Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Неудакиной И.В. к Брянской городской администрации, комитету по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, департаменту строительства Брянской области, департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, министерству по делам семьи, демографической и социальной политики Калужской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Неудакина И.В. (до заключения брака - Павлушина) обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации от 26 января 2022 года об отказе в принятии решения о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее также - Список), и возложении на Брянскую городскую администрацию обязанности включить в Список.
Свои требования Неудакина И.В. обосновывает тем, что на основании приказа министерства труда и социальной защиты Калужской области от 23 сентября 2020 года N 1267-П она включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, расположенного на территории Калужской области. В настоящее время административный истец имеет место жительства в городе Брянске и трудоустроена на основании трудового договора в ООО "АйТи Про" (г. Брянск). 14 января 2022 года Неудакина И.В. обратилась в комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении жилого помещения. В удовлетворении данного заявления ей было отказано со ссылкой на то, что перевод из списка одного субъекта Российской Федерации в другой возможен исключительно до достижения лицом 18-летнего возраста. Данное решение Неудакина И.В. считает незаконным, нарушающим ее права.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 2 февраля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 ноября 2023 года решение Советского районного суда г. Брянска от 2 февраля 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации от 26 января 2022 года. На Брянскую городскую администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Неудакинои И.В. от 14 января 2022 года. В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 1 декабря 2023 года через Советский районный суд г. Брянска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 декабря 2023 года, Брянская городская администрация просит апелляционное определение отменить ввиду его незаконности и необоснованности. Полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Рубцовского района Алтайского края от 1 февраля 2008 года N 54 несовершеннолетняя ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана оставшейся без попечения родителей и помещена в учреждение общественного воспитания.
Решением Рубцовского районного суда Алтайского края от 22 мая 2008 года родители административного истца - отец ФИО8 и мать ФИО9 лишены родительских прав.
Приказом министерства труда и социальной защиты Калужской области от 23 сентября 2020 года N 1267-П ФИО7 включена в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, расположенного на территории Калужской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 вступила в брак с ФИО10, после заключения брака ей присвоена фамилия Неудакина.
Неудакина И.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес" на период с 9 июня 2022 года по 2 июня 2023 года.
14 января 2022 года административный истец обратилась в комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации о включении ее в список детей-сирот й детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации 26 января 2022 года письмом исх. N 97-оп отказал истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку она сменила место жительства после достижения совершеннолетия.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что решение комитета по делам молодёжи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации от 26 января 2022 года является законным и обоснованным, поскольку на момент обращения по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, административному истцу уже исполнилось 23 года, то есть она уже фактически не относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом проживание административного истца на территории Брянской области носит временный характер.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административный иск в части, исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства как достижение названных выше лиц определённого возраста. Утверждение административного ответчика о том, что по новому месту жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат включению в Список при условии переезда в другой субъект Российской Федерации до достижения ими возраста 18 лет, является ошибочным.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Неудакина И.В. на момент возникновения спора относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок формирования Списка, форма заявления о включении в Список, примерный перечень документов, необходимых для включения в него, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 названного Федерального закона).
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из Списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства; порядок такого исключения и включения в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3.1 указанной выше статьи).
Такой порядок установлен Правилами, регламентирующими вопросы формирования Списка, примерный перечень документов, необходимых для включения в него, сроки и основания принятия соответствующего решения, сроки включения в список, а также порядок исключения, в частности, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 (пункт 1 Правил).
Федеральный закон N 159-ФЗ сохраняет за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 данного закона, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
Из анализа приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Правила соответствуют статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ в части обеспечения лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пункт 23 Правил регулирует процедуру подачи заявления в случае перемены места жительства, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержит уточнение о том, что при наличии полной дееспособности и достижения возраста 18 лет такое лицо вправе самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением, не может толковаться никак иначе как в совокупности с иными положениями названного нормативного правового акта.
Так, пунктом 35 Правил в числе оснований, по которым уполномоченный орган принимает решения об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, такое основание, как достижение названных выше лиц определённого возраста, отсутствует.
Следовательно, утверждение административного ответчика о том, что по новому месту жительства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат включению в Список при условии переезда в другой субъект Российской Федерации до достижения ими возраста 18 лет, является ошибочным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным отказ во включении административного истца в Список по причине того, что административный истец не относится к кругу лиц, указанных в пункте 23 Правил.
Вопреки доводам кассационной жалобы из ответа комитета по делам молодёжи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации от 26 января 2022 года следует, что Неудакиной И.В. отказано во включении в Список исключительно по тем основаниям, что она достигла совершеннолетия, что является предметом рассмотрения по настоящему делу. По иным основаниям административному истцу во включении в Список административным ответчиком не отказывалось.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Брянской городской администрации - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.