Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО9 на решение Ленинского районного судаг. Севастополя от 22 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского судаот 3 октября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к СПИ ОСП по Ленинскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО10 ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю о признании незаконным бездействия судебного пристава.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие СПИ ОСП по Ленинскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю (далее - ОСП по Ленинскому району) ФИО7 и направить в адрес ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю частное определение, которым обратить внимание на неисполнение его подчиненными решения суда.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что вступившим в законную силу 11 января 2023 г. решением Ленинского районного суда г. Севастополя по административному делуN 2а-3593/2022 на административного ответчика возложены обязанности направить в адрес административного истца копию постановления об окончании исполнительного производства и сообщить административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. С 12 февраля 2023 г. по настоящее время административный ответчик противоправно бездействует, чем нарушает право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и часть 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суд от 3 октября 2023 г, административный иск оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит состоявшиеся по делу акты отменить, постановить новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить полностью.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326КАС РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены.
Граждане и организации могут обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов в порядке главы 22 КАС РФ с требованиями об оспаривании решений, в том числе ненормативных правовых актов, действий (бездействия) в том числе органов местного самоуправления, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в результате которых, по их мнению, были нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы или созданы препятствия к осуществлению ими прав, свобод, законных интересов, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности (статья 46 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 КАС РФ).
К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В частности, бездействием признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 21)).
Судами установлено, что, решением Ленинского районного суда города Севастополя от 24 ноября 2022 г. по административному делуN 2а-3593/2022 удовлетворены исковые требования ФИО1, признано незаконным бездействие СПИ ОСП по Ленинскому району ФИО7 по ненаправлению в адрес ФИО1 копии постановления об окончании исполнительного производства от 1 октября 2021 г. N-ИП СПИ ОСП по Ленинскому району, в чьем производстве находится исполнительное производство, на административного ответчика возложена обязанность направить в адрес ФИО1, копию постановления об окончании исполнительного производства 1 октября 2021 г. N-ИП. ГУФССП России по Республике Крым иг. Севастополю сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ФИО1, указывает на то, что с 12 февраля 2023 г. по настоящее время административный ответчик противоправно бездействует, чем нарушает право административного истца на исполнение судебного акта.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным бездействия СПИ ОСП по Ленинскому району ФИО7, суды исходили из отсутствия предусмотренной статьей 227 КАС РФ совокупности условий, необходимой для удовлетворения административного искового заявления.
При этом, судами не учтено, что ФИО6 фактически ставит перед судом вопрос о признании незаконным бездействия по неисполнению вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 24 ноября 2022 г, однако данный вопрос не может быть разрешен путем подачи и рассмотрения по существу административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 г. N 508-О, от 19 июня 2007 г. N 389-О-О и от 15 апреля 2008 г. N 314-О-О).
В статье 16 КАС РФ закреплено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1).
Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных данным кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами (часть 2).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 31 Постановления Пленума N 21 обратил внимание на то, что исходя из положений части 9 статьи 227 КАС РФ судам необходимо самостоятельно осуществлять контроль за исполнением решений, которыми на административных ответчиков возлагается обязанность устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод, реализации законных интересов граждан, организаций; при непоступлении сведений об исполнении решения суда (поступлении сведений о неисполнении решения суда) суд вправе вынести частное определение; несообщение о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа (статьи 122 и 123, часть 3 статьи 200 КАС РФ).
Приведенные положения КАС РФ с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации презюмируют незаконность неисполнения решения суда, которая не должна подтверждаться в порядке административного судопроизводства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 128, пункта 1 части 1 статьи 194 ичасти 1 статьи 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы с административным делом вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной инстанции и прекратить производство по административному делу.
Поскольку неисполнение соответствующего судебного акта не образует самостоятельного предмета для судебной защиты, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по заявлению прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 3 октября 2023 г. - отменить, производство по административному делу - прекратить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.