Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Раптановой М.А.
рассмотрела кассационную жалобу Йылмаза М. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Йылмаза М. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сулейманову Б.М, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Абибулаевой Л.Р. об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Йылмаз М. обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым, в котором просил:
- признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Комитет) в государственной регистрации прав, выраженный в уведомлении от 22 февраля 2023 года N;
- признать незаконным отказ Комитета в государственной регистрации прав, выраженный в уведомлении от 22 февраля 2023 года N
- возложить обязанность на Комитет совершить действия по государственной регистрации перехода прав собственности "данные изъяты" (далее - также Общество) к Йылмаз М. и зарегистрировать за Йылмаз М. право собственности на нежилые помещения: 1/5 доли N 5, 1/5 доли N 6, 1/5 доли N 7, 1/5 доли N 8, находящиеся в цокольном этаже литеры "А" по адресу: "адрес", принадлежащее ООО "Лего-Платинум".
В обоснование заявленных требований Йылмаз М. указал, что 19 и 20 февраля 2015 года административным истцом и "данные изъяты" заключены договоры купли-продажи доли нежилых помещений, расположенных в цокольном этаже литеры "А" по адресу: "адрес". Указанные помещения принадлежат "данные изъяты" что подтверждается свидетельствами о праве собственности на недвижимое имущество. 9 ноября 2022 года административный истец и Общество обратились в Комитет с заявлением о регистрации перехода права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество. Уведомлениями государственных регистраторов от 22 февраля 2023 года отказано в государственной регистрации права в отношении перечисленных объектов недвижимости. Считая названные уведомления незаконными, административный истец указывает на то, что они противоречат статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Считает, что требования о нотариальном удостоверении применяются с 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", тогда как договор купли-продажи заключен 19 февраля 2015 года, следовательно, требования данного закона не применяются к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу. Также полагает необоснованными выводы государственного регистратора относительно того, что договор заключен Йылмаз М. в отношении себя лично, поскольку в данном случае договор заключен между двумя субъектами - юридическим лицом и физическим лицом, что не противоречит требованиям законодательства.
Указывает на необоснованность вывода государственного регистратора о необходимости применения Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации", поскольку договорные отношения возникли между сторонами до вступления Указа в законную силу, стороны на момент заключения сделки являлись валютными резидентами.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 октября 2023 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29 декабря 2023 года, Йылмаз М. ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что на момент заключения договоров купли-продажи "данные изъяты" было единственным собственником отчуждаемых помещений, в связи с чем не имелось правовых оснований для уведомления о сделках иных лиц. Также обращает внимание на то, что в представленных на государственную регистрацию перехода прав договорах купли-продажи выступают два самостоятельных лица, без участия представителя, с одной стороны юридическое лицо - "данные изъяты" и его директор Йылмаз М, действующий на основании Устава, с другой стороны физическое лицо - Йылмаз М. По мнению подателя жалобы, на момент заключения договоров купли-продажи и до 1 марта 2015 года "данные изъяты" обладало полной правоспособностью юридического лица, и указанные сделки не являлись нарушением законодательства Российской Федерации.
Определением судьи от 12 февраля 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, согласно договору купли-продажи нежилого помещения от 19 февраля 2015 года продавец "данные изъяты" в лице директора Йылмаз М. передал в собственность, а покупатель Йылмаз М. принял и оплатил в соответствии с условиями данного договора нежилое помещение - 1/5 доли N 5, 1/5 доли N 6, 1/5 доли N 7, 1/5 доли N 8, находящиеся в цокольном этаже литеры "А" по адресу: "адрес", принадлежащее продавцу на праве собственности (свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 1 октября 2011 года, выданное исполнительным комитетом Симферопольского городского совета в соответствии с решением от 20 сентября 2011 года N серии САЕ N).
В соответствии с договором купли-продажи нежилого помещения от 20 февраля 2015 года продавец "данные изъяты" в лице директора Йылмаз М. передал в собственность, а покупатель Йылмаз М. принял и оплатил в соответствии с условиями данного договора нежилое помещение -1/5 доли N 5, 1/5 доли N 6, 1/5 доли N 7, 1/5 доли N 8, находящиеся в цокольном этаже литеры "А" по адресу: "адрес", принадлежащее продавцу (свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 1 октября 2011 года, выданное исполнительным комитетом Симферопольского городского совета в соответствии с решением от 20 сентября 2011 года N серии САЕ N).
9 ноября 2022 года административный истец, действуя от своего имени, а также от имени представляемого им юридического лица "данные изъяты" обратился в Комитет с заявлениями о переходе права общей долевой собственности:
- на нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 100, 9 кв. м, расположенное по адресу: "адрес" (размер доли 8/100);
- на нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 83, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" (размер доли 10/100).
Уведомлением от 22 февраля 2023 года Йылмазу М. отказано в регистрации права в отношении объекта недвижимости, расположенного в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) "данные изъяты" (размер доли 8/100), в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, а именно:
- представленный на государственную регистрацию договор подлежит нотариальному удостоверению;
- в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Согласно сведениям ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на помещение с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес"
- с заявлением о государственной регистрации и права представлен договор купли-продажи, согласно которому сделка заключена "данные изъяты" в лице директора Йылмаза М. с одной стороны и гражданином Йылмазом М. с другой стороны. Таким образом, сделка заключена гражданином Йылмазом М. от имени представляемого в отношении себя лично, что не соответствует части 3 статьи 182 ГК РФ и части 1 статьи 185.1 ГК РФ;
- в представленном договоре отсутствуют основные сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, в связи с чем не возможно идентифицировать регистрируемый объект;
- согласно представленному договору купли-продажи нежилого помещения от 19 февраля 2015 года покупателем является гражданин Турции Йылмаз М, а исходя из сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации права, покупателем является гражданин Российской Федерации Йылмаз М.; таким образом, из содержания предоставленных заявителем документов невозможно идентифицировать данные покупателя;
- на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" установлен особый порядок осуществления (исполнения) сделок для иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия. Указано на необходимость предоставить информацию о гражданстве лиц по договору купли-продажи;
- если стороны сделки резидент и нерезидент Российской Федерации, то купля-продажа по закону считается валютной операцией. Таким образом, оплата цены договора путем передачи денежных средств противоречит нормам Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Уведомлением от 22 февраля 2023 года административному истцу отказано в регистрации права в отношении объекта недвижимости, расположенного в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) "данные изъяты" общей площадью 83, 7 кв. м, расположенное по адресу: "адрес" (размер доли 10/100) в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав. Основания для отказа тождественны основаниям, указанным в уведомлении от 22 февраля 2023 года.
Полагая решения Комитета от 22 февраля 2023 года незаконными, административный истец обратился в суд.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ регистрирующий орган наделен правом проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 упомянутого Закона.
Как указано выше, приостанавливая и в дальнейшем отказывая в государственной регистрации права, административный ответчик указал на необходимость нотариального удостоверения сделки купли-продажи.
В силу пункта 1 статьи 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.
При этом в силу предписаний пункта 2 статьи 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно: 1) в случаях, указанных в законе; 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Согласно части 1.1 статьи 42 Закона N 218-ФЗ (в редакции на момент принятия оспариваемых решений) сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением:
1) сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке;
2) сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда;
3) сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
4) сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (за исключением случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона);
5) договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями;
6) сделок по отчуждению долей в праве общей собственности, заключаемых в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Исключений из правила о нотариальном удостоверении сделки-купли продажи доли в общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, приведенных в названной норме закона, в данном случае судом не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Часть 1.1 статьи 42 Закона N 218-ФЗ направлена на защиту прав и интересов лиц, являющихся собственниками иных (не включенных в сделку) долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, и поскольку в отношении них сделка считается заключенной только с момента ее государственной регистрации, то применению подлежат те требования закона, которые действуют на момент проведения государственной регистрации.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции признал обоснованным указание государственного регистратора на необходимость нотариального удостоверения сделки купли-продажи от 19 и 20 февраля 2015 года.
Как указано ранее, одним из оснований отказа в регистрации права в отношении спорных объектов недвижимости послужило отсутствие сведений о зарегистрированных правах на помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты"
В силу пункта 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 названной статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и упомянутым Федеральным законом.
Пунктами 1, 2 статьи 8.1 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Судом установлено, что административный истец обратился с заявлениями о переходе к нему как к покупателю права общей долевой собственности от продавца ООО "Лего-Платинум" на объекты недвижимого имущества в соответствии с условиями договоров купли-продажи от 19 и 20 февраля 2015 года.
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 1 октября 2011 года серии САЕ "данные изъяты", выданному исполнительным комитетом Симферопольского городского совета, "данные изъяты" является собственником объекта в цокольном этаже литеры "А" нежилых помещений N 11, 1/5 доли N 5, 1/5 доли N 6, 1/5 доли N 7, 1/5 доли N 8, общей площадью 100, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (право зарегистрировано КРП "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации 4 октября 2011 года).
Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество от 1 октября 2011 года серии САЕ "данные изъяты", выданному исполнительным комитетом Симферопольского городского совета, "данные изъяты" также является собственником объекта в цокольном этаже литеры "А" нежилых помещений N 10, 1/5 доли N 5, 1/5 доли N 6, 1/5 доли N 7, 1/5 доли N 8, общей площадью 83, 7 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (право зарегистрировано КРП "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации 4 октября 2011 года).
Спорные объекты недвижимого имущества, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, постановлены на кадастровый учет 11 марта 2015 года.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества, в связи с чем выводы государственного регистратора в указанной части суд первой инстанции также признал обоснованными.
Более того, нашли свое подтверждение выводы государственного регистратора об отсутствии возможности идентифицировать регистрируемый объект.
Так, в силу части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 названного Закона, если иное не установлено этим Законом.
Согласно пункту 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) (пункт 1); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения (пункт 2); площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место (пункт 9).
Из материалов дела видно, что в орган регистрации прав административным истцом поданы заявления об осуществлении регистрации перехода права общей долевой собственности в отношении объектов с кадастровыми номерами "адрес" и "адрес"
Согласно данным ЕГРН вышеназванные объекты постановлены на кадастровый учет с присвоением соответствующего кадастрового номера 11 марта 2015 года, то есть на момент оформления сделок купли-продажи присвоенные объектам кадастровые номера отсутствовали, что исключало возможность их указания в договоре.
Однако представленные на государственную регистрацию прав договоры купли-продажи от 19 и 20 февраля 2015 года не содержат необходимой информации в части идентификации таких характеристик объекта как его площадь, несмотря на то, что соответствующая информация содержится в выданных "данные изъяты" свидетельствах о праве общей долевой собственности на объекты.
Также приостанавливая государственную регистрацию прав, государственный регистратор указал на несоответствия представленных договоров требованиям части 3 статьи 182 и части 1 статьи 185.1 ГК РФ ввиду заключения сделки Йылмазом М. от имени представляемого в отношении себя лично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 182 ГК РФ).
В соответствии с договорами купли-продажи от 19 и 20 февраля 2015 года административный истец, будучи покупателем с одной стороны, также действовал от имени юридического лица "данные изъяты", выступающего в рамках договорных правоотношений продавцом, что в силу указанных выше норм является незаконным.
На основании пункта 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В силу пункта 1 статьи 185.1 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 данной статьи является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (пункт 3 статьи 163 ГК РФ).
К доверенностям, требующим нотариального удостоверения, относятся доверенности, уполномочивающие представителя на отчуждение имущества, права на которое зарегистрированы в реестре (например, заключение договоров купли-продажи, мены, дарения в отношении такого имущества), а также на установление ограниченных вещных прав на него (в частности, установление сервитута или ипотеки) (пункт 128 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации").
С учетом того, что сделки купли-продажи доли в праве общей долевой собственности требует в силу предписаний действующего законодательства обязательного их удостоверения в нотариальном порядке, выводы государственного регистратора в части несоответствия представленных документов положениям пункта 1 статьи 185.1 ГК РФ, суд признал законными.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, соглашаясь с приведенными выводами суда первой инстанций, в части оснований отказа в государственной регистрации прав по заявлениям административного истца ввиду невозможности идентифицировать данные покупателя, отметил следующее.
Установлено, что договоры купли-продажи нежилых помещений заключены от имени продавца "данные изъяты" его директором Йылмазом М, гражданином "данные изъяты", имеющим вид на жительство N, выданного УФМС N 9 июля 2014 года.
Покупателем в рамках данных сделок купли-продажи выступает гражданин "данные изъяты" Йылмаз М, имеющий вид на жительство "данные изъяты", выданный УФМС "данные изъяты" 9 июля 2014 года.
К поданным на государственную регистрацию прав документам административным истцом были представлены: копия паспорта гражданина "данные изъяты" от 9 ноября 2012 года N, выданного генеральным консульством "данные изъяты" в городе Одесса, и копия паспорта гражданина Российской Федерации от 29 марта 2017 года серии N
Кроме того, согласно выводам государственного регистратора, заявителем на государственную регистрацию прав не представлены документы, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Продавцом по договорам купли-продажи нежилых помещений от 19 и 20 февраля 2015 года выступает юридическое лицо - "данные изъяты" (страна регистрации: Украина).
Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ с учетом предписаний статьи 10 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" внесены изменения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", путем его дополнения статьей 19, согласно пункту 1 которой в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публичноправовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года.
Обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и которые до 1 января 2015 года не обратились с заявлением в соответствии с пунктом 1 данной статьи, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ).
Согласно ответу УФНС России по Республике Крым на запрос суда, "данные изъяты" (код "данные изъяты") не приводило свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Учитывая данные обстоятельства, выводы государственного регистратора о том, что договоры купли-продажи нежилых помещений от 19 и 20 февраля 2015 года со стороны продавца заключены с иностранным юридическим лицом - нерезидентом Российской Федерации, являются обоснованными.
Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" установлен особый порядок осуществления сделок (операций) с недвижимостью, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемых (исполняемых) с указанными в них лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении России.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц", принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, входит государство Украина, - страна происхождения продавца по договорам купли-продажи.
При этом требования Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 N 81 применяются в отношении сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
В данном случае право на недвижимое имущество возникает в момент его государственной регистрации, в связи с чем государственным регистратором указано на необходимость применения при регистрации данных сделок положений Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации".
Учитывая установленные обстоятельства, а также принимая во внимание приведенные нормы права, суды обеих инстанций пришли к выводу, что государственным регистратором правомерно отказано в осуществлении государственной регистрации перехода к административному истцу права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества на основании договоров купли-продажи от 19 и 20 февраля 2015 года, поскольку Йылмаз М. не представил необходимые документы, по форме и содержанию соответствующие требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы судов обеих инстанций законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая оценка, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах.
При этом переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Йылмаза М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 14 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.