Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Набока В.Н, поданную от его имени представителем Мачехиной И.А, поступившую в суд первой инстанции 2 ноября 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Набока В.Н. к администрации муниципального образования города-курорта Анапа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города-курорта Анапа об оспаривании действий органов местного самоуправления, признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа - Рудь К.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Набока В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным решения от 19 октября 2022 года об отказе в утверждении схемы расположения образуемого в результате перераспределения земельного участка площадью 1294 кв.м. по адресу: "адрес" на кадастровом плане территории, обязании устранить допущенное нарушение путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года оставлено без изменения решение Анапского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель административного истца Набоки В.Н. по доверенности Мачехина И.А. просит отменить апелляционное определение.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если лицо, подавшее кассационную жалобу, представление, обжалует только судебный акт суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, проверке в кассационном порядке подлежит также решение Анапского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2023 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа - Рудь К.А, доводам кассационной жалобы возражала, обжалуемый судебный акт просила оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Набока В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 759 +/- 10 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес" дата государственной регистрации права 11 апреля 2017 года.
Набока В.Н. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 759 +/- 10 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" и земельного участка из земель муниципальной собственности площадью 535 кв.м, расположенного в пределах кадастрового квартала N в станице Гостагаевской города Анапа Краснодарского края (площадь существующего земельного участка 759 +/- 10 кв.м, площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка 1294 кв.м, увеличение площади земельного участка - 535 кв.м.).
19 октября 2022 года в адрес Набока В Н от управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа был направлен ответ N 17-13-6105/22, в котором сообщалось об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В обоснование отказа администрация ссылается на то, что подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. Также дополнительно сообщено, что целью перераспределения земель является устранение недостатков в землепользовании и увеличение земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о законности отказа управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа был направлен ответ N 17-13-6105/22 от 9 октября 2022 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктом 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривалось образование земельного участка площадью 1294 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 759 +/- 10 кв.м, находящегося в частной собственности и свободных земель площадью 535 кв.м.
По смежеству с земельным участком с кадастровым номером 23:37:060200463674 расположены свободные земли, находящиеся в муниципальной собственности, в границах которых имеется возможность образования самостоятельного земельного участка с предусмотренным видом разрешенного использования.
Исходя из изложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о законности и обоснованности отказа управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 19 октября 2022 года N 17-13-6105/22, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анапского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 13 февраля 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.