Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве на решение Свердловского районного суда города Белгорода от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 20 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Ш.И.А, М.А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Ш.И.А, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней М.А.А, обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований просила:
- признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) об отказе в возобновлении регистрации прав собственности от 8 сентября 2022 года N N, о приостановлении государственной регистрации прав собственности от 11 ноября 2022 года N N, от 15 ноября 2022 года N N, об отказе в государственной регистрации прав собственности от 15 ноября 2022 года N N (в отношении машино-места с кадастровым номером N);
признать незаконными решения Управления об отказе в возобновлении регистрации прав собственности от 8 сентября 2022 года N N, о приостановлении государственной регистрации прав от 11 ноября 2022 года N N, от 15 ноября 2022 года N N, об отказе государственной регистрации прав собственности от 15 ноября 2022 года N N (в отношении помещения с кадастровым номером N);
признать незаконным решение Управления об отказе в возобновлении регистрации прав собственности от 8 сентября 2022 года N N, о приостановлении государственной регистрации прав собственности от 11 ноября 2022 года, о приостановлении государственной регистрации прав собственности от 15 ноября 2022 года N N, об отказе государственной регистрации прав собственности от 15 ноября 2022 года N N (в отношении помещения с кадастровым номером N);
возложить на Управление обязанность устранить допущенные нарушения, а именно произвести регистрацию прав по заявлениям Ш.И.А. от 3 августа 2022 года N N, N N, N N в соответствии с соглашением о разделе наследственного имущества от 4 июля 2022 года N.
В обоснование административного иска указала, что после смерти супруга она обратилась в Управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости (квартиру с кадастровым номером N, машино-место с кадастровым номером N, нежилое помещение кладовую с кадастровым номером N), которые к моменту смерти супруга (22 июня 2021 года) были приняты им по актам приема-передачи к договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Одновременно с заявлениями представила нотариально удостоверенное соглашение о разделе наследственного имущества, акты приема-передачи к договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
Государственная регистрация прав была приостановлена, а впоследствии в ее осуществлении было отказано. Указано на необходимость представления свидетельства о праве на наследство по закону на объекты недвижимости, отмечено, что право собственности наследодателя на данные объекты недвижимости не зарегистрировано, в связи с чем свидетельство и соглашение не могут рассматриваться как документы, устанавливающие права наследника на данные объекты недвижимости. Рекомендовано обратиться к застройщику для заключения соглашения о замене стороны в договоре участия в долевом строительстве, либо для подписания акта приема-передачи объекта недвижимого имущества.
Полагала, что отказ Управления в осуществлении государственной регистрации права нарушает гарантированное частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право на наследство, препятствуют в защите права собственности посредством реализации законодательно установленного механизма государственной регистрации прав.
Решением Свердловского районного суда города Белгорода от 9 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 20 июля 2023 года, административный иск удовлетворен, признаны незаконными решения Управления Росреестра по Москве о приостановлении государственной регистрации права, о неустранении причин приостановления государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации права в отношении объектов недвижимости - квартиры с кадастровым номером N, машино-места с кадастровым номером N, нежилого помещения кладовой с кадастровым номером N, на Управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Ш.И.А. от 3 августа 2022 года N N, N N, N N.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 декабря 2023 года, Управление просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на необходимости предоставления свидетельств о праве на наследство по закону в отношении объектов недвижимости в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1165 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких нарушений, которые привели к принятию неправильного решения, судами не допущено.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нём сведений регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации в качестве основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав названо, в частности, непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, между обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" и супругом административного истца Ш.И.А. - М.А.А. заключены договоры участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 3 декабря 2018 года N N (в отношении кладовой), от 3 декабря 2018 года N N (в отношении квартиры), от 26 января 2019 года N N (в отношении машино-места). Сторонами подписаны акты приема-передачи от 22 мая 2021 года в отношении однокомнатной квартиры N N, кладовой N N и машино-места N N, расположенных в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Не успев осуществить государственную регистрацию права собственности на данные объекты недвижимости, М.А.А. умер 22 июня 2021 года.
Нотариусом Белгородского нотариального округа Белгородской области выданы свидетельства о праве на наследство от 24 декабря 2021 года, в том числе свидетельства в отношении прав и обязанностей на вышеуказанные объекты долевого строительства, возникшие на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома.
В последующем нотариусом удостоверено соглашение от 4 июля 2022 года о разделе наследственного имущества между Ш.И.А, действующей от себя и в интересах несовершеннолетней дочери М.А.А, и П.А.А, предметом которого являются, в числе прочего права и обязанности на объекты долевого строительства с указанием на то, что наследникам принадлежат права и обязанности по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома (т. 1 л.д. 152-153).
Ш.И.А. обратилась в Управление с заявлениями от 3 августа 2022 года, поданными от ее имени и в интересах несовершеннолетней М.А.А, о государственной регистрации права собственности в отношении квартиры с кадастровым номером N, машино-места с кадастровым номером N, нежилого помещения кладовой с кадастровым номером N, представив при этом нотариально удостоверенное соглашение о разделе наследственного имущества.
Уведомлениями от 9 августа 2022 года государственный регистратор сообщил о приостановлении действий по государственной регистрации до 8 ноября 2022 года. При этом уведомление в отношении кладовой не содержало никаких ссылок на основания приостановления государственной регистрации. В уведомлениях в отношении квартиры и машино-места указано, что соглашение лишь подтверждает факт изменения стороны по договору долевого участия; право собственности наследодателя на данные объекты недвижимости не зарегистрировано, в связи с чем свидетельство и соглашение не могут рассматриваться как документы, устанавливающие права наследника на данные объекты недвижимости. В целях устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, рекомендовано обратиться к застройщику для заключения соглашения о замене стороны в договоре участия в долевом строительстве либо для подписания акта приема-передачи объекта недвижимого имущества.
3 сентября 2022 года Ш.И.А. представила в Управление копии актов приема-передачи к договорам участия в долевом строительстве в отношении квартиры, машино-места и кладовой. Однако уведомлениями от 8 сентября 2022 года сообщено о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав.
Уведомлениями от 11 ноября и 15 ноября 2022 года Управление вновь сообщило о приостановлении государственной регистрации прав соответственно до 11 ноября и 15 ноября 2022 года, которые не содержат ссылок на основания приостановления и документы, которые необходимо представить.
Уведомлениями от 15 ноября 2022 года сообщено об отказе в осуществлении государственной регистрации прав.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что уведомления о приостановлении государственной регистрации права, о неустранении причин ее приостановлении, уведомления об отказе в государственной регистрации права не содержат ссылок на положения Закона о государственной регистрации и не соответствуют требованиям этого закона и Административного регламента по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года N 278.
Судебная коллегия находит правильным итоговый вывод судебных инстанций о незаконности оспариваемых решений государственного регистратора.
Как установлено судами, в качестве документов - оснований для государственной регистрации Ш.И.А. представлено удостоверенное нотариусом соглашение от 4 июля 2022 года о разделе наследственного имущества, предметом которого являются, в числе прочего принадлежащие наследникам права и обязанности по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома в отношении объектов долевого строительства - квартиры, машино-места и кладовой. В последующем представлены копии актов приема-передачи к договорам участия в долевом строительстве в отношении квартиры, машино-места и кладовой.
Частью 2 статьи 59 Закона о государственной регистрации недвижимости установлено, что при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании, в частности, нотариально удостоверенной сделки проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.
Таким образом, представленными для государственной регистрации документами заявители подтвердили переход к ним прав и обязанностей по договору долевого участия в строительстве и передачу объектов долевого строительства, что в соответствии с положениям части 11 статьи 48 Закона о государственной регистрации необходимо для регистрации прав участника долевого строительства на объект долевого строительства.
Ссылки автора кассационной жалобы на непредставление свидетельств о праве на наследство на объекты недвижимого имущества в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1165 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими государственную регистрацию прав наследников на недвижимое имущество, в отношении которого заключено соглашение о разделе наследства, на основании такого соглашения и ранее выданного свидетельства о праве на наследство, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае соглашение о разделе наследства заключено не в отношении недвижимого имущества, а в отношении прав и обязанностей по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Права наследодателя на объекты недвижимого имущества не возникли ввиду отсутствия их государственной регистрации и не могли быть унаследованы, о чем государственному регистратору было достоверно известно исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В этой связи не основаны на законе требования государственного регистратора в оспариваемых решениях о предоставлении свидетельств о праве на наследство непосредственно на объекты недвижимого имущества.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы о предоставлении свидетельств о праве на наследство непосредственно на объекты недвижимого имущества отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда города Белгорода от 9 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 20 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.