Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Андамовой А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-40/2023 по кассационной жалобе административного истца на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 13 января 2023 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 28 апреля 2023 г., принятые по административному исковому заявлению "звание" Студент Елизаветы Борисовны об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжильё"), связанного с изменением статуса очередника на предоставление жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного истца Федорова О.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
вышеназванным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, Студент отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения ФГКУ "Центррегионжилье" от 8 апрела 2019 г. о внесении изменений в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилом помещении (далее - Реестр), об изменении статуса учетной категории - "внеочередник" на "очередник" и возложении на филиал "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") обязанности об изменении в Реестре ее статуса на "внеочередник".
В кассационной жалобе, поданной 25 ноября 2023 г, административный истец, в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, просит их отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование, ссылаясь на обстоятельства дела, она приводит доводы, тождественные доводам апелляционной жалобы, суть которых сводится к тому, что при обращении в суд к административному исковому заявлению прикладывалась копия справки об обучении её сына по очной форме обучения, которая исследовалась в судебном заседании суда. Помимо этого она, обращая внимание, что хотя на момент принятия оспариваемого решения её сын и проходил военную службу по призыву, но являлся членом её семьи, а сама семья - многодетной, ссылаясь на кассационное определение Верховного суда Российской Федерации от 19 октября 2023 г. N 228-КАД23-8-К10.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Студент с 9 февраля 2019 г. проходит военную службу по контракту в г. "данные изъяты", в одном из учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Решением начальника отделения ("данные изъяты") ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от 25 октября 2018 г. N... административный истец, с составом семьи... человек ("данные изъяты"), принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 27 сентября 2018 г. в учетной категории "внеочередник".
Согласно сообщениям заместителя начальника филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 15 сентября 2022 г. N "данные изъяты" и начальника управления ФГАУ "Росжилкомплекс" от 16 ноября 2022 г. N "данные изъяты" после проверки учетного дела 8 апреля 2019 г, в связи с отсутствием права на внеочередное обеспечение жилым помещением, Студент изменена учетная категория со статуса "внеочередник" на "очередник", так как на дату принятия органом жилищного обеспечения решения от 25 октября 2018 г. её семья не являлась многодетной, поскольку ее сын - ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, не обучался в образовательных организациях по очной форме обучения.
Разрешая при установленных обстоятельствах возникшие по делу спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно истолковали и применили положения пункта 17 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") во взаимосвязи с частью 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) и частью 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), на основании не вызывающей сомнений в своей правильности и обоснованности оценки, в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленных сторонами доказательств пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Студент права претендовать на обеспечение жильем вне очереди.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - постановление Пленума N 8), суды при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с основанием и порядком обеспечения их жильем, должны руководствоваться не только нормами Закона, но и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с этим суды исходят из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, суды руководствуются нормами ЖК РФ и СК РФ.
В свою очередь, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 20 декабря 2018 г. N 3236-О указал, что, законодатель, действуя в рамках предоставленных полномочий, в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрел жилищные гарантии для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (пункты 1, 3, 4, 14), а также ввел дополнительную льготу в виде внеочередного предоставления жилищных гарантий для военнослужащих, имеющих трех и более детей (пункт 17). При этом указанный Федеральный закон, определяя круг лиц, на которых распространяются предусмотренные его нормами социальные гарантии, относит детей военнослужащих и лиц, находящихся на иждивении военнослужащих, к разным категориям (абзацы седьмой - одиннадцатый пункта 5 статьи 2) предоставляет повышенный объем социальных гарантий военнослужащим - родителям или же непосредственно их детям (пункт 4 статьи 10, пункт 6 статьи 19, пункт 5 статьи 23, пункты 4 статьи 24 и др.).
В соответствии с пунктом 17 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
В силу части 1 статьи 54 СК РФ и статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
При этом согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены Законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, если иное не установлено данными нормативными актами, относятся в том числе: несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Анализ перечисленных правовых норм в их совокупности указывает на то, что военнослужащий, признанный нуждающимся в жилом помещении, имеющий троих и более детей, имеет право на внеочередное обеспечение жильем или жилищной субсидией при наличии, в числе прочего, данных о том, что все его дети не достигли совершеннолетнего возраста, а дети в возрасте до 23, обучаются в образовательных организациях по очной форме обучения.
Таким образом, на дату принятия жилищным органом решения о приеме на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Студент, имеющая "данные изъяты" детей, возраст одного из которых превысил 23 года и он не обучался в образовательных организациях по очной форме обучения, не относится к категории военнослужащих, на которых распространяется действие пункта 17 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о вне очередном предоставлении жилищной субсидии, в связи с чем её права и законные интересы отнесением в Реестре к категории "очередник" административным ответчиком не нарушены.
Довод кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка приложенной к административному исковому заявлению Студент копии справки о прохождении сыном обучения в образовательной организации по очной форме обучения признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку материалы административного дела этого доказательства не содержат и на предыдущих стадиях производства по делу административным истцом или его представителем, учувствовавшими в судебных заседаниях, к материалам дела такая справка не приобщалась и судами не исследовалась. При этом, согласно протоколам судебных заседаний гарнизонного и окружного военных судов, представителем административного ответчика приводился довод об отсутствии каких-либо доказательств о прохождении сыном Студент обучения в образовательной организации по очной форме обучения, на который со стороны административного истца возражений не поступило.
Ссылка административного истца в кассационной жалобе на иной судебный акт несостоятельна, поскольку это определение принималось по другому спору, при участии иных лиц и при иных обстоятельствах, в связи с этим не носит преюдициального характера при разрешении настоящего дела.
Таким образом, вопреки доводам автора кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалуемых судебных актах, не имеется, поскольку судами обеих инстанций полно и правильно исследованы все доказательства, имеющие значение для дела, в том числе с точки зрения достаточности, относимости, допустимости и достоверности, которые согласуются между собой и не противоречат друг другу и которым дана надлежащая оценка применительно к требованиям статей 84 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нормы материального права применены правильно, с приведением в решении и апелляционном определении необходимого юридического обоснования.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным и окружным военными судами судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене этих судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 177, 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 13 января 2023 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 28 апреля 2023 г, принятые по административному исковому заявлению Студент Елизаветы Борисовны, оставить без изменения, а её кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 КАС Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 февраля 2024 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.