Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-317/2023 по иску прокурора Челябинской области в интересах Стоноженко Владимира Владимировича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании права на присвоение звания "Ветеран боевых действий", выдаче удостоверения, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А... об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области - Макаровой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора пятого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Таскаевой А.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Челябинской области, действующий в интересах Стоноженко В.В, обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области) о признании права на присвоение звания "Ветеран боевых действий", выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование исковых требований указал, что в период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года Стоноженко В.В. направлялся в командировку в Чеченскую Республику, где непосредственно выполнял обязанности по восстановлению конституционного порядка, обеспечению государственной безопасности, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, что подтверждено справкой руководителя группы управления оперативного штаба МВД России, в связи с чем, имеет право на получение статуса ветерана боевых действий и соответствующего удостоверения. Стоноженко В.В. неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако ему отказано по причине отсутствия в ГУ МВД России по Челябинской области сведений о направлении заявителя в служебную командировку на территорию Северо-Кавказкого региона, отсутствия приказа командира воинской части, начальника штаба, оперативной и иной группы, подтверждающего период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта. Отказ в выдаче Стоноженко В.В. удостоверения "Ветеран боевых действий" является неправомерным и нарушает его право на меры социальной поддержки, гарантированные Законом.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2023 года за Стоноженко В.В. признано право на присвоение звания "Ветеран боевых действий" с выдачей соответствующего удостоверения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 мая 2023 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2023 года отменено; в удовлетворении исковых требований прокурора Челябинской области, действующего в интересах Стоноженко В.В, отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28 сентября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 мая 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 ноября 2023 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГУ МВД России по Челябинской области ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 ноября 2023 года, ссылаясь на их незаконность.
От прокурора Челябинской области поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Истец Стоноженко В.В, представитель третьего лица МВД России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Стоноженко В.В. проходил службу в Линейном отделе внутренних дел на станции Карталы Южно-Уральского управления внутренних дел на транспорте с 28 сентября 1993 года по 15 января 1997 года.
В послужном списке отражены сведения о том, что Стоноженко В.В. с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года находился в служебной командировке в районе вооруженного конфликта в Чеченской Республике, принимал участие в боевых действиях.
В справке, подписанной руководителем Группы управления оперативного штаба МВД России, указано, что Стоноженко В.В. в период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года находился в служебной командировке в составе группы управления оперативного штаба МВД России, Временного Федерального органа внутренних дел в Чеченской Республике, непосредственно выполнял обязанности по восстановлению конституционного порядка, обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, в связи с чем на него распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательными актами и нормативными документами, регламентирующими несение службы в зоне вооруженного конфликта и участие в боевых действиях.
В выписке из приказа N37 от 14 февраля 1996 года указано, что Стоноженко В.В. на период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года был увеличен должностной оклад на 50% за сложность, напряженность и специальный режим работы.
В письмах ГУ МВД России по Челябинской области 06 июля 2017 года и от 14 марта 2022 года Стоноженко В.В. отказано в удовлетворении его заявления о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" по причине отсутствия документов, предусмотренных Порядком выдачи удостоверений ветеран боевых действий.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 19 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", приказом МВД России от 07 мая 2004 года N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России", оценив представленные в материалы дела доказательства, установилфакт выполнения Стоноженко В.В. обязанностей военной службы на территории Чеченской республики с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года - в период, который отнесен законодателем к периоду боевых действий, имевших место на территории этой страны.
При новом рассмотрении дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции, указав, что из письма начальника отдела учета кадров Управления организации прохождения службы Департамента государственной службы и кадров МВД России от 20 июня 2022 года на обращение Стоноженко В.В. следует, что представленные ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области из архивного личного дела Стоноженко В.В. копии справки Группы управления оперативного штаба МВД России о нахождении в служебной командировке и выполнении обязанностей по восстановлению конституционного порядка, обеспечению государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, охране прав и свобод граждан, разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и района Северного Кавказа, прилегающих к ней, и выписки из приказа Южно-Уральского УВД на транспорте МВД России от 14 февраля 1996 года N37 "О выплате единовременного пособия сотрудникам ЮУ УВДТ МВД России" могут быть отнесены к документам, подтверждающим непосредственное участие в боевых действиях, согласился с выводами суда первой инстанции о том, что имеются правовые основания для признания Стоноженко В.В. ветераном боевых действий.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного Закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III этого Перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 2 вышеуказанной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07 мая 2004 года N 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция от 07 мая 2004 года N 282).
В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции от 07 мая 2004 года N 282 к подтверждающим документам для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, являются: выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.
Указанная Инструкция утратила силу 03 января 2021 года в связи с изданием приказа МВД России от 27 ноября 2020 года N 808 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации".
Из пунктов 6-8 указанного Порядка следует, что для получения удостоверения сотрудники подают рапорт, гражданские служащие, работники и граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел, федеральной государственной гражданской службы или в связи с прекращением трудового договора, подают заявление. Рапорт (заявление) подается в кадровое подразделение органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудники, гражданские служащие, работники, уволенные граждане проходят (проходили) службу, работают (работали) или по месту дислокации которого они проживают.
В рапорте (заявлении) указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), специальное звание (при наличии), классный чин (при наличии), дата рождения, замещаемая должность (при наличии), сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач) и (или) выполнения задач в ходе (в рамках участия в) специальной военной операции (направления для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции), а также территория ведения боевых действий.
К рапорту (заявлению) прикладываются: две фотографии размером 3*4 см (в цветном либо черно-белом варианте без светлого угла на матовой фотобумаге), заверенные печатью кадрового подразделения, копия паспорта гражданина Российской Федерации, согласие на обработку персональных данных, заверенные выписки из приказов либо справки командиров (начальников) воинских частей, иных подразделений о направлении, прибытии, убытии в служебные командировки, копии командировочных удостоверений, а также документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях и (или) выполнение задач в ходе (в рамках участия в) специальной военной операции (направление для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции).
Такими документами для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года являются
выписки из приказов руководителей (начальников), записи в трудовых книжках или сведения о трудовой деятельности, архивные справки, подтверждающие даты или периоды выполнения указанных задач, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы, работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников, работников в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России (пункт 8.1).
Приобщив к материалам дела в порядке статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации из Южно-Уральского линейного управления внутренних дел на транспорте документы: справку руководителя Группы управления оперативного штаба МВД России из архивного личного дела Стоноженко В.В, предоставленного Информационным центром ГУ МВД России по Челябинской области;
ответ начальника Центра реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации (Центрального архива МВД России) о том, что запрашиваемые приказы об участии сотрудников в боевых действиях либо в контртеррористических операциях (приказы командующего ОГВ(с)) на территории СКР издаются с октября 1999 года;
приказ начальника ЮУ УВДТ от 14 февраля 1996 года N37 "О выплате единовременного пособия сотрудникам ЮУ УВДТ", согласно которому сводный отряд ОМОН ЮУ УВДТ в период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года находился в служебной командировке на территории Чеченской Республики с целью обеспечения режима чрезвычайного положения, борьбе с незаконными вооруженными формированиями и восстановлении конституционного порядка, в соответствии с приказами МВД Российской Федерации NN 73-73г, 44-94г, 449-94г сотрудникам, в частности, Стоноженко В.В. на период с 23 декабря 1995 года по 05 февраля 1996 года был установлен должностной оклад и оклад по специальному званию в двойном размере, должностной оклад увеличен на 50% за сложность, напряженность и специальный режим службы;
личную карточку на денежное довольствие сотрудника Стоноженко В.В, из которой следует, что единовременное пособие, предусмотренное вышеназванным приказом от 14 февраля 1996 года N37, ему было начислено и выплачено.
Давая оценку представленным документам суд апелляционной инстанции указал, что повышенный оклад по должности и специальному званию, увеличение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы были произведены в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1994 года N 1440 "Об условиях оплаты труда и предоставлении дополнительных льгот работникам, находящимся в Чеченской Республике".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" вся территория Чеченской Республики была отнесена к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Во исполнение требований Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" Правительство Российской Федерации определило порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах постановлением от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Установив, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах должны были оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, такой приказ в отношении Стоноженко В.В. не издавался, так как из ответа Центрального архива МВД России следует, что приказы об участии сотрудников органов внутренних дел в боевых действиях либо в контртеррористических операциях (приказы командующего ОГВ(с)) на территории СКР стали издаваться с октября 1999 года, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что та совокупность документов, которые предоставлены ИЦ ГУ МВД России по Челябинской области из архивного личного дела истца фактически подтверждают его непосредственное участие в боевых действиях, в связи с чем правомерно пришел к выводу о том, что Стоноженко В.В. является ветераном боевых действий.
Доводы кассационной жалобы о том, что Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 ноября 2020 года N 808 определен исчерпывающий перечень документов, которые являются безусловным подтверждением факта непосредственного участия гражданина в боевых действиях, а представленные документы подтверждают лишь факт нахождения истца в служебной командировке в Чеченской Республике в спорный период, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на иную оценку представленных в материалы дела документов, подтверждающих в своей совокупности участие Стоноженко В.В. в боевых действиях.
Ссылка на то, что представленная справка не является архивной справкой, поименованной в пункте 8.1 указанного Порядка, так как в ней отсутствует ссылка на приказ, находящейся на хранении в архивных фондах, о непосредственном участии заявителя в боевых действиях, не могут быть приняты во внимание, поскольку приказы об участии сотрудников органов внутренних дел в боевых действиях либо в контртеррористических операциях (приказы командующего ОГВ(с)) на территории СКР стали издаваться с октября 1999 года, то есть после того периода, когда истец принимал участие в боевых действиях.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции не привел мотивы по которым отклонил доводы апелляционной жалобы ответчика, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд апелляционной инстанции в своем определении привел исчерпывающий перечень нормативных актов по правовому регулированию возникшего спора и обосновал наличие совокупности доказательств, которые позволили согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене судебных актов не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Поскольку в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта приостанавливается до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, то подлежит отмене приостановление исполнения состоявшегося по делу судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Центрального районного суда г. Челябинска от 24 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.