Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Кустова А.В. и Константиновой Ю.П, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5377/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Адонис плюс" (далее - ООО "Адонис плюс") о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - ГБУ "Центр имущественных платежей", бюджетное учреждение), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), Публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по городу Москве по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения прав, по апелляционным жалобам ГБУ "Центр имущественных платежей", Управления Росреестра по Москве, филиала ППК "Роскадастр" по Москве на решение Московского городского суда от 22 августа 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Константиновой Ю.П, объяснения представителей ГБУ "Центр имущественных платежей", Управления Росреестра по Москве, филиала ППК "Роскадастр" по Москве Абросимовой П.А, Левицкой Н.В, Филипповой Е.С, поддержавших свои апелляционные жалобы, возражения представителя административного истца Копыловой Е.Н, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
ООО "Адонис плюс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просило:
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве и филиала ППК "Роскадастр" по Москве по внесению 8 апреля 2021 года в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером N в размере 2 576 кв. м;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве и филиала ППК "Роскадастр" по Москве по внесению 10 февраля 2022 года в ЕГРН сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером N в размере 2 575, 7 кв. м;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве и филиала ППК "Роскадастр" по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N с площадью 2 576 кв. м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2021 года;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве и филиала ППК "Роскадастр" по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N с площадью 2 575, 7 кв. м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2021 года с датой начала применения 10 февраля 2022 года;
- признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2021 года объекта недвижимости с кадастровым номером N площадью 2 576 кв. м, устранить допущенные нарушения путем признания недействующим акта об определении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года;
- признать незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2021 года объекта недвижимости с кадастровым номером N площадью 2 575, 7 кв. м, устранить допущенные нарушения путем признания недействующим акта об определении кадастровой стоимости от 24 марта 2022 года;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве и филиала ППК "Роскадастр" по Москве по внесению 3 марта 2022 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N согласно акту об определении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года, по внесению 28 марта 2022 года сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N согласно акту об определении кадастровой стоимости от 24 марта 2022 года.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N площадью 2 575, 7 кв. м, кадастровая стоимость которого установлена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 по состоянию на 1 января 2021 года в размере 617 651 340, 34 рублей.
Актом ГБУ "Центр имущественных платежей" N от 21 февраля 2022 года утверждена новая кадастровая стоимость спорного нежилого здания в размере 617 718 900, 96 руб, исходя из площади объекта 2 576 кв. м.
Впоследствии актом ГБУ "Центр имущественных платежей" N от 24 марта 2022 года утверждена кадастровая стоимость данного здания в размере 617 651 340, 34 руб. исходя из площади объекта 2 575, 7 кв. м.
По информации филиала ППК "Роскадастр" по Москве в отношении здания административного истца осуществлен государственный кадастровый учет изменений площади, в результате чего кадастровая стоимость была определена для площади 2 576 кв. м актом ГБУ "Центр имущественных платежей" от 21 февраля 2022 года.
10 февраля 2022 года информация о площади здания 2 575, 7 кв. м была восстановлена, в результате чего вновь была пересмотрена кадастровая стоимость здания и утверждена актом ГБУ "Центр имущественных платежей" от 24 марта 2022 года.
При этом, в отношении здания каких-либо качественных или количественных изменений характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, не происходило, неоднократное определение кадастровой стоимости объекта недвижимости нарушает права административного истца, поскольку каждый влечет необходимость ее неоднократного оспаривания.
Решением Московского городского суда от 22 августа 2023 года постановлено:
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению 8 апреля 2021 года в ЕГРН сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером N в размере 2 576 кв. м;
- признать незаконными действия филиала ППК "Роскадастр" по внесению 10 февраля 2022 года в ЕГРН сведений о площади нежилого здания с кадастровым номером N в размере 2 575, 7 кв. м;
- признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N с площадью 2 576 кв. м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2021 года;
- признать незаконными действия филиала ППК "Роскадастр" по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N с площадью 2 575, 7 кв. м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2021 года с датой начала применения 10 февраля 2022 года;
- обязать ГБУ "Центр имущественных платежей" устранить допущенные нарушения путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N от 21 февраля 2022 года в части определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N на 1 января 2021 года с площадью 2 576 кв. м.; путем аннулирования акта об определении кадастровой стоимости N от 24 марта 2022 года в части определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N на 1 января 2021 года с площадью 2 575, 7 кв. м;
- обязать Управление Росреестра по Москве и филиал ППК "Роскадастр" устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, внесенных согласно актам об утверждении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года, от 24 марта 2022 года.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
ГБУ "Центр имущественных платежей", Управление Росреестра по Москве и филиал ППК "Роскадастр" по Москве не согласились с решением суда, направили в суд апелляционные жалобы, срок на подачу которых восстановлен определением суда от 23 ноября 2023 года.
В апелляционной жалобе представитель ГБУ "Центр имущественных платежей" просит отменить решение суда в части возложения на бюджетное учреждение обязанности устранить допущенные нарушения путем аннулирования акта от 24 марта 2022 года и принять в данной части новое решение - об отказе в удовлетворении требований. В обоснование позиции представителем ГБУ "Центр имущественных платежей" отмечается, что при аннулировании акта ГБУ "Центр имущественных платежей" N от 21 февраля 2022 года, которым утверждена кадастровая стоимость спорного нежилого здания исходя из площади объекта 2 576 кв. м, отпадают правовые основания к отмене последующего акта N от 24 марта 2022 года, поскольку установленная им кадастровая стоимость совпадает с установленной распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 51520 по состоянию на 1 января 2021 года с учетом площади объекта равной 2 575, 7 кв. м. Аннулирование акта об определении кадастровой стоимости здания от 24 марта 2022 года не приведет к восстановлению прав и законных интересов административного истца, поскольку не затрагивает их.
Представитель Управления Росреестра по Москве в апелляционной жалобе полагает, что вынесенный судебный акт в части удовлетворения требований к Управлению не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Так, представитель указывает в жалобе на то, что административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в декабре 2022 года из полученных административным истцом выписок из ЕГРН от 2022 года, он узнал о нарушении своих прав в связи с определением кадастровой стоимости. Однако заявление подано в суд 19 мая 2023 года. Считает, что основания для восстановления процессуального срока у административного истца отсутствуют.
Отмечает, что Управление Росреестра по Москве не передает сведения об объектах недвижимости в ГБУ "Центр имущественных платежей" с 10 августа 2020 года после вступления в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым были внесены изменения в статью 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Во исполнение указанного закона Росреестром издан приказ от 10 августа 2020 года N П/0292 "О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Таким образом, с 10 августа 2020 года передача сведений осуществляется бюджетным учреждением Росреестра.
В настоящее время полномочия по исполнению судебных актов по делам, связанным с определением кадастровой стоимости, возложены на бюджетное учреждение Росреестра, таким образом Управление не является уполномоченным органом по исключению из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
В апелляционной жалобе представитель филиала ППК "Роскадастр" по Москве просит решение суда отменить в полном объеме, приводя доводы о несоблюдении подсудности спора в части требований к филиалу ППК "Роскадастр" и Управлению Росреестра по Москве, которые не могли быть рассмотрены Московским городским судом по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представителем административного истца ООО "Адонис плюс" Копыловой Е.Н. относительно доводов апелляционных жалоб представлены письменные возражения.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы, будучи извещенными о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело при состоявшейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что каких-либо изменений в сведения ЕГРН об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001021:1838 фактически не вносилось, в связи с чем отсутствовали законные основания для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости по указанному основанию по состоянию на 1 января 2021 года.
Как указал суд, предусмотренная статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости. С учетом изложенного, суд признал, что осуществление учетно-регистрационных действий Управлением Росреестра по Москве в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N, а также направление филиалом ППК "Роскадастр" по Москве соответствующей информации письмом N 2.15-/01321/22 от 21 января 2022 года в ГБУ "Центр имущественных платежей" недостаточным основанием для пересмотра кадастровой стоимости спорного здания. Как следствие, суд указал на незаконность действий ГБУ "Центр имущественных платежей" по определению кадастровой стоимости актами от 21 февраля 2022 года и 24 марта 2022 года в отношении спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником трехэтажного нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" поставленного на государственный кадастровый учет 7 июня 2013 года.
По состоянию на 1 января 2021 года в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в ЕГРН внесены сведения о площади данного объекта недвижимости 2 575, 7 кв. м.
Доказательств того, что с указанного времени площадь здания изменялась в материалы дела не представлено.
Данные сведения сторонами ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не оспаривались.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2021 года с датой начала применения 1 января 2022 года, в том числе в отношении нежилого здания с кадастровым номером N в размере 617 651 340, 34 руб. исходя из его площади 2 575, 7 кв. м
Актом ГБУ "Центр имущественных платежей" N от 21 февраля 2022 года утверждена новая кадастровая стоимость спорного нежилого здания в размере 617 718 900, 96 руб, исходя из площади объекта 2 576 кв. м.
Актом ГБУ "Центр имущественных платежей" N от 24 марта 2022 года вновь утверждена кадастровая стоимость данного здания в размере 617 651 340, 34 руб. исходя из площади объекта 2 575, 7 кв. м.
Из разъяснений, представленных суду первой инстанции ГБУ "Центр имущественных платежей" следует, что кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 1 января 2021 года в порядке части 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ в связи с изменением площади здания с 2 575, 3 кв. м до 2 576 кв. м на основании информации, поступившей от филиала ППК "Роскадастр" по Москве (от 21 января 2022 года N 2.15-/01321/22), в связи с осуществлением учетно-регистрационных действий в отношении данного объекта недвижимости Управлением Росреестра по Москве.
Аналогичным образом (на основании информации, поступившей от филиала ППК "Роскадастр" по Москве от 10 марта 2022 года N) кадастровая стоимость спорного здания вновь была пересчитана актом ГБУ "Центр имущественных платежей" от 24 марта 2022 года в связи с изменением площади земельного участка с 2 576 кв. м до 2 575, 7 кв. м.
Вместе с тем, возможность издания бюджетным учреждением, осуществляющим полномочия в сфере государственной кадастровой оценки, акта об определении кадастровой стоимости в отношении объектов, включенных в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, действующее законодательство связывает со следующими ситуациями:
- исправление ошибок, в том числе технических, допущенных при определении кадастровой стоимости (статья 21 Закона N 237-ФЗ);
- внесение в сведения Единого государственного реестра недвижимости о изменений об объектах недвижимости, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости (статья 16 Закона N 237-ФЗ).
Материалами дела подтверждено, что в рассматриваемом случае, оспариваемые акты ГБУ "Центр имущественных платежей" были изданы в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ.
Действующая по состоянию на дату издания актов ГБУ "Центр имущественных платежей" редакция статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ).
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных публично-правовой компанией, за исключением случая определения кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ).
В течение сорока рабочих дней после получения перечня объектов недвижимости, предусмотренного частью 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, бюджетное учреждение осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включенных в такой перечень, в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 5 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ).
В силу части 7 статьи 15 поименованного закона публично-правовая компания в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей:
1) в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка;
2) перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
В частях 6 и 7 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ определены требования к форме и формату акта об определении кадастровой стоимости, а также к размещению акта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направлению в орган регистрации прав.
Поскольку статья 16 Федерального закона N 237-ФЗ связывает возможность изменения кадастровой стоимости исключительно с внесенными в ЕГРН изменениями, судебная коллегия учитывает, что доказательств обращения правообладателя спорного здания с заявлениями о внесении изменений в ЕГРН в связи с изменениями качественных и количественных характеристик объекта недвижимости, либо получения органом, уполномоченным на ведение реестра сведений в порядке межведомственного взаимодействия, влекущих изменение кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, не представлено, при этом установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, возлагая подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 237-ФЗ на бюджетное учреждение обязанность исследования документации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
Соответственно, именно указанные в ЕГРН сведения об объекте недвижимости, имеющие ценообразующее значение для определения кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться бюджетным учреждением для проведения соответствующих расчетов, так как Федеральным законом N 218-ФЗ в качестве основного принципа ведения ЕГРН установлен принцип достоверности содержащихся в нем сведений (часть 1 статьи 7).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, если иное не установлено указанным законом.
Согласно подпункту 8 пункта 27 Порядка ведения ЕГРН, установленного приказом Росреестра от 1 июня 2021 года N П/0241, действовавшего в спорный период (далее - Порядок), в записи кадастра недвижимости о здании указывается площадь в квадратных метрах с округлением до 0, 1 квадратного метра с указанием средней квадратической погрешности определения площади здания.
Как того требуют положения пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ, внесение основных сведений об объекте недвижимости, в том числе изменение внесенных в ЕГРН основных сведений, осуществляется в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или в ином в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. Изменение характеристик объектов недвижимости также предусматривается на основании положений статей 32, 38 и 61 Федерального закона N 218-ФЗ.
Следовательно под изменением характеристик объекта недвижимости понимается такое изменение, которое основано на положениях статей 13, 14, 32, 38 и 61 Федерального закона N 218-ФЗ. К числу таковых округление площади земельного участка до 1 квадратного метра в соответствии с пунктом 27 Порядка не относится, поскольку такое округление осуществляется исключительно с целью ведения ЕГРН без применения положений вышеуказанных статей Федерального закона N 218-ФЗ.
В целях повышения качества данных, содержащихся в ЕГРН, Росреестром проводятся массовые работы по верификации и гармонизации данных ЕГРН об объектах недвижимости, в том числе в части приведения значений характеристик объектов недвижимости в соответствие с установленными требованиями, например, округление значения площади земельного участка или здания по правилам математического округления до значений, предусмотренных Порядком (пункт 217 Порядка).
Поскольку никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 6 августа 2020 года N П/0283, в отношении спорного объекта недвижимости не произошло, постольку суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для пересмотра установленной по состоянию на 1 января 2021 года кадастровой стоимости объекта недвижимости и принятия актов ГБУ "Центр имущественных платежей" N от 21 февраля 2022 года и N от 24 марта 2022 года.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки является злоупотреблением правом со стороны административных ответчиков.
Утверждение в апелляционной жалобе ГБУ "Центр имущественных платежей" об обратном (об отсутствии нарушения прав административного истца) основано на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, разрешая административный спор, суд первой инстанции оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что качественные и количественные характеристики принадлежащего административному истцу объекта недвижимости, влекущие за собой изменение его кадастровой стоимости, в значимый период не изменялись.
Приведенный вывод суда первой инстанции подробно мотивирован в обжалуемом решении, не согласиться с которым у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы Управления Росреестра по Москве, приведенные в апелляционной жалобе, о пропуске административным истцом срока на обращение в суд судебной коллегией отклоняются, поскольку общество узнало о нарушении своего права из ответа ГБУ "Центр имущественных платежей" от 22 февраля 2023 года, следовательно, трехмесячный срок, установленный статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения в суд с настоящем иском административным истцом не пропущен.
В апелляционной жалобе филиала ППК "Роскадастр" по Москве приводится довод о нарушении правил подсудности рассмотрения данного спора. Вместе с тем, в опровержение данных доводов поскольку суть рассматриваемого спора касается пересмотра кадастровой стоимости, то он подлежит рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем его подсудность определяется в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассматривается в данном случае судом города федерального значения.
Позиция суда в указанной части основана на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Москве об отсутствии у него полномочий по направлению сведений об объектах недвижимости в ГБУ "Центр имущественных платежей" с 11 августа 2020 года после вступления в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и соответственно по исключению из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости.
Так, в связи с вступлением в силу названного Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ, с учетом Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" формирование перечней объектов недвижимости, в том числе перечней объектов недвижимости, предусмотренных частью 2 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, и перечней объектов недвижимости, предусмотренных частью 7 статьи 15 этого же Федерального закона, отнесено к компетенции публично-правовой компании, созданной в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр", которая руководствуется в данной деятельности Порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 6 августа 2020 года N П/0283.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, исключив из резолютивной части решения указания на признание незаконными действий Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N с площадью 2 576 кв.м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2021 года, а также о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, внесенных согласно актам об утверждении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года, от 24 марта 2022 года.
В остальной части апелляционные жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве удовлетворить.
Решение Московского городского суда от 22 августа 2023 года изменить, исключив из резолютивной части решения выводы о признании незаконными действий Управления Росреестра по Москве по формированию и направлению в ГБУ "Центр имущественных платежей" сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N с площадью 2 576 кв.м, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2021 года, а также о возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, внесенных согласно актам об утверждении кадастровой стоимости от 21 февраля 2022 года, от 24 марта 2022 года.
В остальной части решение Московского городского суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГБУ "Центр имущественных платежей", филиала ППК "Роскадастр" по Москве - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.