Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пальчевского Виктора Альбертовича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Пальчевского В. А, Абакумовой И. А, Заложных Н. И, Зыковой О. В, Сергиевского К. Б, Фоминой Е. А. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Правительству Орловской области, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина", Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области, обществу с ограниченной ответственностью "Гипрозем", администрации города Орла о признании незаконным распоряжения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, объяснения Пальчевского В.А, поддержавшего кассационную жалобу, возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Фортуна" Измайловой Е.О. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пальчевский В.А, Абакумова И.А, Заложных Н.И, Зыкова О.В, Сергиевский К.Б, Фомина Е.А. обратились в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - МТУ Росимущества), Правительству Орловской области, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина" (далее - ФГБОУ ВО "Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина", Университет), Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области (далее - Департамент), администрации города Орла (далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Гипрозем" (далее - ООО "Гипрозем"), в котором просили признать незаконным распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области от 11 января 2012 года N 01-р о разделе земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Орловская "адрес" (далее - распоряжение от 11 января 2012 года N 01-р); признать недействительным раздел указанного земельного участка по межевому плану, подготовленному ООО "Гипрозем"; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами N; возложить на ответчиков обязанность установить площадь и границы земельного участка с кадастровым номером N с местоположением: "адрес" в соответствии с градостроительным регламентом, Правилами землепользования и застройки городского округа "город Орел" и проектом строительства; изменить вид разрешенного использования земельного участка на эксплуатацию и обслуживание многоквартирных жилых домов; обязать ответчиков внести сведения о границах, площади и адресе сформированного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Фортуна" (далее ООО "СЗ "Фортуна"), являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером N.
Решением Советского районного суда города Орла от 5 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 сентября 2023 года решение Советского районного суда города Орла от 5 июня 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение от 11 января 2012 года N 01-р в части образования земельного участка с кадастровым номером N площадью 3 005 кв.м, местоположение: "адрес", вид разрешенного использования: для строительства комплекса учебных зданий и сооружений. На МТУ Росимущества возложена обязанность исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером N; сформировать земельный участок под многоквартирными домами "адрес" в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, осуществив действия по его постановке на кадастровый учет. В удовлетворении административных исковых требований к Правительству Орловской области, ФГБОУ ВО "Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина", Департаменту, ООО "Гипрозем", Администрации отказано.
В кассационной жалобе, поданной 4 декабря 2023 года через Советский районный суд города Орла, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 18 декабря 2023 года, заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме, не передавая административное дело на новое рассмотрение.
Суть доводов жалобы сводится к тому, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неверном толковании и применении норм материального и процессуального права, что повлияло на определение юридически значимых обстоятельств по делу и оценку представленных суду доказательств.
В жалобе, в частности, утверждается, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 143 474, 5 кв.м, который был разделен согласно оспариваемому распоряжению от 11 января 2012 года N 01-р, являлся застроенным земельным участком под многоквартирными жилыми домами "адрес", в которых проживают административные истцы. В результате принятия оспариваемого распоряжения из владения собственников помещений в указанных многоквартирных жилых домах изъята благоустроенная придомовая территория с детскими площадками и парковкой.
Ввиду изложенного, по мнению заявителя, судом неправомерно отклонены его доводы о невозможности восстановления прав административных истцов без снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N.
Относительно кассационной жалобы ООО "СЗ "Фортуна" представлены письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого характера нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что распоряжением от 11 января 2012 года N 01-р земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 143 474, 5 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства комплекса учебных зданий и сооружений, расположенный по адресу: "адрес", являющийся федеральной собственностью, на праве постоянного (бессрочного) пользования переданный ФГБОУ ВО "Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина", разделён на три земельных участка: с кадастровым номером N общей площадью 123 526 кв.м, разрешённое использование: для строительства комплекса учебных зданий и сооружений; с кадастровым номером N общей площадью 16 944 кв.м, разрешённое использование: для строительства комплекса учебных зданий и сооружений; с кадастровым номером N площадью 3 005 кв.м, разрешённое использование: для строительства комплекса учебных зданий и сооружений.
Многоквартирные жилые дома "адрес" расположены на земельном участке площадью 3 005 кв.м с кадастровым номером N.
2 августа 2013 года из земельного участка с кадастровым номером N выделен земельный участок с кадастровым номером N площадью 34 881 кв.м, вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома.
На основании договора аренды от 7 мая 2019 года, заключенного по результатам электронного аукциона между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области и ООО "Фортуна", земельный участок с кадастровым номером N предоставлен в аренду ООО "Фортуна" сроком на 54 месяца с 24 апреля 2019 года по 23 октября 2023 года.
Распоряжением МТУ Росимущества от 25 июня 2019 года N 282-р указанный земельный участок безвозмездно передан в государственную собственность Орловской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 11 января 2012 года N 01-р о разделе земельного участка с кадастровым номером N является законным.
При этом суд исходил из того, что максимальный процент застройки земельного участка, на котором расположены многоквартирные жилые дома N "адрес", не нарушен, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что под строительство данных жилых домов выделялся весь исходный земельный участок с кадастровым номером N площадью 143 474, 5 кв.м, также как и земельный участок с кадастровым номером N площадью 3 005 кв.м, на котором фактически расположены указанные жилые дома. Суд также не усмотрел нарушения прав административных истцов, указав, что в ходе рассмотрения дела распоряжением МТУ Росимущества от 19 декабря 2022 года N 737-р по обращению ФГБОУ ВО "Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина" в пользование жителей многоквартирных домов дополнительно предоставлен находящийся в федеральной собственности земельный участок с кадастровым номером N площадью 4 635 кв.м.
Отменяя решение суда первой инстанции, и, признавая незаконным распоряжение от 11 января 2012 года N 01-р в части образования земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010147:29, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), разъяснениями, приведенными в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 июля 2023 года, Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденными решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года N 38/616-ГС, применив правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П, исходил из отсутствия доказательств того, что при образовании земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположены многоквартирные жилые дома, учитывались и были соблюдены требования земельного законодательства, а также законодательства о градостроительной деятельности, поскольку этот участок не был сформирован в качестве участка, на котором расположены многоквартирные дома по правилам пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, и по сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет вид разрешенного использования: для строительства комплекса учебных зданий и сооружений.
Кроме того, суд апелляционной инстанции констатировал, что указанный земельный участок не соответствует предельно допустимым размерам в части максимального процента застройки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции при вынесении нового решения возложил на МТУ Росимущества обязанность сформировать земельный участок под многоквартирными домами "адрес" в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, осуществив действия по его постановке на кадастровый учет.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1) и об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые решения, действия (бездействия) соответствуют нормам материального права и не нарушают права административного истца (пункт 2).
В соответствии со статьей 16 Вводного закона предусмотрены специальные порядок и условия перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который расположен на таком участке.
Нормами частей 2, 3, 4 и 5 указанной статьи установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, образованные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом земельный участок под многоквартирным домом должен быть образован в установленном порядке, поставлен на государственный кадастровый учет как земельный участок под таким домом с соответствующим видом разрешенного использования, предусматривающим возможность эксплуатации дома.
Действующее законодательство не содержит запрета на формирование единого земельного участка под несколькими многоквартирными домами, в том числе составляющими единый жилой комплекс, в целях их возведения и последующего обслуживания, эксплуатации и благоустройства. В этом случае возникает право общей долевой собственности всех собственников помещений в этих домах на единый земельный участок (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 июля 2023 года).
Правильно применив изложенные нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к верным выводам о том, что земельный участок под многоквартирными домами должен быть образован в границах, необходимых для их эксплуатации, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и правомерно возложил на МТУ Росимущества обязанность сформировать земельный участок под многоквартирными домами NN 60, 60А, 62 по ул. Генерала Родина г. Орла, осуществив действия по его постановке на кадастровый учет.
Кассационная жалоба каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены судебного акта, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом заявленных требований, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, направлена на их переоценку, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких данных, обжалуемый судебный акт сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, при которых судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 данного Кодекса), судом апелляционной инстанции по настоящему делу не допущено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пальчевского В. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.