, предназначенных для водоснабжения, отведения сточных и ливневых вод, с последующей передачей на баланс и обслуживание ресурсоснабжающим организациям, оставлены без удовлетворения.
Из указанных обращений следует, что канализационные и ливневые сети более пятнадцати лет не обслуживаются, постоянно выходят из строя. Администрация и МПП ВКХ "Орелводоканал" отказываются проводить работы по очистке канализационных сетей и приведению их в надлежащее состояние.
Специалистом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области проведено обследование территории бывшего завода "Погрузчик", в районе д "адрес", в ходе которого определено фактическое местонахождение канализационных колодцев.
Установлено, что канализационные колодцы находятся на территории земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N.
Земельный участок с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", входит в состав земельного участка с кадастровым номером N (единое землепользование), относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт, площадью "данные изъяты" кв.м. Собственником земельного участка является Российская Федерация.
Земельный участок с кадастровым номером N расположен по адресу: "адрес", относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения городского округа "город Орел" по "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м и принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Орел и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации от 31 января 2023 года МБУ "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла".
Земельный участок с кадастровым номером N расположен по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - реконструкция незавершенного строительством административного здания, площадью "данные изъяты" кв.м.
Остальные земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N находятся в собственности юридических и физических лиц.
Установлено, что указанные сети канализации выходят в канализационный колодец с отметкой "данные изъяты", который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N. Общая ориентировочная длина ливневой канализации от колодца с координатами на топографической карте "данные изъяты", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, до колодца ливневой канализации с координатами "данные изъяты", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, составляет "данные изъяты" м; общая ориентировочная длина фекальной канализации от колодца с координатами "данные изъяты", расположенного на земельном участке N, до колодца данной канализации с координатами "данные изъяты", расположенного на земельном участке с кадастровым N, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности МПП ВКХ "Орелводоканал", составляет "данные изъяты" м.
ОАО "Погрузчик", которое ранее располагалось на указанных земельных участках и владело канализационными сетями, решением Арбитражного суда Орловской области от 11 мая 2004 года признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Орловской области от 27 июня 2007 года конкурсное производство в отношении ОАО "Погрузчик" завершено.
Из ответов администрации, департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловских областях следует, что спорные инженерные сети в реестрах имущества Орловской области, муниципального имущества города Орла, федерального имущества не значатся.
Доказательства того, что спорная канализационная сеть находится в собственности иных лиц, материалы дела не содержат.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в нарушение требований закона администрацией и Управлением не приняты меры к постановке бесхозяйного имущества на учет; обращение с соответствующими заявлениями является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятные, безопасные условия проживания, ведет к отсутствию контроля за состоянием работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, наступлению неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы бесхозяйность канализационной сети судами установлена, документально подтвержденных данных о собственнике указанного имущества стороной административных ответчиков в материалы дела не представлено, таких обстоятельств не установлено и судами.
Исходя из приведенных выше положений закона, принятие мер постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей при решении вопросов местного значения является обязательным для соответствующего органа местного самоуправления и не может определяться исключительно усмотрением последнего.
Доводы кассационной жалобы о том, что имущество ОАО "Погрузчик", в том числе ливневая канализация, были проданы ЗАО "Орел-Погрузчик", проверены судом и обоснованно отклонены. Так, судом отмечено, что доказательств перехода в собственность указанного юридического лица спорного имущества не представлено. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 31 марта 2013 года ЗАО "Орел-Погрузчик" прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией.
Принимая во внимание очевидность нарушения публичных интересов непринятием административными ответчиками мер по учету бесхозяйного имущества, судебная коллегия отклоняет доводы кассационной жалобы об обратном.
Изложенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Советского районного суда города Орла от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 5 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Орла, Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 января 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.