Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2460/2023 по иску Зобовой Любови Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности, взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Зобовой Любови Михайловны на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Очередной А.И, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зобова Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области), в котором просила признать незаконным решение УПФР в г. Златоусте по Челябинской области (межрайонное) от 08 ноября 2022 года о назначении пенсии в размере 17 270 руб. 80 коп. по ее заявлению от 01 ноября 2022 года; признать незаконным решение ОСФР по Челябинской области от 16 февраля 2023 года N 74-09/4593л по ее жалобе от 24 января 2023 года; обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить размер пенсии по старости, начиная с 01 ноября 2022 года в сумме 23 379 руб. 77 коп. с учетом размера фиксированной выплаты 7 220 руб. 74 коп, размера страховой пенсии 16 159 руб. 03 коп.; обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет выплаченных и недополученных денежных средств в виде пенсии с 01 декабря 2022 года, выплатить недополученную сумму за период с декабря 2022 года до вступления в законную силу решения; взыскать с ответчика проценты, начисленные на сумму долга в размере 263 руб. 61 коп.; взыскать с ответчика расходы, понесенные на оплату госпошлины в размере 400 руб. а также расходы, понесенные на отправку почтовой корреспонденции в размере 907 руб. 04 коп.
В обоснование иска указала, что согласно сведениям индивидуального лицевого счета (далее по тексту - ИЛС) по состоянию на 21 октября 2022 года ей назначена страховая пенсия по старости, размер которой составляет 23 372 руб. 33 коп, в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты) - 7 220 руб. 74 коп. Однако размер ее страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты), выплачиваемый в период осуществления трудовой и (или) иной деятельности составляет 17 265 руб. 31 коп. 24 октября 2022 года истец обратилась с заявлением к ответчику о прекращении выплаты пенсии по старости. По решению пенсионного органа выплата была прекращена с 01 ноября 2022 года. По заявлению о назначении пенсии 08 ноября 2022 года принято положительное решение, с 01 ноября 2022 года пенсия установлена в размере 17 270 руб. 80 коп. С вынесенным решением не согласна. Полагает, что в связи с внесенными изменениями в действующее законодательство, регулирующее пенсионные правоотношения, ей должна была быть назначена пенсия по старости в размере 23 379 руб. 77 коп. с учетом размера фиксированной выплаты 7 220 руб. 74 коп. С декабря 2022 года истцом не дополучена сумма в размере 6 108 руб. 97 коп. ежемесячно, всего за указанный период не дополучена пенсия в размере 42 762 руб. 79 коп. Полагает, что нарушение ее пенсионных прав произошло в результате неправомерных действий ответчика, в связи с чем, с ответчика подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами на основании части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в размере 263 руб. 61 коп. В рамках досудебного урегулирования ей понесены расходы в сумме 907 руб. 04 коп, в которые входят почтовые расходы по отправке жалоб, а также понесены расходы по оплате госпошлины при обращении с иском в суд.
Протокольным определением от 19 июня 2023 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Банк Уралсиб".
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 ноября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Зобова Л.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Зобова Л.М, представитель третьего лица ПАО Банк Уралсиб, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зобова Л.М, "данные изъяты" года рождения, осуществляет трудовую деятельность с 18 сентября 1982 года, с 11 ноября 2016 года по настоящее время работает в должности старшего кассира операционного офиса "Златоустовский" ПАО "Банк Уралсиб".
Зобова Л.М. является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с решением УПФР в г. Златоусте Челябинской области (межрайонное) N 190000033175/568261/19.
Как следует из указанного решения страховая пенсия Зобовой Л.М. назначена в размере 16 610 руб. 13 коп, из которых размер страховой пенсии - 11 275 руб. 94 коп, фиксированная выплата к страховой пенсии - 5 334 руб. 19 коп. Пенсия назначена с 07 августа 2019 года бессрочно.
Зобова Л.М. 24 октября 2022 года обратилась с заявлением об отказе от получения назначенной ранее пенсии.
Решением ОПФР по Челябинской области (г. Златоуст) от 24 октября 2022 года N 220000241894 заявление Зобовой Л.М. о прекращении выплаты пенсии по старости удовлетворено.
01 ноября 2022 года Зобовой Л.М. в ОПФР по Челябинской области подано заявление о назначении пенсии, которое принято в работу в тот же день.
Решением ОПФР по Челябинской области N 220000243903/746691/22 Зобовой Л.М. была назначена страховая пенсия по старости.
Как следует из указанного решения страховая пенсия Зобовой Л.М. назначена с 01 ноября 2022 года бессрочно в размере 16 159 руб. 03 коп, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости - 7 220 руб. 74 коп. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 ноября 2022 года составляет 23 379 руб. 77 коп.
Решением ОПФР по Челябинской области от 08 ноября 2022 года в соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Зобовой Л.М. с 01 ноября 2022 года назначена страховая пенсия по старости в размере 16 159, 03 руб, а также фиксированная выплата к страховой пенсии - 7 220, 74 руб. Общий размер страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии - 17 270 руб. 80 коп.
Расчет произведен по состоянию на 01 ноября 2022 года на основании представленных страхователем за август 2022 года сведений в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". При этом установлен факт работы Зобовой Л.М. по состоянию на отчетную дату - 01 ноября 2022 года.
Решения направлены Зобовой Л.М. посредством личного кабинета.
Распоряжением ОПФР по Челябинской области от 25 ноября 2022 года произведен перерасчет размера страховой пенсии Зобовой Л.М. по старости. Страховая пенсия по старости составляет ежемесячно 23 379, 77 руб, в том числе, страховая пенсия - 16 159, 03 руб, фиксированная выплата (с учетом повышения) - 7 220, 74 руб, перерасчет произведен с 01 декабря 2022 года бессрочно.
Решением ОПФР по Челябинской области от 25 ноября 2022 года N 220000249373/В по результатам уточнения факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 20201 года N 167-ФЗ, установлено, что Зобова Л.М. по состоянию на сентябрь 2022 года работает, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" принято решение осуществлять выплату страховой пенсии по старости с 01 декабря 2022 года в размере 11 936, 61 руб, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 5 334, 19 руб. Общий размер страховой пенсии по старости с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии - 17 270 руб. 80 коп.
Зобова Л.М. полагает, что при восстановлении выплаты страховой пенсии ответчиком должны были быть применены все действующие коэффициенты, в том числе, и коэффициенты индексации.
Не согласившись с вынесенным решением, Зобовой Л.М. подана жалоба.
16 февраля 2023 года ОСФР по Челябинской области по результатам рассмотрения обращения Зобовой Л.М. подготовлен ответ (л.д.47-49), из которого следует, что по заявлению от 01 ноября 2022 года было вынесено решение о назначении пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 декабря 2022 года. Размер пенсии составил 23 379, 77 руб. (размер фиксированной выплаты - 7 220, 74 руб, размер страховой пенсии - 16 159, 03 руб.). При восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь, учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 01 января 2015 года. Таким образом, при назначении пенсии вновь правовых оснований для учета индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды, имевшие место после назначения страховой пенсии впервые до даты ее восстановления (назначения вновь), в течение которых застрахованному лицу выплачивалась какая-либо пенсия (но не ранее чем с 01 января 2015 года), не имеется. Согласно статье 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются без учета индексации.
При этом в случае отказа от получения страховой пенсии по старости, при назначении вновь ее размер исчисляется из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента. Вид страховой пенсии по старости остался прежним, а статья 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает выплату того же вида страховой пенсии исходя из актуальной стоимости одного пенсионного коэффициента только в случае прекращения работы. С учетом изложенного, при продолжении трудовой деятельности выплата указанной пенсии осуществляется исходя из применявшейся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициент, т.е. 87 руб. 24 коп. Таким образом, размер пенсии к выплате составляет 17 270 руб. 80 коп. Основания для выплаты пенсии в сумме 23 379 руб. 77 коп. и осуществления доплаты отсутствуют.
Обращаясь в суд с иском, истец указывает, что при назначении пенсии вновь ответчик должен был произвести индексацию страховой пенсии и определить размер к пенсии в сумме 23 279 руб. 77 коп.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что истец работала как на момент подачи заявления об отказе от получения назначенной пенсии (24 октября 2022 года), так и не прекратила работать на момент повторного обращения за пенсией (01 ноября 2022 года), поэтому ответчиком обоснованно при выплате пенсии с 01 декабря 2022 года применены положения статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и коэффициенты, установленные на 2019 год в размере 87, 24 руб, в связи с чем решение ответчика от 08 ноября 2022 года о выплате Зобовой Л.М. пенсии и старости в размере 17 270 руб. 80 коп. является законным и отмене не подлежит.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, поскольку они мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судами применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" каждый пенсионер имеет право отказаться от пенсии, подав соответствующее заявление, после этого восстановление страховой пенсии происходит в соответствии со статьей 25 указанного закона, а не происходит индексация пенсии, что подпадает под действие статьи 26.1 указанного закона. Согласно статье 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости после ее прекращения в связи с отказом пенсионера от ее получения учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством, не осуществлялась, но не ранее чем с 01 января 2015 года. Полагает, суд подменяет понятие восстановление выплаты страховой пенсии понятием индексация пенсии работающему пенсионеру. В связи с тем, что нарушен порядок принятия решения по заявлению об отказе от пенсии, нарушен порядок назначения пенсии по новым условиям, так как перерасчет пенсии возможен после отказа от пенсии, а не выплата пенсии в прежнем размере, так как право на пенсию не оспаривается и выплата ее не подлежит сомнению, истцу не доначислена и не выплачена разница между назначенной пенсией и выплачиваемой в настоящее время, направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных им обстоятельствах и правильности применения судом норм материального права.
Согласно части 1-4 статьи 26.1. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 года N 1139- О, граждане, продолжающие после назначения страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней осуществлять трудовую деятельность и, следовательно, не утрачивающие заработок, сохраняют статус застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования и продолжают формировать свои пенсионные права. Сохранение за ними права на получение пенсии в период дальнейшего осуществления трудовой деятельности представляет собой средство реализации социальной политики, определяемой с учетом задач государства и социально-экономических условий на конкретном историческом этапе. Использование такого средства направлено на поддержание социально приемлемого уровня жизни лиц пожилого возраста, удовлетворение жизненных потребностей пенсионеров с учетом реального уровня зарплат и пенсий и стандарта потребления, гарантирование максимально безболезненного перехода к обеспечению необходимого объема потребления пенсионера на основе исключительно социальных выплат, в том числе пенсии как основного финансового источника (средства) их существования.
Прекращение или продолжение лицом после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней работы и (или) иной деятельности, в период которой такое лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию, может выступать в качестве критерия дифференциации при определении порядка предоставления данных видов обязательного страхового обеспечения.
Для пенсионеров по старости, продолжающих после назначения пенсии осуществлять трудовую деятельность, в соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" еще до внесения в статью 75 Конституции Российской Федерации части 6 был предусмотрен такой порядок выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней (в том числе полученных в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона), при котором указанные суммы выплачивались без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Однако после прекращения пенсионером трудовой деятельности пенсия выплачивается с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ, часть 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Вводя такое правовое регулирование, законодатель, очевидно, принимал во внимание, что такая категория граждан, как работающие пенсионеры, - в отличие от получателей пенсий, прекративших работу, - продолжая осуществлять работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, после достижения пенсионного возраста, продолжают формировать свои пенсионные права. В частности, для них предусмотрен ежегодный перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении (пункт 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Кроме того, следует учитывать, что уровень жизни работающих пенсионеров в основном определяется их заработной платой, которая в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит индексации. Суммы же страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней, как правило, ниже оплаты труда. Соответственно, выплата названных сумм в период осуществления трудовой деятельности без учета проводимой индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии не может оказать существенного влияния на удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров и повлечь снижение уровня их жизни. К тому же само предоставление работающим пенсионерам права одновременно с заработной платой получать назначенное пенсионное обеспечение в рамках реализации социальной политики государства направлено на повышение их материального обеспечения и увеличение денежных доходов. При этом согласно действующему правовому регулированию у каждого пенсионера есть право выбора - прекратить трудовую деятельность и получать страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней с учетом соответствующих корректировки и увеличения либо продолжать ее, получая одновременно заработную плату и пенсию с фиксированной выплатой к ней, но с применением особых правил, касающихся выплаты той части пенсии, на которую увеличен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и скорректирован размер страховой пенсии.
Таким образом, приведенное правовое регулирование, предполагающее основанную на объективных критериях дифференциацию порядка выплаты обязательного страхового обеспечения, было осуществлено в пределах имевшейся у законодателя на соответствующий период дискреции с учетом, в частности, динамики развития пенсионного законодательства. Нет оснований считать, что такое регулирование само по себе нарушает право на социальное обеспечение по возрасту, а также затрагивает конституционно обусловленные основы механизма его реализации, по крайней мере в том виде, как они были установлены до вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Учитывая изложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что Зобова Л.М. после достижения пенсионного возраста и приобретения права на страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней не прекратила работать, как на момент прекращения выплаты пенсии, так и на момент возобновления ее выплаты являлась лицом, подлежащим обязательному пенсионному страхованию, суды пришли к правомерному выводу об обоснованности применения пенсионным органом положений статьи 26.1 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая спор, суды обоснованно исходили из того, что право на получение пенсии в увеличенном размере исходя из актуальной стоимости пенсионного коэффициента и с учетом актуального размера фиксированной выплаты, у работающего пенсионера возникнет только в случае увольнения.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из трудовой книжки, выписки из индивидуального лицевого счета в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета имеются данные о факте работы Зобовой Л.М. с ноября 2016 года по настоящее время, сведения поступают от ПАО "Банк Уралсиб", на основании этого выплата страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется без учета индексации (корректировки).
Поскольку Зобова Л.М. не прекратила работать на момент повторного обращения, то суды обоснованно пришли к выводу о том, что у истца не возникло право на получение пенсии в увеличенном размере, несмотря на отказ от ее получения.
Согласно части 4, 5 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере. По желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь.
Согласно части 6 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 года.
С учетом приведенных норм права суды пришли к верному выводу, что восстановление права на получение пенсии определяется заново в порядке, который предусмотрен для назначения данного вида пенсии (в данном случае по старости), то есть, начиная с первого обращения за ее получением, с учетом новых периодов, прошедших с момента прекращения ранее назначенной пенсии.
При этом, сумма ИПК за периоды, имевшие место после назначения страховой пенсии впервые, учитывается только в том случае, если в это время пенсионер не получал выплату пенсии по старости.
Поскольку вид страховой пенсии остается прежним (независимо от изменения ее основания), то в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" выплата страховой пенсии для граждан, продолжающих трудовую деятельность, осуществляется исходя из применявшихся до отказа от пенсии стоимости одного пенсионного коэффициента (без учета индексации).
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 15 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 09 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зобовой Любови Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.