Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Хрустальный Пик" Алёхиной М.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 39 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория" Республики Крым от 28 июня 2023 года, решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Хрустальный пик" (далее ООО "Хрустальный пик"),
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 39 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория" Республики Крым от 28 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2023 года ООО "Хрустальный пик" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 716 806, 74 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Алёхина М.А. просит отменить состоявшиеся в отношении ООО "Хрустульный пик" по настоящему делу судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы приводит свою оценку доказательств, свидетельствующую по мнению автора жалобы, об отсутствии в действиях юридического лица события и состава вмененного административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага и, как правило, выражается в материальном ущербе, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии со ст. 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд N44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Как усматривается из материалов дела основанием для возбуждения в отношении ООО "Хрустальный пик" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной названной выше нормой и привлечения его к административной ответственности постановлением мирового судьи, послужили обстоятельства, согласно которым 28 января 2022 года между Министерством культуры Республики Крым и администрацией города Евпатории Республики Крым заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Республики Крым. 17 августа 2022 года между заказчиком Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства администрации "адрес" Республики Крым" и подрядчиком ООО "Хрустальный пик" заключен муниципальный контракт N/ЕП/2022 на выполнение капитального ремонта МБУК "Мирновский дом культуры", в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению капитального ремонта МБУК "Мирновский дом культуры" в соответствии с проектно-сметной документацией в срок, установленный пунктом 3.1 контракта и графиком выполнения работ, утвержденным в порядке, установленном пунктом 4.2.2 контракта по цене, указанной в пункте 2.1 настоящего контракта.
В пункте 1.3 контракта указано, что источником финансирования является бюджет муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (предоставление из бюджета Республики Крым в 2022-2024 года бюджету муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым субсидии на реализацию мероприятий по социально- экономическому развитию Республики Крым и города федерального значения Севастополя (в части расходов на прочие нужды). В соответствии с пунктом 2.1, цена контракта составила 59 350 000, 00 рублей. Срок окончания работ по вышеуказанному контракту установлен 15 ноября 2022 (п.3.1 Контракта).
30 декабря 2022 года между Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства администрации "адрес" Республики Крым" ООО "Хрустальный пик", в соответствии с постановлением администрации "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п заключено дополнительное соглашение N к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N/ЕП/2022, согласно которому пункты 3.1 и 15.2 контракта изложены в следующей редакции: работы, предусмотренные контрактом, выполняются в соответствии с графиком выполнения работ (по форме согласно приложению N к контракту), согласованным сторонами, в порядке, предусмотренном контрактом, начало работ - с момента заключения контракта, окончание работ - ДД.ММ.ГГГГ; настоящий контракт действует с момента подписания и до 28 февраля 2023 года.
Проведенной прокуратурой города Евпатории Республики Крым проверкой установлено, что, в нарушение требований части 2 статьи 94 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" года ООО "Хрустальный пик" не выполнило в срок обязательства, установленные муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ N/ЕП/2022 в срок до ДД.ММ.ГГГГ по капитальному ремонту МБУК "Мирновский дом культуры" на сумму 28 672 269 руб. 60 коп.
Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым, рассматривая 11 сентября 2023 года жалобу ООО "Хрустальный пик", поданную в порядке статей 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признал выводы мирового судьи законными и обоснованными.
Вместе с тем с выводами нижестоящих судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 1.6 указанного Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1 данного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательствами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
С момента возбуждения 23 марта 2023 года в отношении ООО "Хрустальный пик" настоящего дела об административном правонарушении законный представитель юридического лица - генеральный директор ФИО2 последовательно утверждала об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку общество, являясь подрядчиком по муниципальному контракту не имело возможности выполнить установленные контрактом обязательства (фасадные работы) по вине Заказчика. Ссылаясь на проведение экспертизы в рамках уголовного дела на объекте указала, что ООО "Хрустальный пик" приступил к выполнению работ незамедлительно после окончания экспертизы и сдал работы в срок действия контракта, который определен 28 февраля 2023 года.
Признавая ООО "Хрустальный пик" виновным мировой судья и судья районного суда не проверили правильность установления фактических обстоятельств, не дали оценку доводам генерального директора общества.
Так, оценивая действия ООО "Хрустальный пик", мировой судья установил, что факт совершения им вмененного административного правонарушения подтвержден представленными в материалы дела доказательства в их совокупности.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ следователем по особо важным делам следственного отдела по городу Евпатории ГСУ СК России по Республике Крым в адрес директора муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" (заказчика по муниципальному контракту) направлено письмо о возможности приостановления выполнения строительно-монтажных работ на объекте МБУК "Мирновский дом культуры" на срок до 01 марта 2023 года в связи с назначенной ДД.ММ.ГГГГ судебной строительно-технической экспертизы.
При рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями не принят во внимание отчет Заказчика по допущенным отставаниям сроков Плана-графика, направленным в адрес Министерства культуры Республики Крым, в соответствии с которым указаны причины срыва сроков: 1. Проведение в рамках предварительного следствия по уголовному делу строительной экспертизы, по оценке причиненного ущерба и работам, проводимым в 2020 года, предыдущим подрядчиком, вскрывшимся в результате проведения строительно-монтажных работ в сентябре 2022 года; 2. Наложение запрета правоохранительными органами на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, в связи с возбужденным уголовным делом по первому этапу капитального ремонта МБУК "Мирновский дом культуры", проводимого в 2020 года предыдущим подрядчиком. Приостановлены фасадные работы для проведения следственных действий СК РФ в рамках уголовного дела. Следственный комитет выезжал на объект ДД.ММ.ГГГГ для проведения экспертизы и взятия образцов материалов фасада, выполненного предыдущим подрядчиком в 2020 году;
3. Террористический акт на Керченском мосту, в результате чего была нарушена логистика в поставке строительных материалов и оборудования с материковой части России. (т. 4 л.д. 234-235)
Следует отметить, что приговором Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации. В качестве доказательства его вины имеется ссылка, в том числе на заключение эксперта N, выполненного ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ФЗ), по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до ДД.ММ.ГГГГ, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
При этом пунктом 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08 марта 2022 года N 46-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с данной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года N 680 установлены порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Так, положениями абзаца "а" пункта 1 постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 680 определено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускаются изменения таких существенных условий контракта как изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся.
Мировой судья не проверил в полном объеме представленные доказательства и указанные выше юридически значимые обстоятельства, на которые были приведены защитниками ООО "Хрустальный пик", не установили не оценил, однако данные факты имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо прочего, в ходе проведения прокуратурой города Евпатории проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства администрации города Евпатории Республики Крым" было установлено нарушение законодательства о контрактной системе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, однако в ходе проведения проверки не учтено, что на указанную дату действовал запрет правоохранительных органов на выполнение фасадных строительно-монтажных работ.
Вопреки требованиям статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судья районного суда не принял. Выводы о законности постановления мирового судьи сделаны без исследования и оценки всех имеющихся по делу доказательств в совокупности.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, выводы мирового судьи и судьи районного суда основаны на ошибочном толковании норм закона, сделаны без учета приведенных выше правовых норм, в связи с чем, принятые по настоящему делу судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО "Хрустальный пик" дела об административном правонарушении, имели место 28 февраля 2022 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы истек.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Таким образом, настоящее дело об административном правонарушении на данный момент не может быть направлено на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 39 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория" Республики Крым от 28 июня 2023 года, решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Хрустальный пик", подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Хрустальный Пик" Алёхиной М.А. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 39 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория" Республики Крым от 28 июня 2023 года, решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 11 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Хрустальный пик" отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.