Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 28 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крымот 16 августа 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственного комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному регистратору ФИО7 о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконными и отменить уведомление Госкомитета о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, и возложить обязанность по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на жилой дом, общей площадью 718, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
В обоснование административных исковых требований указал на то, что 21 июня 2022 г. им подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на жилой дом. Уведомлением от 27 июня 2022 г. государственный кадастровый учет и регистрация права приостановлена, на основании того, что из представленного технического плана усматриваются признаки многоквартирного дома с помещениями, размещенными для осуществления коммерческой деятельности, а также нарушение предельных параметров объекта недвижимости, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) - объект расположен на расстоянии 1, 95 м от границы земельного участка, на котором он расположен, что не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны. Уведомлением от 27 сентября 2022 г. отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
Решением Черноморского районного суда Республики Крымот 28 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2023 г, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов по мотиву нарушения судами норм материального права, принятии по делу нового решения, которым удовлетворить административный иск полностью.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Судами установлено, что на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства от 14 января 2022 г. ФИО1 является собственником жилого дома с проектируемой площадью 564, 3 кв.м, степенью готовности 58 %, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес".
Указанный жилой дом, расположен на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" правообладатель муниципальное образование Межводненское сельское поселение Черноморского района Республики Крым.
ФИО1 с 9 марта 2022 г. является арендатором вышеуказанного земельного участка.
21 июня 2022 г. ФИО6, действующий от имени ФИО1, обратился с заявлением, с целью осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в упрощенном порядке на здание площадью 718, 5 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", приложив технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.9-10).
22 июня 2022 г. Госкомитетом в адрес администрации Черноморского района Республики Крым был направлен межведомственный запрос с целью получения информации о соблюдении правил землепользования и застройки при создании объекта недвижимого имущества - здания площадью718, 5 кв.м с 3 этажами, год завершения постройки - 2022, расположенного по адресу: "адрес".
Ответом администрация Черноморского района сообщила, что учитывая планы этажей, содержащиеся в техническом плане, объект может иметь признаки номерного фонда.
27 июня 2022 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрации права приостановлена, в том числе в связи с тем, что объект имеет признаки номерного фонда.
6 сентября 2022 г. ФИО6, действующим от имени ФИО1, в целях устранения причин приостановления, подано заявление с приложением технического плана здания от 5 сентября 2022 г.
8 сентября 2022 г. принято уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Уведомлением от 27 сентября 2022 г. заявителю отказано в государственной регистрации права на жилое здание, расположенное по адресу: "адрес".
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований административного иска. Суды, установив на основании исследованных доказательств, что объект недвижимого имущества по адресу: "адрес", обладает признаками номерного фонда, пришел к выводу, что оснований для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на спорный объект в упрощенном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13 июля2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу пункта 7 части 1 данной статьи осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Закона.
В силу части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 1 марта 2026 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В пункте 2 данной статьи указано, что земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Судами достоверно установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на котором расположен заявленный спорный объект недвижимости - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" установлено, что под видом разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства подразумевается размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в этом Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства названным Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что к жилым помещениям относятся:1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг (часть 3 статьи 17 ЖК РФ).
Согласно техническому плану от 5 сентября 2022 г. подготовленному в связи с образованием здания, в результате преобразования объекта незавершенного строительства с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", следует что площадь, здания составляет718, 5 кв.м, согласно поэтажного плана здания по периметру первого и второго этажа расположены лоджии.
Из технического плана на указанное здание от 18 мая 1995 г. следует, что проектируемая площадь здания составляет 169 кв.м, в проекте обозначены 16 лоджий.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что заявленное к регистрации административным истцом здание не соответствует признакам жилого дома, поскольку по своим параметрам внутренней планировке помещений имеет признаки объекта с номерным фондом.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационной инстанции считает правомерными выводы судов о том, что административный ответчик, установив несоответствие заявленного спорного объекта целевому назначению земельного участка, законно и обоснованно приостановил государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, и впоследствии отказал в их регистрации.
Доводы кассационной жалобы об обратном, сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3статьи 329, а также применительно к статье 328 КАС РФ, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 28 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 августа 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.