Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Щербаковой Ю.А, Кудряшова В.К, при секретаре ФИО, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-93/2023 по административному исковому заявлению Капитонова ВА об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
по апелляционной жалобе министерства экономического развития и промышленности Калужской области на решение Калужского областного суда от 20 октября 2023 года, которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Капитонову В.А. (далее также - административный истец) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 60 790+/-2161 кв. метров, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир населенный пункт, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Приказом министерства экономического развития и промышленности Калужской области от 26 августа 2019 года N1398-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Калужской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов, в том числе и вышеуказанного земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере "данные изъяты" рублей.
Приказом министерства экономического развития и промышленности Калужской области от 28 сентября 2022 года N 1565-п утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки. По состоянию на 1 января 2022 года кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере "данные изъяты" рублей. Сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) внесены 27 января 2023 года.
Капитонов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей. В обоснование указывал, что кадастровая оценка объекта завышена, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости. В подтверждение требований представлен отчет N от 28 ноября 2022 года, составленный оценщиком межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организацией-некоммерческое партнёрство " "данные изъяты"" (далее также - МСНО-НП " "данные изъяты""). Одновременно просил восстановить срок обращения в суд.
В ходе рассмотрения дела в связи с возникновением сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта исследования, судом на основании ходатайства стороны административного истца назначено проведение судебной оценочной экспертизы, на разрешение которой поставлен вопрос об определении рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года.
Согласно заключению федерального бюджетного учреждения Калужская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - ФБУ Калужская ЛСЭ Минюста России) N от 10 августа 2023 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет "данные изъяты" рублей.
Решением Калужского областного суда от 20 октября 2023 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в соответствии с экспертным заключением.
В апелляционной жалобе министерство экономического развития и промышленности Калужской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что административное исковое заявление подано в суд за сроками, определенными требованиями части 4 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Судом необоснованно восстановлен процессуальный срок. В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Калужской области административный истец не обращался. Определение в решении периода применения установленной кадастровой стоимости с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года является прямым нарушением требований части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или комиссию подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Относительно доводов апелляционной жалобы возражений от лиц, участвующих в деле, не поступало.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. По вызову суда не явились.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а, следовательно, кадастровая стоимость затрагивает его права и законные интересы.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 поименованного кодекса).
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 22 закона).
Согласно положениям части 7 статьи 22 вышеназванного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя (часть 23 статьи 22 закона).
Из приведенных положений усматривается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки как в комиссии, так и в судебном порядке, при этом лицо имеет право выбора порядка обжалования результатов государственной кадастровой оценки.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, действующее законодательство связывает порядок и последствия оспаривания результатов кадастровой оценки с датой обращения заинтересованного лица в суд или в комиссию.
Административный истец, реализуя свое право на оспаривание кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года, 30 мая 2023 года обратился в Калужский областной суд с настоящим административным иском.
Полагая, что административным истцом пропущен установленный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обращение в суд, и восстанавливая его, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на момент обращения в суд с настоящим иском оспариваемая кадастровая стоимость являлась архивной, однако, не утратила своей значимости для административного истца и подлежала применению для целей налогообложения, следовательно, пропущенный срок подлежал восстановлению.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку сам по себе факт внесения результатов проведения новой государственной кадастровой оценки в Единый государственный реестр недвижимости в рассматриваемом случае не свидетельствует об утрате административным истцом права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов предыдущей кадастровой стоимости при условии сохранения за ним права на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости для целей налогообложения, а такое право административным истцом не утрачено, что подтверждается имеющимся в деле сообщением УФНС России по Калужской области от 3 октября 2023 года N о наличии у Капитонова В.А. недоимки по уплате земельного налога за спорный земельный участок за 2021 - 2022 год.
Иное толкование норм права приведет к лишению права заинтересованных лиц, оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости, которая уже изменена в результате очередной государственной кадастровой оценке, но имеет значение для решения вопроса о размере налоговых платежей.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости на основании экспертного заключения N от 10 августа 2023 года, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, на поставленный вопрос дан однозначный ответ.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Доводов о несогласии с заключением эксперта апелляционная жалоба не содержит.
Также судом в резолютивной части верно установлен период применения новой кадастровой стоимости, поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, что в полной мере согласуется с правовой позицией, отраженной в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Определенный судом период соответствует требованиям абзаца 2 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
При таком положении, решение Калужского областного суда подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калужского областного суда от 20 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства экономического развития и промышленности Калужской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.