Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.Н. Мартыновой, Н.В. Бетрозовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корольчука Владимира Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Корольчука Владимира Владимировича на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Корольчук В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ ОПФР по Ростовской области), в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил: признать незаконным и отменить решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N N/эп об исключении из стажа периодов работы и об отказе в назначении страховой пенсии по старости; включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Услада", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Техмашсервис", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Русь-1", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Техмашсервис", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУП кинотеатр "Сатурн"; обязать принять решение о назначении страховой пенсии с даты достижения пенсионного возраста, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 октября 2022 года исковые требования Корольчука В.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2023 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 октября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Корольчука В.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, существенным нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что судами не дана оценка достоверности и правильности расчетов ответчика, которые содержат противоречия в части общего стажа и подсчета ИПК. Считает, что судом нарушены его процессуальные права при рассмотрении ходатайств о запросе оригиналов пенсионного дела, и документов, подтверждающих полномочия представителей ответчика.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Изучив письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Корольчук В.В. обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", указав на согласие с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении страховой пенсии по старости Корольчуку В.В. отказано ввиду отсутствия необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 21.
Страховой стаж истца по подсчетам пенсионного органа составил 18 лет 01 месяц 19 дней, ИПК-20, 072.
При этом, в трудовой книжке Корольчука В.В. содержатся сведения, в том числе, о следующих периодах работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности директора ООО "Услада"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности коммерческого директора ООО "Техмашсервис"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве торгового представителя в ООО "Русь-1"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заместителя директора ООО "Техмашсервис"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве менеджера в МУП кинотеатр "Сатурн".
В системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в клиентскую службу (на правах отдела) пенсионного органа в г.Таганроге Ростовской области с заявлением о перерасчете трудового стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом периодов, не включенных ранее, просил также пересчитать ИПК.
Согласно письму клиентской службы (на правах отдела) пенсионного органа в г. Таганроге Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N N, период работы в ООО "Услада" был учтен не общим периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а на основании сведений наблюдательного дела о начислении по ООО "Услада" страховых взносов, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом периоды работы после даты регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования учтены в страховой стаж по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС ЗЛ), на котором отсутствуют данные по организациям - ООО "Техмашсервис" и ООО "Русь-1".
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 13, 14 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N1015, исходил из того, что у Корольчука В.В. отсутствует требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента при наличии требуемого стажа.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и может закрепить в законе правовые основания назначения и размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты. Кроме того, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, он вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П и другие).
До 1 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 9 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ).
Статьями 3 и 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имели граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при достижении возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) и наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28.12.2013 N424-ФЗ "О накопительной пенсии").
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно выписке из ИЛС в страховой стаж Корольчука В.В. включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом сведения периодах работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Услада", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Техмашсервис", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Русь-1", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО "Техмашсервис", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУП кинотеатр "Сатурн" в выписке ИЛС ЗС отсутствуют.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из анализа вышеуказанных норм следует вывод, что наличие необходимого индивидуального пенсионного коэффициента является обязательным условием для назначения страховой пенсии по старости.
С учетом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и приложения N 3 к указанному Федеральному закону минимальная продолжительность стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2022 году составляет 13 лет.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
С учетом части 3 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициент в 2021 году составляет 21, 0.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
В силу части 9 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Частью 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" определена формула расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года:
ИПКс = П / СПК + сумма НПi / К / КН, где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
сумма НПi - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи.
К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;
КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1;
СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная "данные изъяты".
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 названной статьи, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона N173-ФЗ).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного Федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.
Из материалов дела не усматривается нарушение ответчиком прав истца при оценке его пенсионных прав.
Судебными инстанциями были учтены положения вышеизложенных норм материального права, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно то, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии необходимые условия для установления и выплаты страховой пенсии отсутствовали.
Довод кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права, отклоняется, поскольку при разрешении спора судами нормы материального права в виде положений Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.20013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и иного пенсионного законодательства применены правильно.
Довод кассационной жалобы о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец достиг необходимого возраста, имеет достаточный трудовой стаж и его индивидуальный пенсионный коэффициент составляет 25, 11, в связи с чем страховая пенсия по старости должна быть ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.20013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно частям 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 28.12.20013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно приложению 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" общий стаж, необходимый для назначения пенсии по старости в 2021 году, составляет 12 лет.
В силу части 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. Необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С учетом указанной нормы индивидуальный пенсионный коэффициент мужчин, которые вправе получить пенсию по старости в 2021 году, составляет 21.
Расчетный размер трудовой пенсии по пунктам 3 и 4 статьи 30 приведенного закона исчисляется по соответствующим формулам, которые отличны друг от друга.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где: РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20.
Из приведенных норм материального права следует, что при назначении пенсии должен быть выбран вариант расчета размера пенсии в наиболее выгодном для застрахованного лица варианте, либо по выбору застрахованного лица.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Возможность смешения формул подсчета, предусмотренных пунктом 3 и пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действующим пенсионным законодательством не предусмотрена.
Судами установлено, что Корольчуку В.В. оценка пенсионных прав произведена по наиболее выгодному варианту в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой период военной службы по призыву включен в трудовой стаж в двойном размере, следовательно, общий трудовой стаж истца составил 18 лет 01 месяц 19 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 20, 072, что не достаточно для назначения страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 2021 году.
Установив, что ответчиком правильно произведен расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента, суды пришли к верному выводу о том, что страховая пенсия Корольчуку В.В. могла бы быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ только при наличии продолжительности страхового стажа не менее 12 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 21, но поскольку величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 20, 072 баллов, то есть менее 21, 0 балла, суды пришли к правильному выводу о том, что у истца на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установив отсутствие обязательных условий для назначения страховой пенсии, суды обоснованно оставили требования истца в части назначения страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ без удовлетворения.
Обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судами не допущено.
Ошибочное понимание заявителем норм материального права не свидетельствует о незаконности судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы относительно нарушений процессуальных прав истца при разрешении его ходатайств о запросе оригиналов пенсионного дела и документов, подтверждающих полномочия представителей ответчиков, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и они также основаны на неправильном толковании норм процессуального права и не могут являться основанием для отмены вынесенных судебных актов.
В целом, доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения настоящего дела, которые были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств по делу и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
При таких обстоятельствах решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 27 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2023 года являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Корольчука Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий: И.И. Мотина
Судьи Н.Н. Мартынова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.