Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоуса Виктора Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, включении в специальный страховой стаж периодов работы, обязании назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Белоуса Виктора Николаевича
на решение Люберецкого городского суда Московской области от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 июля 2023 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д, пояснения истца Белоуса В.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы (участвующего до перерыва),
УСТАНОВИЛА:
Белоус В.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г..Москве и Московской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, включении в специальный страховой стаж периодов работы, обязании назначить страховую пенсию по старости, указав, что с 30.09.2005 г..является получателем страховой пенсии в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При первоначальном устном обращении в 2002 году с заявлением о назначении досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости с момента возникновения права (с 50 лет) ответчиком устно было отказано и разъяснено право с учетом выработанного стажа на назначение пенсии с учетом уменьшения пенсионного возраста до 53 лет, то есть с 2005 года. Между тем ответчиком не учтено, что в период с 1973 года по 1980 год и с 1986 года по 1996 год он работал в должности водолаза, общий стаж работы в должности водолаза к моменту достижения возраста 50 лет составляет 16 лет, общее время пребывания под водой с начала водолазной практики составляет 3 164 часа 31 минута. Ответчик не включил в страховой стаж спорные периоды работы в должности водолаза, поскольку в указанные периоды он проводил под водой менее 25 часов в месяц, что является препятствием для включения этих периодов в специальный стаж. Кроме того, из страхового стажа исключен ноябрь 1979 года, время пребывания под водой в котором менее 25 часов.
Просил суд зачесть спорные периоды работы с 01.05.1976 года по 31.05.1976 года, с 01.11.1979 года по 30.11.1979 года, с 01.03.1980 года по 30.04.1980 года, с 01.07.1980 года по 31.10.1980 года, с 01.09.1986 года по 31.10.1986 года, с 01.12.1986 года по 31.12.1986 года, с 01.06.1987 года по 30.06.1988 года, с 01.08.1988 года по 31.08.1988года, с 01.03.1989 года по 31.03.1989 года, с 01.07.1991 года по 31.07.1991 года, с 01.09.1991 года по 30.11.1991 года, с 01.02.1993 года по 31.05.1994 года, с 01.08.1994 года по 31.08.1994 года, с 01.12.1994 года по 31.07.1996 года в специальный стаж, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на ее получение, а именно с 30.09.2002 года, произвести перерасчет страховой пенсии и произвести ее доначисление с учетом права на ее получение с 30.09.2002 г..
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 2 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 июля 2023г, в удовлетворении исковых требований Белоуса В.Н. отказано.
В кассационной жалобе Белоус В.Н. просит отменить решение Люберецкого городского суда Московской области от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 июля 2023 г, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании 6 февраля 2024г. по рассмотрению кассационной жалобы Белоуса В.Н. объявлен перерыв до 13 февраля 2024 г.
Учитывая надлежащее извещение представителя ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанции по делу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Белоус В.Н, с момента достижения возраста 53 лет, то есть с 30.09.2005 года является получателем досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом уменьшения пенсионного возраста на 7 лет исходя из наличия у него специального стажа полных 7 лет.
По состоянию на 30.09.2005 г. страховой стаж истца составил 27 лет 10 месяцев 02 дня, специальный - 07 лет 10 месяцев 12 дней.
08.06.2021 г, 14.02.2022 г, 22.05.2022 г. истец обращался в ГУ - Главное Управление ПФР N3 по г. Москве и Московской области с заявлениями о перерасчете размера пенсии в связи с необходимостью ее назначения по достижении им возраста 50 лет, указав, что при решении вопроса о ее назначении не были учтены разъяснения, содержащиеся в Постановлении Минтруда России от 11.05.1993 N 105.
ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области в ответах от 15.04.2022 г, 24.06.2022 г. отказало Белоусу В.Н. в перерасчете пенсии.
Из ответа ГУ - ГУ ПФ РФ N 3 по г. Москве и Московской области от 24.06.2022 г. следует, что общее время пребывания под водой Белоуса В.Н. составило 2 339 часа 13 минут.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска Белоуса В.Н, суд исходил из того, что с учетом изменения редакции Списка N1 стаж на соответствующих видах работ исчисляется по годам, исходя из 275 часов работы под водой в год, и за полные учитываются те годы, в течение которых водолаз был под водой не менее 275 часов; годы, в течение которых водолаз находился под водой менее 275 часов, исчисляются по месяцам, исходя из месячной нормы 25 часов в месяц, а именно: месяц, в котором имеется 25 часов и более подводной работы учитывается как один месяц, а менее 25 часов подводной работы - исключается из подсчета такого стажа; из этого следует, что в специальный стаж истца подлежат включению только периоды работы по годам, когда выработана норма 275 часов в год, и месяцы с полной выработкой не менее 25 часов нахождения под водой; из личных книжек водолаза истца следует, что спусковые часы, отработанные истцом ежемесячно в спорные периоды, ниже установленной нормы (менее 25 часов в месяц), в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что специальный стаж по позиции 12100000-11465 Списка N1 рассчитывается не путем простого сложения всего количества часов, проведенных под водой, а путем сложения лет, если в течение каждого года пребывание под водой составляло не менее 275 часов, и месяцев, если в течение каждого месяца пребывание под водой составляло не менее 25 часов; в случае, если указанная продолжительность пребывания под водой в течение каждого года и/или месяца отсутствует, эти годы и месяцы включению в специальный стаж не подлежат.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения истцу в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов его работы водолазом основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации) Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 г.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно положениям части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Так, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 утвержден Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Указанным Списком N1 предусмотрены водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более (раздел XXIII Общие профессии", позиция 12100000-11465).
Согласно Разъяснениям Минтруда Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 6 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г, и дополнений к этим спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР N 591 от 9 августа 1991 г.", пенсии по Списку N 1 следует назначать водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более - как водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
При этом, законодатель применяет разделительный союз "либо", что свидетельствует о том, что те работники, у которых время пребывания под водой с начала водолазной практики составляет более 2750 часов, имеют право на льготную пенсию независимо от того, какое количество часов под водой они пребывали в том или ином году или в месяце.
Указанные Разъяснения не отменены и не признаны утратившими силу до настоящего времени.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Аналогичное положение содержалось в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с целью единообразного применения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право издавать по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти соответствующие разъяснения. Аналогичная норма содержалась в пункте 2 Постановления Совмина РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", согласно которой Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.
Таким образом, Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 6 изданы уполномоченным органом и в пределах предоставленной ему компетенции, согласованы с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации, соответственно, носят нормативный характер и подлежат применению наряду с иными нормативными актами в сфере пенсионного регулирования.
Указанные Разъяснения предусматривают в качестве альтернативного условия назначения пенсии водолазам наличие периода пребывания под водой за весь период водолазной практики в количестве 2750 часов и более.
Кроме того, пунктом "а" части 1 постановлениям Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Пунктом 1.2 Типового положения о личной книжке водолаза (приложение 19 к "РД 31.84.01-90. Единые правила безопасности труда на водолазных работах. Часть I. Правила водолазной службы", утвержденным Минморфлотом СССР 24 апреля 1991 г.), предусмотрено, что личная книжка водолаза служит документом, удостоверяющим квалификацию водолаза, установленную глубину погружения, прохождения водолазной службы, количества часов пребывания под водой, характер выполнявшихся водолазных работ, результаты ежегодных проверок знаний по специальности и требованиям безопасности, а также является основанием для выплаты единовременного денежного вознаграждения за длительное пребывание под водой с начала водолазной практики и оформления льготной пенсии.
Судом не проверены доводы истца о том, что время его пребывания под водой за все время работы составило более 2750 часов и им не дана надлежащая оценка, не установлены фактические обстоятельства дела.
Кроме того, судом не дано оценки доводам истца об арифметической ошибке при подсчете ответчиком времени пребывания под водой с 1976 по 1996г.г. и не дал оценки доводам о том, что общее время пребывания под водой в 1979г. составило более 275 часов, но при этом в льготный стаж не включен ноябрь 1979г.
Суд апелляционной инстанции, проверяя по апелляционной жалобе Белоуса В.Н. законность решения суда первой инстанции, допущенные им нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статей 3271 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение Люберецкого городского суда Московской области от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 июля 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции признает принятыми с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенное выше и разрешить исковые требования в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 июля 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Люберецкий городской суд Московской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.