Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Жогина О.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея к администрации муниципального образования "Город Майкоп", Комитету по образованию муниципального образования "Город Майкоп", МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" о возложении обязанности, по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп" на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 16 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (далее - Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Майкоп", Комитету по образованию муниципального образования "Город Майкоп", МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" о возложении обязанности совершить действия, мотивируя тем, что в период с 01.12.2021 года по 14.12.2021 года Управлением Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка", по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 159 от 14.12.2021 года сроком до 01.02.2022 года.
На момент окончания срока исполнения предписания МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" частично устранены нарушения, указанные в предписании.
В связи с поступившими ходатайствами от МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" о невозможности исполнения пунктов предписания в связи с отсутствием денежных средств были рассмотрены вопросы о переносе срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений до 01.05.2022 года, затем до 30.07.2022 года и до 14.12.2022.
МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" не исполнены пункты выданного предписания в силу отсутствия финансирования со стороны учредителя - администрации муниципального образования "Город Майкоп".
Несоблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, создает угрозу жизни или здоровью человека.
Управление Роспотребнадзора просило обязать администрацию муниципального образования "Город Майкоп", Комитет по образованию муниципального образования "Город Майкоп" выделить денежные средства на обустройство твердого покрытия подходов и дорожек на территории детского сада (имеются выбоины, неровности), оборудовать групповую площадку для ясельной группы N 1 теневым навесом - срок до 01.10.2022 года, обязать МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" на выделенные средства обеспечить обустройство твердого покрытия подходов и дорожек на территории детского сада (имеются выбоины, неровности), оборудовать групповую площадку для ясельной группы теневым навесом - в срок до 14.12.2022 года, обязать ответчика опубликовать решение в средствах массовой информации или иным путем.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 ноября 2022 года, с учетом дополнительного решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 марта 2023 года исковые требования удовлетворены частично, суд обязал администрацию муниципального образования "Город Майкоп" выделить денежные средства для благоустройства твердого покрытия подходов и дорожек на территории МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" и оборудовать групповую площадку для ясельной группы N 1 теневым навесом; в удовлетворении иска Управления Роспотребнадзора к Комитету по образованию муниципального образования "Город Майкоп" и МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" о возложении обязанности по выделению денежных средств на обустройство твердого покрытия, подходов и дорожек на территории детского сада и оборудованию групповой площадки для ясельной группы N 1 теневым навесом в срок до 01.10.2022 года и на выделенные средства обеспечить обустройство твердого покрытия, подходов и дорожек на территории МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" и оборудование групповой площадки для ясельной группы N 1 теневым навесом в срок до 14.12.2022 года отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 16 июня 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования "Город Майкоп" просит отменить судебные постановления, направить дело для рассмотрения в суд первой инстанции, в связи с тем, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы полностью отражают позицию администрации муниципального образования "Город Майкоп" при рассмотрении дела в суде первой инстанции, аналогичны доводам апелляционной жалобы. Кассатор указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, считает, что основания для обращения в интересах неограниченного круга лиц с настоящими исковыми требованиями у Роспотребнадзора отсутствовали.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, в период с 01.12.2021 года по 14.12.2021 года Управлением Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка", по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований N 159 от 14.12.2021 года сроком до 01.02.2022 года.
На момент окончания срока исполнения предписания МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" частично устранены нарушения, указанные в предписании.
В связи с поступившими ходатайствами от МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" о невозможности исполнения пунктов предписания в связи с отсутствием денежных средств были рассмотрены вопросы о переносе срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений до 01.05.2022 года, позже до 14.12.2022.
МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" не исполнены пункты выданного предписания в силу отсутствия финансирования со стороны учредителя - администрации муниципального образования "Город Майкоп".
В ходе рассмотрения дела установлено, что в бюджете муниципального образования на 2022 год не предусмотрены денежные средства для устранения выявленных Управлением Роспотребнадзора нарушений и приведения дошкольного образовательного учреждения в надлежащее состояние.
Удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", исходил из того, что в ходе проверки выявлены нарушения законодательства в сфере жизни и здоровья несовершеннолетних, выразившиеся в отсутствии твердого покрытия, подходов и дорожек на территории детского сада и не оборудовании групповой площадки для ясельной группы N 1 теневым навесом.
По доводам, изложенным в кассационной жалобе, обстоятельств, свидетельствующих о нарушении нижестоящими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не усматривается. Они аналогичны доводам кассатора в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования, обоснованно отклонены, носят субъективный характер, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, выражают несогласие с оспариваемыми судебными актами.
Согласно п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4 ч. 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, обязанность по финансированию устранения нарушений в образовательном учреждении обоснованно возложена на администрацию муниципального образования "Город Майкоп", как собственника имущества, органа, обладающего полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа. Порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.
Отсутствие в бюджете денежных средств также не освобождает администрацию от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Также данное обстоятельство не освобождает администрацию от исполнения обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия воспитанников данного учреждения.
Отсутствие у МБДОУ "Детский сад N 23 "Березка" самостоятельной финансовой возможности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не освобождает учреждение от обязанности их устранения.
В ходе рассмотрения дела по существу судами достоверно установлено, что ответчик в нарушение действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся вовремя пребывания в организации, ненадлежащим образом осуществляет работу в сфере образовательной деятельности, что создает предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 16 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Жогин О.В.
Яковлев А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.