Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело посредством системы веб-конференции с использованием ресурса "IVA" по иску Меженина Александра Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 21 сентября 2023 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д, пояснения представителя ответчика ОСФР по Пензенской области Улыбиной Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Меженин А.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области (далее - ОСФР по Пензенской области) о понуждении к назначению досрочной страховой пенсии.
Решением Ленинского районного суда г.Пензы от 28 февраля 2022 г. в удовлетворении исковых требований Меженину А.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 21 сентября 2023 г. решение Ленинского районного суда г.Пензы от 28 февраля 2022 г. отменено в части отказа в иске Меженину А.Н. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода военной службы по контракту в ВС РФ, в отменённой части принято новое решение, которым на ОСФР по Пензенской области возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период военной службы Меженина А.Н. по контракту в ВС РФ с 2 августа 1995 г. по 29 апреля 2002 г. в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по Пензенской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 21 сентября 2023 г, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение истца о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции по делу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 9 ноября 2021 г. Меженин А.Н. обратился в ГУ ОПФР по Пензенской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 8 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Пензенской области от 18 ноября 2021 г. Меженину А.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа работы на должностях Государственной противопожарной службы Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (не менее 25 лет).
На момент обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж работы истца на должностях Государственной противопожарной службы Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составлял 15 лет 4 месяца 9 дней.
В специальный стаж Меженина А.Н. не были включены периоды: с 21 ноября 1986 г. по 28 ноября 1988 г. - срочная служба в рядах Советской армии; с 2 августа 1995 г. по 29 апреля 2002 г. - служба в Вооруженных Силах РФ по контракту.
Согласно военному билету и послужному списку Меженин А.Н. проходил действительную военную службу по контракту с 2 августа 1995 г. по 29 апреля 2002 г. в войсковой части N 41628 в должности водителя -телефониста взвода связи и командира р/телефонного отделения взвода связи в званиях ефрейтор, младший сержант и сержант.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода срочной службы в рядах Советской армии и периода службы по контракту.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Меженина А.Н. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода военной службы по контракту в ВС РФ не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, апелляционный суд указал, что в п.1 ч.1 ст.12 ФЗ N400-ФЗ содержится общая норма о включении в страховой стаж периода прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, которая не исключает возможности включения в специальный стаж периодов прохождения службы на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при установлении пенсии в связи с особыми условиями труда, когда это предусмотрено специальным законодательством.
Указав, что войсковая часть, в которой проходил службу Меженин А.Н. входила в систему Государственного комитета РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ, должности, которые занимал Меженин А.Н. в спорный период с 2 августа 1995г. по 29 апреля 2002 г. включены в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N437, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о включении спорного периода в специальный стаж истца.
Судебные акты в части отказа во включении в специальный стаж по п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периода срочной службы сторонами не обжалуются и предметом рассмотрения суда кассационной инстанции не являются.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периода военной службы по контракту сделаны с нарушением норм материального права.
Согласно п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частями 3 и 4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсий); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Период военной службы по контракту Меженина А.Н. приходится на период действия Закона РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту "о" ст.12 Закона РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда назначалась мужчинам и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно - спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности", в первоначальной редакции, действующей в период военной службы Меженина А.Н и до внесения изменений ФЗ N116-ФЗ от 25.07.2002, было определено, что Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
Согласно ст.7 ФЗ N69-ФЗ в редакции, действующей в период военной службы Меженина А.Н и до внесения изменений ФЗ N116-ФЗ от 25.07.2002, личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее-сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее-работники). На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде, федеральными законами.
Согласно п.1 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 19.03.1996 N1-2-У "О порядке применения пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" от 27.12.1995г. N211-ФЗ. в соответствии с частью первой статьи 7. Федерального закона "О пожарной безопасности" работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации признаются лица, состоящие на штатных должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, не имеющие специальных или воинских званий.
В п.2 Указаний от 19.03.1996 N1-2-У, определено, что в стаж работы в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел. противопожарных и аварийно- спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.06.1995 N241.
В указанный стаж работы не включается время, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудникам).
Согласно послужному списку Меженин А.Н. зачислен на военную службу по контракту через Городищенский РВК Пензенской области сроком на три года со 02.08.1995 по 02.08.1998 и назначен на должность водителя-телефониста взвода связи в/ч 41628 ВУС- 837037. С 01.01.1998 - командиром p/телефонного отделения взвода связи ВУС - 423182. В соответствии с Законом РФ от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с ним заключен контракт, предусмотренный пунктом "б" части 1 ст.33 указанного Закона, сроком на три года, далее заключен контракт, предусмотренный пунктом 5 ст.38 указанного Закона, сроком на пять лет. В соответствии с указанным Законом Меженин А.Н. уволен с военной службы в связи с организационными штатными мероприятиями по ст.51 п.2 пп. "а", исключен из списков части личного состава и всех видов обеспечения с 29 апреля 2002 года и направлен в Городищенский ВК Пензенской области на воинский учет.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия считает, что оценка пенсионных прав истца за данные периоды должна осуществляться в соответствии с Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Положения части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, так же как и положения подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2015 г, не допускают возможности включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в органах внутренних дел и в органах Государственной противопожарной службы МЧС России.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.
Судебная коллегия считает, что требование Меженина А.Н. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Ф3 N400-ФЗ периода прохождения военной службы по контракту с 02.08.1995 по 29.04.2002 не подлежит удовлетворению, а выводы суда апелляционной инстанции об обратном основаны на неверном применении норм материального права.
Учитывая обоснованность выводов суда первой инстанции, разрешившего спор по существу с учетом установленных по делу обстоятельств и подлежащих применению норм материального права, судебная коллегия считает возможным оставить в силе решение Ленинского районного суда г.Пензы от 28 февраля 2022г, которым Меженину А.Н. отказано в иске о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.18 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г. N400-ФЗ периода военной службы по контракту в ВС РФ с 2 августа 1995г. по 29 апреля 2002г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 21 сентября 2023 г. отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда г.Пензы от 28 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.