Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в своих интересах и в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по определению эксплуатирующей (гарантирующей) организации водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, объяснения представителя администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Нырковой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения старшего прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чамзинского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неисполнении обязанности по определению эксплуатирующей (гарантирующей) организации водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района, протяженностью 5936 м (кадастровый номер N
Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия проверкой в деятельности администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно - коммунального хозяйства. Установлено, что в собственности Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района имеется объект водоснабжения протяженность 5936 м, используемый для предоставления коммунальных услуг населению, эксплуатация которого осуществляется администрацией Мичуринского сельского поселения (кадастровый номер N, свидетельство о государственной регистрации права от 25 ноября 2016 года N). Согласно соглашению от 30 декабря 2016 года N б/н и дополнительному соглашению от 17 февраля 2023 года "О передаче осуществления части полномочий Чамзинского муниципального района Мичуринскому сельскому поселению Чамзинского муниципального района" полномочия по электро -, тепло газо - и водоснабжению населения, водоотведению, снабжению населения топливом администрацией Чамзинского муниципального района в границах поселения переданы Мичуринскому сельскому поселению. Вместе с тем, в силу части 1.1. статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" у администрации Мичуринского сельского поселения отсутствуют полномочия по определению гарантирующей организации. Администрацией Чамзинского муниципального района до настоящего времени гарантирующая организация по эксплуатации объекта водоснабжения на территории Мичуринского сельского поселения не определенна. 18 апреля 2023 года главе администрации Чамзинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно - коммунального хозяйства, однако меры по определению гарантирующей организации на момент направления административного искового заявления не приняты.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 2 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 22 января 2024 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции, 1 февраля 2024 года, администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия просит отменить состоявшиеся судебные постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что полномочия по водоснабжению переданы администрации Мичуринского сельского поселения. Кроме того, объект водоснабжения не подключен к централизованной системе водоснабжения, соответствующий тариф на оказываемый вид услуг в области водоснабжения и (или) водоотведения не установлен.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и следует из материалов административного дела, что прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения законодательства в сфере жилищно - коммунального хозяйства при осуществлении деятельности администрации Чамзинского муниципального района.
Так, в Мичуринском сельском поселении были выявлены нарушения прав граждан на качественное предоставление коммунальных услуг и безопасную жизнедеятельность населения, а именно водопроводные сети, находящиеся в собственности сельского поселения, протяженностью 5936 м, (кадастровый номер N, свидетельство о государственной регистрации права от 25 ноября 2016 года N имеют степень износа 35%, на территории Мичуринского сельского поселения не обслуживаются, контроль за их техническим состоянием не осуществляется, организация водоснабжения фактически осуществляется населением, тарифы в данной сфере согласно требованиям закона не установлены, по договору аренды либо концессионным соглашениям не передавались, что является нарушением статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 6, 10, 12, Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно соглашению от 30 декабря 2016 года N б/н и дополнительному соглашению от 17 февраля 2023 года "О передаче осуществления части полномочий Чамзинского муниципального района Мичуринскому сельскому поселению Чамзинского муниципального района" полномочия по электро -, тепло -, газо - и водоснабжению населения, водоотведению, снабжению населения топливом администрацией Чамзинского муниципального района в границах поселения переданы Мичуринскому сельскому поселению.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного соглашения, Чамзинский муниципальный район Республики Мордовия передает Мичуринскому сельскому поселению полномочия по организации в границах поселения электро тепло газо - и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Сведений об обеспечении бюджетного финансирования, данное соглашение не содержит.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у администрации Мичуринского сельского поселения отсутствуют полномочия по определению гарантирующей организации. В связи с этим, реализация полномочий по определению эксплуатирующей (гарантирующей) организации водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района возлагается на администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они сделаны на основе правильного применения норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.
В части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (пункт 5); согласование инвестиционных программ (пункт 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 10).
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона N 416 -ФЗ органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа водоснабжения и водоотведения.
Вопреки доводам жалобы и как верно указано судами нижестоящих инстанций, факт заключения между администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия и администрацией Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия соглашения от 30 декабря 2016 года и дополнительного соглашения от 17 февраля 2023 года не свидетельствует об изменении установленной законом компетенции органов местного самоуправления муниципального района и сельских поселений.
Названное двустороннее соглашение не освобождает администрацию Чамзинского муниципального района от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий по определению эксплуатирующей (гарантирующей) организации водопроводной сети в силу части 1.1 статьи 6 Федерального закона N 416 - ФЗ.
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований основанными на нормах действующего законодательства и установленных обстоятельствах.
Доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств дела и имеющихся доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, в связи с чем, не могут быть признаны состоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного решения в кассационном порядке.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.