Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Грибанова Ю.Ю, Думушкиной В.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО23 к администрации города Ялта Республики Крым, ТСЖ "Красноармейская 40", ООО "Строительная компания "Буюк-АС", ФИО1, ФИО27, ФИО2, ФИО26, ФИО53, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО50, ФИО38, ФИО8, ФИО51, ФИО9, ФИО42, ФИО34, ФИО52, ФИО40, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО46, ФИО33, ФИО29, ФИО30, ФИО43, ФИО54, ФИО32, ФИО41, ФИО31, ФИО47, ФИО28, ФИО25, ФИО44, ФИО67 Латифу, ФИО67 Нияре, Николичу Владиславу, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО39, ФИО24, ФИО18, ФИО37, ФИО49, ФИО45, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО36, ФИО35, ФИО22, Якубову Февзи, ФИО48 о признании недействительным постановления, аннулировании и исключении сведений, прекращении права общей долевой собственности, погашении записей о регистрации права собственности, демонтаже шлагбаума (откатных ворот), взыскании судебной неустойки, по кассационной жалобе ТСЖ "Краноармейская 40" на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, пояснения, участвовавших в судебном заседании посредством использования системы видео-конференц-связи при содействии Ялтинского городского суда Республики Крым, ФИО63, ФИО66, ФИО31, ФИО20, поддержавших доводы кассационной жалобы, ФИО23, представителя службы охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации - ФИО64, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО23 обратилась в суд с иском к администрации города Ялта Республики Крым, ТСЖ "Красноармейская 40" о признании недействительным постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 16 января 2020 года N 61-п об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4 566 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в границах кадастрового квартала "данные изъяты", аннулировании и исключении сведений о площади и местоположении границ земельного участка площадью 4 566 кв. м. по адресу: "адрес", кадастровый N, возложении на ТСЖ "Красноармейская 40" обязанности демонтировать шлагбаум (откатные ворота) со стороны "адрес", в также ворота со стороны "адрес", ограничивающие проезд к подъездам жилого дома по адресу: "адрес"Г.
В последующем, истица увеличила исковые требования и просила прекратить право общей долевой собственности на земельный участок площадью 4 566 кв. м. по адресу: "адрес", кадастровый N и погасить записи о регистрации права собственности.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе.
В последующем, в связи с увеличением исковых требований, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО "Буюк-АС" и сособственники ТСЖ "Красноармейская 40".
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 26 апреля 2023 года, исковые требования удовлетворены.
ТСЖ "Красноармейская 40" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных актов ввиду существенного нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов, содержащихся в обжалуемых актах, фактическим обстоятельствам дела.
ФИО23, служба охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации, администрация города Ялта возражали против доводов кассационной жалобы, согласно письменным возражениям просили отказать в её удовлетворении, так как вынесенные судебные акты считают законными и обоснованными.
Судебная коллегия, с учетом положений части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), а также того, что сведения о судебном заседании заблаговременно размещены на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети "Интернет", полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами нижестоящих инстанций, в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, нарушение либо неправильное применение норм права.
Такие основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что согласно пункту 1.1 устава ТСЖ "Красноармейская 40" решением от 26 марта 2008 года собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: Автономная "адрес" создано Объединение совладельцев многоквартирного дома "Красноармейская 40", которое в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием нового субъекта - Республики Крым привело учредительные документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.6, 2.1 устава, ТСЖ "Красноармейская 40" является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирном доме, созданной в целях совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме; обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме; осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества; предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим уставом помещениями в данном многоквартирном доме; осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме.
Собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (пункт 6.3 устава).
11 апреля 2017 года и 15 августа 2018 года, 9 апреля 2019 года ТСЖ "Красноармейская 40" в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым поданы заявления об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 4 616 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования многоэтажная жилая застройка.
На запрос указанного Департамента 31 июля 2017 года Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым сообщено, что земельный участок соответствует виду функционального использования земельного участка, при этом указано, что при формировании ответа использовался генеральный план г. Ялта, утвержденный решением 36-й сессии Ялтинского городского совета 6-го созыва от 27 ноября 2013 года N 33.
27 мая 2019 года на повторный запрос от 13 мая 2019 года Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым сообщено, что согласно условным обозначениям к карте функциональных зон городского округа с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального, регионального и местного значения генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 75 сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 3 декабря 2018 года N 3, земельный участок находится в функциональной зоне - "Зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами". Также в границах земельного участка находится объект транспортной инфраструктуры - "магистральные улицы районного значения".
15 октября 2019 года сотрудниками Департамента муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым произведен осмотр территории по адресу: "адрес", составлен акт о том, что на земельном участке расположен многоквартирный дом, к которому подведены инженерные коммуникации, дом заселен и введен в эксплуатацию. С тыльной стороны жилого дома находятся капитальные гаражи, используемые жильцами для парковки транспортных средств.
10 января 2020 года Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым дано заключение о том, что схема расположения земельного участка с испрашиваемым видом разрешенного использования - Многоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.6) соответствует территориальной зоне правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 85-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 19 июля 2019 года N 16.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 16 января 2020 года N 61-п утверждена схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 4 566 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в границах кадастрового квартала "данные изъяты", в территориальной зоне застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами (ТЗ-04-106) из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Многоэтажная жилая застройка" (высотная застройка) - (код 2.6)", при условии соблюдения зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 8 ноября 2017 года N 5852, соблюдения водоохранной зоны (ВОЗ) Черного моря на территории Республики Крым (городской округ Ялта), соблюдения ГСО 2 зона, соблюдения ГСО 3 зона, соблюдения санитарно-защитной зоны.
В состав муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым включен указанный земельный участок с установлением категории земель - "Земли населенных пунктов" и видом разрешенного использования - "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) - (код 2.6).
24 декабря 2020 года на основании указанного постановления и подготовленного кадастровым инженером в результате выполнения кадастровых работ межевого плана данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "данные изъяты", в последующем в установленном законом порядке зарегистрировано право общей долевой собственности на него собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно протоколу от 31 марта 2021 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: "адрес" принято решение об установлении шлагбаума на придомовой территории.
По сведениям ЕГРН 6 марта 2018 года зарегистрировано право собственности ФИО23 на квартиру по адресу: "адрес"Г, "адрес", кадастровый N.
Многоквартирный дом по адресу: "адрес"Г, кадастровый N расположен на земельном участке площадью 2 640 кв. м, кадастровый N.
6 июня 2021 года ФИО23 направила ТСЖ "Красноармейская 40" письмо с просьбой не позднее 19 июня 2021 года выдать ей (возможно за плату) устройства, обеспечивающие беспрепятственный проезд к подъезду жилого дома по адресу: "адрес"Г и на придомовую территорию (пропуск, электронный ключ) и пр. К письму приложена выписка из ЕГРН.
Данное письмо осталось без удовлетворения.
С целью правильного разрешения спора судом первой инстанции на основании определения суда от 21 июня 2022 года по делу проведена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО "Крымский центр подтверждения соответствия "Крым-Экспертиза".
Проведенная в рамках настоящего спора экспертиза установила, что свободного проезда (беспрепятственного доступа) транспортных средств, в том числе крупногабаритных транспортных средств пожарного, строительного и иного назначения, к входам в подъезды многоквартирного жилого "адрес"Г по "адрес" не по территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" отсутствует.
При формировании (согласно постановлению Администрации города Ялта Республики Крым от 16 января 2020 года N 61-п) земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" фактический исторически сложившийся (в период после постройки домов N и NГ до установки шлагбаума в 2020 году) порядок подъезда транспортных средств, в том числе крупногабаритных транспортных средств пожарного, строительного и иного назначения, к входам в подъезды многоквартирного "адрес"Г не учтен, также как и ранее запланированный документами по строительству многоквартирных домов, имеющих в настоящее время адреса: Красноармейская, "адрес" Красноармейская, "адрес"Г, а именно Генеральным планом "Строительство многоквартирных жилых домовпо "адрес" в районе домов 40а и 406 в г. Ялта", разделом "Решения по генеральному плану" проекта "Строительство 2-х 9-ти этажных 54-квартирных жилых домов по "адрес" (в районе строящихся жилых домов Nа и 406) в "адрес"".
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59, 60, 67, 79, 195 ГПК РФ, руководствуясь положениями статей 209, 210, 304 Гражданского кодекса РФ, статей 11.3, 11.10, 39.20 Земельного кодекса РФ, статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 45, 47 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов нижестоящих инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы.
С учетом конкретных обстоятельств дела и заключения судебной экспертизы, признанной надлежащим и допустимым доказательством, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства по делу орган местного самоуправления признал исковые требования ФИО23 в полном объеме, судебные инстанции верно посчитали, что действия Администрации города Ялта Республики Крым по образованию земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по заявлению ТСЖ "Красноармейская 40", постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 16 января 2020 года N 61-п подлежат признанию незаконными, а сведения о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" подлежат исключению из ЕГРН с прекращением права общей долевой собственности на него.
В связи с этим, суд также правомерно возложил на ТСЖ "Красноармейская 40" обязанность демонтировать шлагбаум (откатные ворота) со стороны ул. Красноармейская, а также ворота со стороны ул. Сосновая, ограничивающие проезд к подъездам жилого дома по адресу: "адрес"Г.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Обстоятельства, на которые ссылались стороны в обоснование исковых требований и возражений, представленные доказательства являлись предметом обсуждения судов нижестоящих инстанций, получили надлежащую правовую оценку, которая доводами кассационной жалобы не опровергается.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств по настоящему делу, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены правильных по существу судебных актов, состоявшихся по настоящему гражданскому делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "Краноармейская 40" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.