Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Борисовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 июля 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации "адрес" о признании незаконным постановленийот 8 ноября 2022 г. N 3166 и N 3167, обязании утвердить схему расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, объяснения представителя административного истца ФИО1 - ФИО3, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на незаконность решений органа местного самоуправления об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков для передачи ей в аренду под огородничество по адресу: "адрес", севернее земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Решением Алуштинского городского суда Республики Крымот 18 апреля 2023 г. административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично, признаны незаконными постановления администрации г. Алушта Республики Крым от 8 ноября2022 г. N 3166, N 3167 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги". На администрацию города Алушта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО1от 6 октября 2022 г. N 1760/57 об утверждении схемы расположения земельных участков площадью 1 201 кв.м и 2 000 кв.м, расположенных по адресу: "данные изъяты" севернее земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" под огородничество. В удовлетворении остальной части административного иска - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 июля 2023 г. решение городского суда отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 приводит анализ обстоятельствам дела и нормам законодательства, которым регулируются спорные отношения, просит отменить апелляционное определение, ссылается на несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 - ФИО3 поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Из материалов административного дела следует, что в октябре 2022 г. представитель ФИО1 обратился в орган местного самоуправления с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 1 201 кв.м и 2 000 кв.м, расположенных по адресу: Республика Крым, г "данные изъяты", севернее земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", в аренду, сроком на 3 г, для ведения огородничества.
По результатам рассмотрения заявлений, администрацией г. Алушты Республики Крым вынесены постановления от 8 ноября 2022 г. N 3166, N 3167, которыми отказано в предоставлении муниципальной услуги, ввиду того, что схема расположения земельных участков разработана с нарушением требований предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, и частично удовлетворяя их, исходил из того, что на момент подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения огородничества, доказательств внесения изменений в решение Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 г. N 59/22 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым после 23 сентября 2022 г. и их официальном опубликовании административным ответчиком не представлено, а в действующей редакции по состоянию на 27 сентября 2022 г. в ст. 63.1 - Зона садовой застройки СХ-2 (02) основным видом разрешенного использования является, в том числе - ведение огородничества (13.1).
С такими выводами не согласился суд апелляционной инстанции, при этом исходил из следующего.
В силу подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ в частности, как указывает административный ответчик, схема расположения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 5 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Согласно подпункту 5 пункта 13.2 Административного регламента о предоставление муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утвержденного постановлением администрации города Алушты Республики Крымот 29 сентября 2020 г. N 2797, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Из материалов дела следует, что в рамках рассмотрения заявлений административного истца о предоставлении земельных участков для ведения огородничества площадью 1 201 кв.м и 2 000 кв.м, администрацией города Алушта Республики Крым направлены указанные заявления и прилагаемые к ним схемы расположения земельных участков на согласование в соответствующие службы.
Служебными записками Управления имущественных и земельных отношений от 25 октября 2022 г, по результатам рассмотрения схем расположения земельных участков площадью 1 201 кв.м и 2 000 кв.м сообщено, что на карте функциональных зон генерального плана муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утверждённого решением Алуштинского городского совета от 29 октября 2018 г. N 56/1, образуемые земельные участки расположены в зоне сельскохозяйственного использования подзоне садово-дачной застройки. На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Алушта утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 г. N 59/22, образуемые земельные участки расположены в зоне садовой застройки (СХ-2(02)), в которой согласно градостроительных регламентов ПЗЗ не предусмотрено размещение земельных участков с основным видом разрешенного использования "ведение огородничества".
Решением от 23 сентября 2022 г. N 18/109 г. Алушта "О внесении изменений в решение Алуштинского городского совет от 22 февраля 2019 г. N 59/2 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым" на основании в том числе заключения о результатах общественных обсуждений от 1 сентября 2022 г, протокола общественных обсуждений от 1 сентября 2022 г, протоколом заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта от 14 сентября 2022 г, и с учетом письма Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 30 августа 2022 г.N 3147/02.15 "О направлении требования о внесении изменений в Правила землепользования и застройки" и письмо Алуштинского городского совета от 21 июля 2022 г. по вопросу проведения мероприятий в отношении объекта, включенного в схему территориального планирования Российской Федерации, Алуштинским городским советом внесены изменения в решение Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 г. N 59/22 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым":
1.1. утвердить в новой редакции Градостроительные регламенты (том 2. Текстовая часть) Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым;
1.2. утвердить в новой редакции карту градостроительного зонирования и карту зоне особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым;
2. Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования в газете "Алуштинский вестник" и подлежит размещению на портале Правительства Республики Крым.
Указанное решение официально опубликовано в газете Алуштинский Вестник от 29 сентября 2022 г. N38 (1625).
Согласно заключению о результатах общественных обсужденийот 1 сентября 2022 г. вид разрешенного использования "ведение огородничества" (код 13.1) включен в перечень условно разрешенных видов использования в зонах садовой застройки, зонах застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами в села и поселках (без примечаний к данной статье).
Образуемые земельные участки, испрашиваемые истцом для ведения огородничества, решением Алуштинского городского совета от 22 февраля 2019 г. N 59/22, расположены в зоне садовой застройки (СХ-2(02)), в которой согласно внесенным изменениям не предусмотрено размещение земельных участков с основным видом разрешенного использования - "ведение огородничества".
Установив изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, о том, что органом местного самоуправления вынесены законные и обоснованные решения об отказе административному истцу в предоставлении муниципальной услуги.
Указанный вывод основан на установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах дела, подтверждающих невозможность утверждения схемы расположения земельного участка в силу положений подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Доводы кассационной жалобы об обратном, не могут повлечь отмену оспариваемого апелляционного определения.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Целевое назначение испрошенного земельного участка - "ведение огородничества".
Исходя из статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Установленный Классификатором видов разрешенного использования (утв. Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412) (далее - Классификатор) вид разрешенного использования земельных участков "ведение огородничества" (код 13.1) предусматривает возможность осуществления отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Такой вид разрешенного использования как сельскохозяйственное (1.0) согласно Классификатору, включающий в себя виды разрешенного использования с кодами 1.1-1.20, не включает в них вид разрешенного использования "ведение огородничества".
Согласно Генеральному Плану муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, утвержденному решением Алуштинского городского совета от 29 октября 2018 г. N 56/1 (в соответствие с которым в юридически значимый период и приводилась соответствующая часть Правил землепользования и застройки) образуемые земельные участки расположены в зоне сельскохозяйственного использования подзоне садово-дачной застройки, что в силу вышеизложенного не предполагает их использование под огородничество.
Статьи 3, 31, 33 ГрК РФ устанавливают приоритет генерального плана над правилами землепользования и застройки.
Исходя из принципа первичности генерального плана городского округа, как основополагающего документа территориального планирования, ссылка административного истца на Правила землепользования и застройки в редакции, действующей на момент обращения административного истца за предоставлением муниципальной услуги, правильность оспариваемых решений об отказе в ее предоставлении, принятых на основании Правил землепользования и застройки, в редакции приведенной в соответствие с Генеральным планом, не опровергает.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы административного иска и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты в кассационной жалобе не содержится.
Само по себе несогласие административного истца с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждает, что имеет место нарушение судом норм материального или процессуального права.
В свою очередь, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 328 КАС РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 июля 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
О.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.