Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФНС России по Курской области на решение Курского районного суда Курской области от 22 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 11 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Гузеева А Н к МИФНС России N 5 по Курской области, УФНС России по Курской области об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гузеев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решения налогового органа об отказе в возврате излишне взысканного земельного налога.
Требования мотивированы тем, что на основании судебного приказа от 19 мая 2020 года в отношении него возбуждено исполнительное производство, в рамках которого с него взыскан земельный налог за 2018 год. Указывая на то, что у налогового органа отсутствовали основания для применения при расчете земельного налога коэффициента "4", обратился в МИФНС России N 5 по Курской области с заявлением о возврате излишне взысканного земельного налога, однако решением от 9 марта 2021 года N, оставленным без изменения решением УФНС России по Курской области от 14 июля 2021 года N, отказано в удовлетворении заявления.
Решением Курского районного суда Курской области от 22 ноября 2022 года административные исковые требования удовлетворены, признаны незаконными оспариваемые решения, на МИФНС России N5 по Курской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия решения об осуществлении возврата излишне взысканного земельного налога.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 11 июля 2023 года решение суда изменено в части способа восстановления нарушенного права, на УФНС России по Курской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия решения в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 16 января 2024 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 января 2024 года, УФНС России по Курской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты. Указывает, что переплаты сумм налога у Гузеева А.Н. не имеется. Административным истцом не оспаривались налоговые уведомления о начислении земельного налога с применением коэффициента "4", им избран неверный способ защиты. Кроме того, взаимосвязи между заявленными требованиями Гузеева А.Н. и администрации Курской области, ООО "Газпром трансгаз Москва" не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушения судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Судами установлено и подтверждается материалами административного дела, что Гузеев А.Н. в 2018 году являлся собственником земельного участка площадью 8000 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
МИФНС России N 5 по Курской области Гузееву А.Н. было направлено налоговое уведомление от 22 августа 2019 года N об уплате земельного налога за 2018 год по указанному земельному участку в сумме 26105 руб, по земельному участку с кадастровым номером N в сумме 365 руб, со сроком уплаты 2 декабря 2019 года.
В связи с неисполнением Гузеевым А.Н. в установленный срок обязательств по уплате земельного налога за 2018 год на сумму 26470 руб, налоговым органом Гузееву А.Н. направлено требование N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов по состоянию на 18 декабря 2019 года на сумму 26555 руб. 59 коп. (налог - 26470 руб, пени - 85 руб. 59 коп.) со сроком уплаты 28 января 2020 года.
Налогоплательщиком в установленный срок требование исполнено не было, задолженность не погашена, в связи с чем, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа на сумму 26555 руб. 59 коп.
19 мая 2020 года мировым судьей судебного участка N 2 Курского судебного района Курской области в отношении Гузеева А.Н. вынесен судебный приказ N 2а-737/2020 о взыскании налогов и пени на общую сумму 26555 руб. 59 коп.
В целях осуществления процедуры принудительного взыскания задолженности, Инспекцией 16 июля 2020 года в ОСП по Курскому району направлен вышеуказанный судебный приказ.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Курскому район в отношении Гузеева А.Н. было возбуждено исполнительное производство, на основании которого с должника были взысканы денежные средства в размере 26555 руб. 59 коп.
21 июля 2020 года мировым судьей судебного участка N 2 Курского судебного района Курской области судебный приказ от 19 мая 2020 года отменен.
9 марта 2021 года Гузеев А.Н. обратился в МИФНС России N 5 по Курской области с заявлением о возврате излишне взысканного земельного налога в сумме 23385 руб. 70 коп, пени - 450 руб. 59 коп, государственной пошлины - 498 руб, а также процентов не сумму излишне взысканного налога.
Решением МИФНС России N 5 по Курской области от 9 марта 2021 года N Гузееву А.Н. отказано в возврате налога, поскольку переплата, указанная в заявлении, не подтверждена налоговым органом, начислен налог за 2019 год в сумме 24147 руб, за 2018 год в сумме 13080 руб. по сроку уплаты 1 декабря 2021 года.
Не согласившись с решением МИФНС России N 5 по Курской области от 9 марта 2021 года N Гузеевым А.Н. подана жалоба в УФНС России по Курской области о его отмене.
Решением УФНС России по Курской области от 14 июля 2021 года N жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
По информации Управления Росреестра по Курской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером N в ЕГРН содержатся следующие сведения: дата постановки на кадастровый учет - 9 апреля 2013 года, дата снятия с кадастрового учета - 2 октября 2020 года, площадь - 8000 кв. м, местоположение: "адрес" Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов). Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 9 апреля 2013 года на основании заявления и межевого плана от 21 января 2013 года, подготовленного кадастровым инженером Карпушиным А.П. в связи с образованием 14 земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N. Разрешенное использование земельного участка при его образовании - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. 11 сентября 2015 года внесены изменения в сведения ЕГРН в части категории земель (с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов"), 23 ноября 2015 года внесены изменения в сведения ЕГРН в части разрешенного использования (с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)". На данный земельный участок с 9 апреля 2013 года до 2 октября 2020 года зарегистрировано право собственности Гузеева А.Н. на основании соглашения о разделе земельного участка от 10 июля 2013 года.
На основании актуальных сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, инспекцией 4 августа 2020 года произведен перерасчет земельного налога за 2018 год в сторону уменьшения на сумму 11965 руб, сумма указанного налога составила 14140 руб.
Гузееву А.Н. произведен перерасчет земельного налога в сторону уменьшения на сумму 1060 руб. за 2018 год, на сумму 1958 руб. за 2019 год по земельному участку с кадастровым номером N, в связи с имеющейся налоговой льготой с 19 ноября 2015 года.
По результатам проведенных инспекцией перерасчетов, сумма налога к уплате по сроку уплаты 1 декабря 2021 года составила: за 2018 год - 13080 руб, за 2019 год - 24147 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оснований для применения повышающего коэффициента "4", при расчете земельного налога у налогового органа не имелось, поскольку строительство в границах указанных участков недопустимо.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в части, указал, что возврат излишне взысканного земельного налога возможен только после рассмотрения соответствующего вопроса налоговым органом в соответствии со статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанции.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с упомянутым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (часть 1 статьи 388 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положениями статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности расчета земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего три года с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (абзац второй пункта 15).
Таким образом, условием для применения при исчислении земельного налога коэффициента, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, является вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий жилищное строительство либо индивидуальное жилищное строительство соответственно.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой XIX, регулирующей цели установления зон с особыми условиями использования территории, их виды, порядок и последствия установления, изменения, прекращения существования (статьи 104 - 107).
Пунктами 6 и 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 342-ФЗ) предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Статьей 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" закреплено, что на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона объектов системы газоснабжения определяется как территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (далее - Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.
В пункте 5 Правил установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Порядок определения охранных зон газораспределительных сетей указан в пункте 7 Правил.
Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил).
В силу положений статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Согласно части 4 статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Установлено, что расчет задолженности по земельному налогу Гузееву А.Н. за 2018 год произведен на основании положений абзаца 2 пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации с применением повышающего коэффициента "4", поскольку на земельном участке с кадастровым номером N налогоплательщиком не осуществлено жилищное строительство.
Гузеев А.Н. последовательно указывал, что он не мог и никогда не сможет осуществить жилищное строительство на земельном участке с кадастровым номером N по причинам полностью от него не зависящим - нахождение земельного участка в пределах минимального расстояния от магистрального газопровода, где законом запрещено строительство.
Как следует из письма ООО "Газпром трансгаз Москва" от 12 декабря 2019 года N, весь земельный участок находится в пределах минимального расстояния от магистрального газопровода.
Согласно выписке из ЕГРН сведения об обременениях и ограничениях в отношении земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", в том числе его нахождение в охранной зоне и в зоне минимального расстояния газопровода - отсутствуют.
Из земельного участка с кадастровым номером N 2 октября 2020 года образованы объекты недвижимости с кадастровыми номерами N и N.
Согласно сообщению ООО "Газпром трансгаз Москва" Курское линейное управление магистральных газопроводов от 26 января 2022 года N следует, что вблизи земельных участков с кадастровыми номерами N, N проходит магистральный газопровод Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск. Земельные участки расположены в зоне минимального расстояния (200 метров от оси газопровода в обе стороны), в связи с чем, строительство на земельных участках с кадастровыми номерами N, N - запрещено.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов об удовлетворении административных исковых требований и признании незаконными решения МИФНС России N5 по Курской области от 9 марта 2021 года N об отказе в возврате излишне взысканного земельного налога и решения УФНС России по Курской области от 14 июля 2021 года N.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных решений. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном привлечении в качестве заинтересованных лиц администрацию Курской области, ООО "Газпром трансгаз Москва" не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут отмену правильных по существу судебных актов.
Исходя из статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему делу администрация Курской области, ООО "Газпром трансгаз Москва" являются заинтересованными лицами в данном споре, так как спорный земельный участок находится в пределах минимального расстояния от магистрального газопровода, в связи с чем, права указанных лиц могут быть затронуты вынесенными решениями.
Фактические обстоятельства дела судами установлены правильно, исследованы в полном объеме, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит, сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки районного и областного судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курского районного суда Курской области от 22 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 11 июля 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу УФНС России по Курской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.