Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Илюшко П.Ю, поступившую в суд первой инстанции 28 ноября 2023 года, на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Илюшко П.Ю. к Министерству жилищной политик и государственного строительного надзора Республики Крым о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Илюшко П.Ю. обратился в суд к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Министерство) с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Министерства, изложенные в письме от 24 мая 2023 года N 9708/01-35/2/1/1/1 о не предоставлении семье Илюшко П.Ю. социальной выплаты в 2023 году, включении семьи в сводный список на 2024 год, и возложении на Министерство обязанность включения семьи в сводный список семей на 2022 год, взыскании судебной неустойки в размере 5000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента фактического исполнения.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 июня 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 октября 2023 года оставлено в силе решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 июня 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Илюшко П.Ю. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций, по делу вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 октября 2022 года по делу N2-4073/2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 02 марта 2023 года (дело N 33-1655/2023), признаны незаконными отказ администрации города Ялта Республики Крым, изложенный в ответе от 14 июля 2022 года N 4918/02.1-42, и отказ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, изложенный в ответе от 08 июля 2022 года N 7681/01-35/3/1, в предоставлении семье Илюшко П.Ю. социальной выплаты ведомственной целевой программой "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" незаконными. На Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым возложена обязанность включить молодую семью истца в сводный список молодых семей на 2022 год.
Письмом от 23 мая 2023 года N 4516/02.1-20/1/1 администрация города Ялта Республики Крым направила в адрес Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2023 году по муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым, в который включила семью истца Илюшко П.Ю.
Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в письме от 24 мая 2023 года N 9708/01- 35/2/1/1/1 администрации города Ялта Республики Крым сообщено, что сводные списки на 2023 год уже сформированы и направлены в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в связи с чем предоставление социальной выплаты в текущем году не представляется возможным. Для получения социальной выплаты в 2024 году истцу необходимо повторно подать заявление в администрацию в порядке, предусмотренном Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050). Администрации города Ялта Республики Крым следует сформировать список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2024 году, и направить его в срок до 01 июня 2023 года в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 19 мая 2023 года N 3056-п признанно действующим постановлением администрации г. Ялты от 07 апреля 2022 года, которым Илюшко П.Ю. включен в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы на 2023 год.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что Министерство правомерно отклонило заявку администрация города Ялта Республики Крым о включении семьи истца в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году, решение принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий при наличии законных оснований. В силу пункта 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила) и пункта 4 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году" (далее Порядок) последним днем представления списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году, являлось 01 июня 2022 года. Администрация города Ялта Республики Крым представила список в Министерство 23 мая 2023 года, то есть после формирования сводного списка и направления его в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Возможность включения семьи истца в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году, утрачена, на что Министерством указано в оспариваемом ответе.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судами нижестоящих инстанций сделан вывод о том, что оспариваемые действия административного ответчика по не включению в сводный список на 2023 год, не противоречат требованиям установленного Порядка.
Вместе с тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
Конституция Российской Федерации корреспондирует нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, а также стимулируют жилищное строительство (пункт 2 статьи 2 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П "По делу о проверке конституционности подпункта "г" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) в связи с жалобой гражданки Е.А. Дурягиной", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений осуществлялось в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (далее - социальная выплата), а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися приложением N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной поименованным выше Постановлением Правительства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 октября 2022 года установлено, что семья Илюшко имеет право на государственную поддержку социальной выплаты ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Сроки предоставления списка молодых семей, установленные пунктом 24 Правил и пунктом 4 Порядка не являются плескательными и вывод судов нижестоящих инстанций о том, что возможность включения семьи истца в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году утрачена, является преждевременным и опровергается материалами дела.
Так согласно приказу министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 28 апреля 2023 года Илюшенко П.Ю, составом семьи 5 человек, включён в участников сводный список участников ведомственной целевой программы на 2022 год, то есть за пределами сроков, установленных пунктом 24 Правил и пунктом 4 Порядка (л.д. 70-71).
Суду первой инстанции необходимо было выяснить по какой причине администрация города Ялта Республики Крым направила сведения о включении семьи истца в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году только 23 мая 2023 года и по каким причинам администрация не направила сведения об административном истце до 01 июня 2022 года.
Суд апелляционной инстанции указанные нарушения не устранил.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом первой и апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 30 октября 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 февраля 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоС.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.