Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Тумановой О.А, с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-6025/2023 по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 16 ноября 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Концертный зал "Измайлово" о признании недействующим пункта N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Золотухина Д.Г, представителя административного истца Зефировой Д.А, заключение прокурора Драева Т.К, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (Приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды". Названное постановление размещено 27 ноября 2015 года на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, и опубликовано 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 N 2564-ПП Перечень объектов изложен в новой редакции, действовавшей с 1 января 2023 года.
Указанное постановление размещено на официальном сайте Правительства Москвы: http://www.mos.ru, 23 ноября 2022 года, и опубликовано 6 декабря 2022 года в издании "Вестник Москвы" N 67, т.1.
В Перечень на 2023 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Общество с ограниченной ответственностью "Концертный зал "Измайлово" (далее - ООО "Концертный зал "Измайлово"), являющееся собственником поименованного нежилого здания, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим названного пункта, указав в обоснование своих требований, что спорный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости. Оспариваемая норма противоречит действующему законодательству и нарушает права общества, поскольку влечет незаконное увеличение размера налога на имущество организации.
Решением Московского городского суда от 16 ноября 2023 года административные исковые требования ООО "Концертный зал "Измайлово" удовлетворены. Признан недействующим пункт N приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП с 1 января 2023 года. С Правительства Москвы в пользу ООО "Концертный зал "Измайлово" взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе Правительство просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает на то, что на дату утверждения Перечня спорное здание располагалось на земельных участках с видом разрешенного использования, предусматривающим размещение на нем офисных зданий объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Ссылка административного истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N46-П является несостоятельной, поскольку правообладатель может обратиться в уполномоченные органы за изменением вида разрешенного использования земельного участка. Согласно акту Госинспекции от 5 сентября 2023 года здание для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не используется, следовательно, общество вправе заявить о применении налоговой льготы. Доказательства того, что подлежащая уплате сумма налога с учетом льготы превышает сумму налога, исчисляемую исходя из балансовой (среднегодовой) стоимости объекта, административным истцом не представлены.
От прокуратуры города Москвы поступили письменные возражения на апелляционную жалобу Правительства Москвы согласно которым решение суда является законным, обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Принимая во внимание положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 67 части 1 статьи 44 Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2023 год противоречит действующему федеральному законодательству.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации). На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2014 года.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 названного кодекса административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, объект недвижимости может быть включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, а также по критерию его фактического использования при превышении установленной площади объекта.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка в городе Москве определен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", которым предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка, с 15 июня 2016 года согласно названному пункту в редакции постановления Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", с 25 апреля 2023 года - в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, установленным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (пункт 3.2 в редакции постановления от 4 октября 2017 года N 10, пункт 5.5 в редакции постановления от 25 апреля 2023 года N 722-ПП).
В свою очередь постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.4, 3.5 названного Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с отражением результатов обследования в акте о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, с приложением соответствующих фотоматериалов.
Из материалов дела следует, что ООО "Концертный зал "Измайлово" является собственником нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес"
Названное нежилое здание включено в Перечень по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в соответствии с одним из видов разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что нежилое здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в аренде административного истца и имеющего вид разрешенного использования - для "эксплуатации существующего здания киноконцертного зала и благоустройства территории".
Кроме того, здание частично входит в границы земельных участков с кадастровыми номерами N с видом разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5, 1.2.6, 1.2.7, 1.2.17), объекты размещения стоянок (1.2.3), объекты размещения гостиниц (1.2.6), объекты размещения объектов культуры, искусства (1.2.17), объекты размещения автостоянок (1.2.3), объекты размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), объекты размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)". Указанные участки находятся в аренде третьих лиц.
Руководствуясь приведенными выше редакциями постановления правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", а также приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленный вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N соответствует виду разрешенного использования - "1.2.5 земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", "1.2.7. земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", установленному приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, а также установленным приказами N 540 и N П/0412 кодам, непосредственно предусматривающим размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, вместе с тем допускает использование объектов в целях, не предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является смешанным, обладающим признаками множественности. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N не предполагает использование расположенных на нем объектов в целях, предусмотренных названной статьей кодекса.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда и полагает, что вид разрешенного использования участков с кадастровыми номерами N по своему содержанию предполагает размещение на нем офисов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также иных объектов, не предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим включение объекта недвижимости в Перечень по критерию одного из видов разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, должно осуществляться в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", с учетом двадцатипроцентного критерия его предназначения и (или) фактического использования для целей размещения офисов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что нежилое здание не подлежало включению в Перечень на 2023 год в связи с отсутствием сведений о предназначении или фактическом использовании более 20 % площади здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно акту Государственной инспекции по недвижимости от 30 января 2020 года N нежилое здание с кадастровым номером N фактически для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не используется; для размещения объектов общественного питания используется "данные изъяты" кв. м или 9 % от общей площади здания, для размещения объектов торговли - "данные изъяты" кв. м или 3, 76 % площади здания; в иных целях используется 87, 24 % площади здания.
Аналогичные сведения зафиксированы актом от 5 сентября 2023 года N, подлежащем применению при формировании Перечня на новый налоговый период. В целях, не предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации используется 89, 54 % площади здания.
Из технической документации усматривается, что общая площадь здания составляет "данные изъяты" кв. м, из них торговое назначение имеют "данные изъяты" кв. м, бытовое обслуживание - "данные изъяты" кв. м, культпросветительские - "данные изъяты" кв. м, прочее - 3 145, 7 кв. м, технические помещения - "данные изъяты" кв. м. Помещения, имеющие наименование, назначение, подпадающее под признаки, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляют значительно менее 20 % площади здания.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актами обследования, не подтверждается предназначение или фактическое использование более 20 % площади объекта недвижимости под размещение офисов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в связи с чем оснований для включения нежилого здания в Перечень на 2023 год не имелось.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, полагая их соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы изложенные выводы суда не опровергают, доказательств, свидетельствующих об ином характере предназначения или фактического использования нежилого здания, не представлено.
Отсутствие заявлений административного истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка, о применении налоговой льготы само по себе при отсутствии данных, объективно подтверждающих использование объекта недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, основанием для признания оспариваемого положения соответствующим действующему законодательству являться не может.
Возможность применения налоговых льгот в соответствии с частью 2.3 статьи 4.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 в предмет рассмотрения по настоящему делу не входит и на выводы суда об отсутствии оснований для включения объекта недвижимости в Перечень не влияет.
Сведения сети Интернет о размещении в здании объектов торговли и общественного питания сами по себе не опровергают выводы актов Госинспекции, которыми установлено наличие таких объектов на 12, 76 % площади здания, а потому не могут быть учтены как основания полагать решение суда ошибочными.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Московского городского суда от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.