Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Педченко Ю.А, поступившую в суд первой инстанции 29 ноября 2023 года, на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Педченко Ю.А. к администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Педченко Ю.А. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 28 февраля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года оставлено в силе решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 28 февраля 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Педченко Ю.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций, по делу вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
На кассационную жалобу поступили возражения от представителя администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, в которой просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником здания площадью 29, 3 кв.м, с кадастровым номером N
Право собственности на указанное здание зарегистрировано в установленном порядке - выписка ЕГРН (л.д. 14-20).
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м. и находится в аренде административного истца на основании договора аренды N1900005464 от 24 июня 2019 года.
Постановлением глав администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края от 22 ноября 2018 года N1235 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, а именно изменен вид разрешенного использования с вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид "обслуживание автотранспорта" (л.д. 21).
10 ноября 2022 года Педченко Ю.А. обратился в администрацию муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - обслуживание автотранспорта.
Письмом администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края от 30 ноября 2022 года N9170 было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка. Причиной отказа послужило несоответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка категории территориального зонирования. Также было указано, что был произведен осмотр земельного участка в ходе которого установлено, что на испрашиваемом участке расположено здание в разрушенном состоянии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Правилами землепользования и застройки Ленинградского сельского поселения Ленинградского района, утвержденными решением Совета Ленинградского сельского поселения Ленинградского района от 10.06.2015 N35, пунктом 2 статьи 7, пунктом 2 статьи 11, пунктом 14 статьи 39.16, пунктами 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указал, что оснований для признания незаконным ответа администрации муниципального образования Ленинградский район, выраженном в письме от 30 ноября 2022 года N9170 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N не установлено.
Вместе с тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ в предоставлении земельного участка в аренду или в собственность может быть отказано в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
По смыслу статьи 39.20 ЗК РФ предоставление в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, основано на необходимости эксплуатации расположенных на этих участках зданий, строений, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Уполномоченный орган не вправе отказать собственнику здания, сооружения в предоставлении земельного участка для целей эксплуатации таких объектов недвижимости.
Указанное соответствует правовой позиции, сформулированной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2023 года N18-КАД23-71-К4.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на испрашиваемом земельном участке расположено нежилое здание. Право собственности Педченко Ю.А. на этот объект недвижимого имущества зарегистрировано в ЕГРН.
Как следует из ответа администрации от 30 ноября 2022 года N9170 в ходе осмотра было установлено, что здание в разрушенном состоянии.
По смыслу положений частей 3, 5, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
В соответствии с положениями части 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке утверждены приказом Росреестра от 24 мая 2021 года N П/0217 "Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке".
Для правильного разрешения суду первой инстанции необходимо было выяснить составлялся ли акт обследования в соответствии с требованиями установленными приказом Росреестра от 24 мая 2021 года N П/0217, а также не оспаривалось ли право собственности административного истца на здание в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения не устранил.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом первой и апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 февраля 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.