Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Шелудько В.В. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского судаот 17 октября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к СПИ ОСП по Гагаринскому району г. Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО4, СПИ ОСП по Гагаринскому району г. Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО5, ОСП по Гагаринскому району г. Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю о признании незаконным бездействие СПИ и обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие СПИ ОСП по Гагаринскому району г. Севастополя ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю (далее - ОСП по Гагаринскому району) ФИО4, выразившееся в ненаправлении в адрес административного истца копии постановления об окончании исполнительного производства N-ИП, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований указывала, что административный ответчик в нарушение требований части 6 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г.N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) не направил в адрес административного истца копию постановления об окончании исполнительного производства, чем нарушил ее права на информирование о ходе исполнительного производства.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 16 февраля 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 6 июня2023 г. вышеуказанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в районный суд.
При новом рассмотрении судом была привлечена в качество соответчика СПИ ОСП по Гагаринскому району ФИО5
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20 июля2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского судаот 17 октября 2023 г, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судами допущены ошибки при применении норм процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения административного дела.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).
В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обстоятельств, свидетельствующих о нарушении административными ответчиками норм действующего законодательства, затронувших права и законные интересы административного истца, которые подлежат защите и восстановлению, не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в производстве ОСП по Гагаринскому району находилось исполнительное производство N-ИП, ранее присвоенные номера N-ИП, N-ИП, возбужденное 24 марта 2021 г. на основании постановления СПИ МОСП по ВАШ от 3 марта 2021 г. N, взыскателем по которому является УФК по г. Севастополю (ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю), должником ФИО1, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 1 000, 00 руб.
30 марта 2023 г. СПИ ОСП по Гагаринскому району вынесено постановление N об окончании исполнительного производства N-ИП в связи с исполнением требований исполнительного производства в полном объеме.
Списком корреспонденции, направленной почтовой связью от 31 марта 2023 г, подтверждается, что вышеуказанное постановление от 30 марта2023 г. N об окончании исполнительного производства было направлено ФИО1 по адресу: "адрес".
В силу статьи 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 47 Закона N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
Пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП Россииот 10 декабря 2010 г. N (далее - Инструкция), установлено, что регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату - должнику направляется постановление о возбуждении исполнительного производства. Простые почтовые отправления передаются в почтовое отделение по накладным, фиксирующим количество отправленных конвертов без указания сведений об адресате и регистрационных номеров отправляемых документов (пункт 4.8.5 Инструкции).
Таким образом, законом установлена обязанность судебного пристава-исполнителя направлять почтовым отправлением с уведомлением о вручении только копии постановлений о возбуждении исполнительного производства, а не копии всех постановлений, принимаемых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства.
С учетом достоверно установленного судами факта направления копии постановления об окончании исполнительного производства N-ИП в адрес административного истца в установленные законом сроки, что также подтверждается материалами дела, суды верно пришли к выводу о том, что риск не получения корреспонденции лежит на административном истце.
Учитывая нормы материального права, обстоятельства дела, согласно которым достоверно установлен судами факт направления копии постановления об окончании исполнительного производства N-ИП в адрес административного истца в установленные законом сроки простой почтовой корреспонденцией, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований правильными. Неполучение административным истцом копии постановления об окончании исполнительного производства не подтверждает факт его ненаправления СПИ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В рассматриваемом случае, такой совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными не установлено.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами нижестоящих инстанции применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов об отказе в удовлетворении административного иска. Судами правильно определен характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, распределено бремя доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), собранные по делу доказательства оценены по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных решениях.
Иное толкование автором кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20 июля2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 октября 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
В.В. Шелудько
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.