Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балхаева С.И, Балхаевой О.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения по предоставлению единовременной социальной выплаты, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области, поступившей с делом 18 января 2024 г, на решение Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 4 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав возражения истцов Балхаева С.И, Балхаевой О.В. на кассационную жалобу ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балхаев С.И, Балхаева О.В. обратились в суд с настоящим исковым заявлением, указав в его обоснование о том, что на основании протокола заседания комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ N, утвержденного распоряжением УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N Балхаев С.И. вместе с семьей в составе 4 человека: он, жена - Балхаева О.В, дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на учет УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истцом Балхаевым С.И. была получена выписка из протокола заседания комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлении единовременной социальной выплаты N, утвержденного распоряжением УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которой он был снят с учета очередников, поскольку за ним (Балхаевым С.И.) было прекращено право собственности на 1/3 долю квартиры, расположенной по адресу "адрес", в пользу дочери от предыдущего брака ФИО11, о чем он не сообщил уполномоченному органу при подаче заявления о постановке на учет в качестве сотрудника органов внутренних дел, нуждающегося в улучшении жилищных условий, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия.
С решением ответчика о снятии с учета в качестве сотрудника органов внутренних дел, нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не согласен, полагая, что оно является незаконным и нарушающим его права на обеспечение жилым помещением, гарантированным государством. Свои жилищные условия и совершение сделки в пользу дочери от первого брака он не скрывал, сведения о сделке находятся в его учетном деле, документы в котором обновлены в 2021 г. в связи с изменением состава семьи и рождением еще одного ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По состоянию на момент постановки на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья, как и в 2021 г. и по состоянию на 2023 г, его жилищные условия не изменились, он по - прежнему нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку его семья проживает в жилом помещении с обеспеченностью менее нормы жилого помещения на одного члена семьи (менее 15 кв. м.).
В связи с изложенным истцы просили суд признать незаконным решение комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты N, утвержденного распоряжением УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии Балхаева С.И. с семьей из 5-ти человек с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Астраханской области; обязать Управление МВД России по Астраханской области восстановить Балхаева С.И. в составе семьи из 5-ти человек в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Астраханской области с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 4 августа 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 24 октября 2023 г.) исковые требования Балхаева С.И, Балхаевой О.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 13 октября 2023 г.) дополнен абзац третий решения Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 4 августа 2023 г. указанием о восстановлении Балхаева С.И. в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Астраханской области с 15 февраля 2013 г.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Балхаева С.И, Балхаевой О.В. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что Балхаев С.И. с намерением состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты скрыл факт отчуждения доли в жилом помещении, путем не предоставления в комиссию копии договори дарения от 24 января 2012 г, что является основанием для снятия его с учета для получения единовременной выплаты в соответствии с подпунктом "г" пункта 19 Правил предоставления предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты.
Ответчик - представитель Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты, скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав истцов, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Балхаев С.И. проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время, занимает должность заместителя начальника ОМВД России по Икрянинскому району.
Согласно справке ОМВД России по Икрянинскому району N от ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении 22 г. 10 мес. 05 дн.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ Балхаев С.И. с составом семьи 4 человек (жена Балхаева О.В, несовершеннолетние ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят на регистрационном учете и проживают по адресу: "адрес", в принадлежащей на праве собственности по 1/4 доле отцу Балхаева С.И. - ФИО7, матери Балхаева С.И. - ФИО8, Балхаеву С.И. и его сестре ФИО9 Кроме этого в данной квартире состоят на регистрационном учете и проживают отец, мать и сестра истца Балхаева С.И.
Площадь жилого дома составляет 59, 4 кв.м. Иных жилых помещение истец и члены его семьи не имеют.
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты N, утвержденного распоряжением УМВД России по Астраханской области N, Балхаев С.И. был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Астраханской области с семьей в составе 4-х человек (он, супруга - Балхаева О.В, дочь - ФИО5, 2011 года рождения, дочь - ФИО6, 2012 года рождения), поскольку семья не обеспечена жилым помещением согласно установленной законодательством Российской Федерации нормы жилого помещения.
До постановки на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Балхаев С.И. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ передал в собственность своей несовершеннолетней дочери ФИО11 от первого брака с ФИО10 принадлежащую ему на праве собственности 1/3 долю в квартире, расположенной по адресу: "адрес". Собственниками данной квартиры являются также ФИО10 (бывшая жена) и ФИО11 Общая площадь квартиры составляет 59, 4 кв.м.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что в указанной квартире Балхаев С.И. и члены его семьи не проживали.
ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь ФИО6, которая также состоит на регистрационном учете и проживает по месту жительства родителей по адресу: "адрес".
На основании рапорта Балхаева С.И. о пересмотре учетного дела на получение единовременной социальной выплаты в связи с рождением третьего ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело внесены соответствующие изменения. Произведен перерасчет общей площади жилого помещения, положенного на семью с учетом имеющейся у Балхаева С.И в собственности площади: S=18х5 - 14, 85=75, 15 кв. м.
Данные обстоятельства подтверждаются решением комиссии УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
При этом при предоставлении нового пакета документов вместе с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, Балхаевым С.И. комиссии были представлены, в том числе, и документы относительно договора дарения квартиры по адресу: "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ, указанной выше.
В последующем решением комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты N, утвержденным распоряжением УМВД России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N, Балхаев С.И. с семьей в составе 5-ти человек был снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Астраханской области на основании пункта 5 части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, подпункта "г" пункта 19 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", в связи с совершением сотрудником органов внутренних дел действий, повлекших ухудшение жилищных условий, связанных с отчуждением жилых помещений или их частей, а также в связи выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет). Комиссия пришла к выводу о том, что истцом при постановке на учет в 2012 г. был скрыт факт совершения им сделки дарения принадлежащей ему на праве собственности доли в квартире по адресу: "адрес", что свидетельствует о его намерении ухудшить свои жилищные условия.
Разрешая исковые требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что истец Балхаев С.И. предоставил комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты все необходимые документы о своих жилищных условиях, никаких намеренных действий по сокрытию сведений о наличии у него в собственности жилых помещений, что могло бы повлиять на его права и права членов его семьи на обеспечение жилым помещением согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации, свидетельствующих о его намерении ухудшить свои жилищные условия, не предпринимал, поскольку весь необходимый пакет документов на предоставление единовременной субсидии им представлен в комиссию в полном объеме. Кроме того, отчуждение истцом принадлежащей ему на праве собственности доли в квартире по указанному выше адресу в пользу дочери от первого брака не указывает на намеренное ухудшение его жилищных условий, так как с учетом размера отчужденной доли, его семья оставалась нуждающейся в жилом помещении, поскольку каждый из членов его семьи обеспечен жилым помещении менее 15 кв. м, установленных для принятия сотрудников органов внутренних дел на учет.
Проверяя законность принятого решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции, дополнив решение районного суда указанием о восстановлении Балхаева С.И. на учете в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Астраханской области с 15 февраля 2013 г, поскольку суд первой инстанции, разрешив исковые требования в этой части и придя к выводу о законности принятия истцов на учет в 2013 г. для получения мер социальной поддержки, удовлетворил их, но в резолютивной части не указал дату, с которой истцы подлежат восстановлении в очереди на получение мер социальной поддержки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан на жилище, одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 1 и 3).
В порядке реализации указанных конституционных положений Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты, так и условия его реализации, включая определенные требования к жилищным условиям. В частности, пункт 2 части 2 статьи 4 данного Федерального закона предусматривает, что правом на получение единовременной социальной выплаты обладают сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, которые являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета (пункт 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Доводы кассационной жалобы ответчика, что основанием для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении единовременной социальной выплаты послужило не предоставление истцом обновленных документов в связи с изменениями жилищных условий, судебной коллегией признаны несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Пунктом 19 Правил регламентированы основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты.
Так, в соответствии с названным пунктом Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);
д) в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень оснований снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты и расширительному толкованию не подлежит.
Положениями части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе, действия, связанные:
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
с обменом жилыми помещениями;
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником органов внутренних дел или членом его семьи действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо снятия с такого учета на основании подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.
Материалами учетного дела Балхаева С.И. действительно подтверждается, что по состоянию на 2012 г. документы о совершении им сделки дарения в отношении принадлежащей ему на праве собственности 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: "адрес", ул. "адрес", представлены не были. Однако такие документы были им представлены в добровольном порядке в 2021 г. при обновлении пакета документов на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с рождением третьего ребенка, что подтверждается материалами учетного дела и не оспаривается ответчиком, что указывает на добросовестность истца, что он не скрывал эту информацию и не преследовал цели намеренно ухудшить свои жилищные условия для постановки на учет в качестве лица, претендующего на получение единовременной субсидии на приобретение и строительство жилого помещения.
Правильно применив приведенные нормы права, установив, что действия Балхаева С.И. по отчуждению 1/3 доли (17, 7 кв. м) в праве собственности на квартиру в "адрес" с учетом наличия в собственности Балхаева С.И. доли в квартире в "адрес" площадью 14, 85 кв. м, не могут быть признаны намеренным ухудшением жилищных условий с целью принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку данные действия не привели к искусственному возникновению нуждаемости в жилом помещении, в силу того, что как до, так и после совершения данных действий обеспеченность жилой площадью истца и членов его семьи в количестве 4 человека на момент постановки на учет в 2012 году и в настоящее время в количестве 5 человек, составляет менее 15 кв. м, суд обоснованно удовлетворил иск Балхаева С.И, возложив на ответчика обязанность восстановить Балхаева С.И. с семьей на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет. Кроме того, в судебном заседании достоверно установлено, что после расторжения брака Балхаева С.И. и ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ истцы в квартире, расположенной в "адрес", не проживали, жилым помещением не пользовались.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что исходя из полномочий Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты, у нее имелась возможность проверить достоверность документов, представленных Балхаевым С.И. в 2012 г. и установить факт совершение сделки дарения в январе 2012 г, в связи с чем также не имеется оснований для признания решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о том, что только в 2023 г. УМВД России по Астраханской области стало известно о том, что Балхаев С.И. в 2012 г. при постановке на учет представил недостоверные сведения о своих жилищных условиях, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, так как сведения о сделке дарения квартиры в "адрес" были представлены истцом вместе с необходимым пакетом документов в 2021 г. и решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N за ним было признано право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Поскольку доказательств улучшения истцом жилищных условий либо совершения им действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в материалы дела не представлено, оснований для снятия истца с учета для получения единовременной выплаты у ответчика не имелось.
Доводы кассационной жалобы заявителя по существу сводятся к несогласию с принятыми по делу судебными актами по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судами первой и апелляционной инстанций, а потому не могут служить поводом к отмене состоявшихся судебных актов.
Разрешая заявленные требования, суды правильно определили юридически значимые обстоятельства, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 4 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.