Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К, судей Грибанова Ю.Ю, Парамоновой Т.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к департаменту природных ресурсов и экологии г. Севастополя о возложении обязанности совершения действий
по кассационной жалобе ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К, выслушав мнение старшего прокурора отдела управления Генерального управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдова А.А, возражавшего против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя, в котором просил обязать ответчика совершить предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" действия по определению границ и постановке на государственный кадастровый учет охранных зон ботанического памятника природы регионального значения "Ушакова балка" и гидрологического памятника природы регионального значения "Прибрежный аквальный комплекс у Херсонеса Таврического", а также особо охраняемой природной территории заказника "Бухта Казачья" в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что в нарушение требований действующего законодательства по настоящее время охранные зоны для ботанического памятника природы регионального значения "Ушакова балка" и гидрологического памятника природы регионального значения "Прибрежный аквальный комплекс у Херсонеса Таврического" не определены, их границы не установлены. Сведения об особо охраняемой природной территории заказника "Бухта Казачья" в ЕГРН не внесены.
28 июня 2021 года Нахимовским районным судом г. Севастополя протокольно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Севастополя.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18 августа 2021 года исковые требования удовлетворены.
На департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя возложена обязанность совершить предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" действия по определению границ и постановке на государственный кадастровый учет охранных зон ботанического памятника природы регионального значения "Ушакова балка" и гидрологического памятника природы регионального значения "Прибрежный аквальный комплекс у Херсонеса Таврического" в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя возложена обязанность совершить, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" действия по определению границ и постановке на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории заказника "Бухта Казачья" в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. С департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя в доход бюджета Нахимовского муниципального округа города Севастополя взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Департаментом городского хозяйства г. Севастополя была подана апелляционная жалоба.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 31 января 2022 года решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18 августа 2021 года отменено в части распределения судебных расходов о взыскании в доход бюджета Нахимовского муниципального округа г. Севастополя государственной пошлины в размере 300 руб. с департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя. В остальной части решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18 августа 2021 года оставлено без изменения.
18 мая 2023 года от лица, не привлеченного к участию в деле, ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны России поступила апелляционная жалоба, которая была оставлена без рассмотрения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 10 августа 2023 года. В резолютивной части оспариваемого определения содержится описка в части указания наименования лица, подавшего апелляционную жалобу.
В кассационной жалобе представитель ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны России Хмиль О.Ю. просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, указывая на то, что к участию в деле должны были быть привлечены в качестве третьих лиц Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, чьи права и законные интересы затронуты вынесенным решением, поскольку границы заказника полностью совпадают с границами земельного участка войсковой части 80367. На земельный участок с кадастровым номером N, площадью 230834 +/- 168 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Эпроновская, 1, зарегистрировано право собственности Российской Федерации 28 июня 2019 года N N право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России 23 января 2020 года N N.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года N 417-ПП "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории города Севастополя", в целях регулирования надзора (контроля) состояния особо охраняемых природных территорий, расположенных в городе федерального значения Севастополе, а также в целях эффективного управления данными территориями, утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории города Севастополя, существовавших на момент принятия г. Севастополя в состав Российской Федерации, в который включены ботанический памятник природы регионального значения "Ушакова балка", гидрологический памятник природы особо регионального значения "Прибрежный аквальный комплекс у Херсонеса Таврического".
Заказник "Бухта Казачья" создан в соответствии с Указом Президента Украины от 9 декабря 1998 года N 1341/98 "О территориях и объектах природно-заповедного фонда общегосударственного значения".
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 25 мая 2015 года N 417-ПП (в редакции постановления Правительства Севастополя от 1 февраля 2018 года N 56-ПП, от 5 марта 2018 года N 141-ПП) заказник внесен в Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории г. Севастополя как государственный природный общезоологический заказник регионального значения "Бухта Казачья".
Положение о заказнике утверждено постановлением Правительства Севастополя от 29 апреля 2016 года N 405-ПП "Об утверждении Положения о государственном природном общезоологическом заказнике регионального значения "Бухта Казачья".
В соответствии с Положением о департаменте природных ресурсов и экологии г. Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 31 октября 2020 года N 566-ПП, департамент природных ресурсов и экологии г. Севастополя (сокращенное наименование - Севприроднадзор) (далее - исполнительный орган) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, водных отношений, охраны атмосферного воздуха, экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Севастополя, контроля и государственного надзора, лесных отношении, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории города Севастополя, переданных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в сфере недропользования, в области водных отношений, лесных отношений, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, а также за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Департамент природных ресурсов и экологии г. Севастополя осуществляет функции в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории города Севастополя, в том числе, подготовку предложений в Правительство Севастополя о создании особо охраняемых природных территорий, а также по изменению их границ и режима охраны; подготовку предложений в Правительство Севастополя о создании охранных зон природных парков и памятников природы, разработка положений об охранных зонах.
Удовлетворяя исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора, суд первой инстанции, исходил из того, что предусмотренные Федеральным законом от 3 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" действия по определению границ и постановке на государственный кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий г. Севастополя - памятника природы регионального значения "Ушакова балка" и гидрологического памятника природы регионального значения "Прибрежный аквальный комплекс у Херсонеса Таврического", заказника "Бухта Казачья" департаментом природных ресурсов и экологии г. Севастополя, как лицом, на которого возложены функции по осуществлению управления особо охраняемыми природными территориями г. Севастополя, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий г. Севастополя, не совершены, включая действия по определению границ и постановке на государственный кадастровый учет особо охраняемо природной территории заказника "Бухта Казачья".
Севастопольский городской суд при поступлении апелляционной жалобы от лица, не привлеченного к участию в деле, указал на то, что обжалуемым решением суда не разрешен вопрос о правах и обязанностях ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны России, в связи с чем оставил без рассмотрения апелляционную жалобу, поскольку апеллянт не является лицом, наделенным правом апелляционного обжалования постановленного решения, наличие же у заявителя заинтересованности в исходе данного дела само по себе не наделяет ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны России правом на обжалование судебного акта.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соотносятся с положениями действующего законодательства, мотивированы с учетом последовательного анализа обстоятельств дела, верного применения норм материального права.
Севастопольский городской суд правомерно руководствовался разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", согласно которым правом апелляционного обжалования решений суда первой инстанции обладают лица, не привлеченные к участию в деле, вне зависимости от того, указаны ли они в мотивировочной или резолютивной части судебного постановления, если разрешен вопрос об их правах и обязанностях. Если при рассмотрении апелляционной жалобы лица, не привлеченного к участию в деле, будет установлено, что обжалуемым судебным постановлением не разрешен вопрос о правах и обязанностях этого лица, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1 и пункта 4 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения по существу. При этом наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебного акта.
Таким образом, лицам, не привлеченным к участию в деле, принадлежит право подачи апелляционной жалобы лишь при условии, что обжалуемым судебным постановлением разрешен вопрос об их правах и обязанностях.
При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что на основании обжалуемого решения в настоящее время ведутся работы по разработке проекта охранной зоны государственного природного общезоологического заказника регионального значения "Бухта Казачья", который, в случае наложений охранной зоны на земли, предоставленные Министерству обороны Российской Федерации, подлежит согласованию с Министерством обороны России.
Проект охранной зоны государственного природного общезоологического заказника регионального значения "Бухта Казачья" в Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, не поступал.
Допустимые и достоверные доказательства нарушения прав подателя жалобы обжалуемым решением суду апелляционной инстанции представлены не были, в материалах дела отсутствуют.
Более того, представитель ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны России в судебном заседании не оспаривала, что в настоящее время права Министерства обжалуемом решением не нарушены, обращение с апелляционной жалобой обусловлено опасением такого нарушения в будущем.
При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда о том, что права ФГКУ "Крымское ТУИО" Министерства обороны России не затронуты, данное лицо не ограничено в правах, какие-либо обязанности на него оспариваемым решением не возложены, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит оставлению без рассмотрения, согласуются с установленными обстоятельствами дела, сделаны при верном применении норм материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого апелляционного определения, не имеется.
В связи с тем, что выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в определении от 10 августа 2023 года, верные, кассационная жалоба ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18 августа 2021 года также не подлежит рассмотрению по существу, что согласуется с пунктом 6 части 1 статьи 390, пунктом 3 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу на него - без удовлетворения.
Кассационную жалобу на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 18 августа 2021 года оставить без рассмотрения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи Ю.Ю. Грибанов
Т.И. Парамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.