Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.В. Бетрозовой, М.А. Парасотченко, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующее в интересах Костенко Якова Васильевича, к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея о признании незаконным бездействия, взыскании средств, потраченных на приобретенный протез и компенсацию морального вреда, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 04 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действуя в интересах члена организации - Костенко Я.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея о взыскании компенсации за приобретенное средство реабилитации.
В обоснование исковых требований указано, что Костенко Я.В. является инвалидом III группы, инвалидность установлена бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации или абилитации от ДД.ММ.ГГГГ N. ДД.ММ.ГГГГ (далее ИПРА) установлено, что Костенко Я.В. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации (далее TCP) в виде: протез предплечья с внешним источником энергии. Для изготовления протеза Костенко Я.В. обратился в компанию ООО "ЮРЦПО", заключил договор от ДД.ММ.ГГГГ N на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел протез предплечья с внешним источником энергии (8-04-02). Стоимость протеза по договору составила "данные изъяты". Обязательство по оплате протеза Костенко Я.В. исполнил в полном объеме. Далее истец обратился в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея с заявлением о выплате компенсации, приложив необходимые документы. Однако по результатам рассмотрения обращения, Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея принято решение о частичной выплате компенсации в размере "данные изъяты".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд: признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыплате Костенко Я.В. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственные счет техническое средство реабилитации в полном объеме; взыскать с ответчика в пользу Костенко Я.В. за самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии недоплаченную сумму компенсации в размере "данные изъяты"; взыскать с ответчика в пользу Костенко Я.В. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии Верховного суда Республики Адыгея от 04 июля 2023 года решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 09 ноября 2022 года отменено. Принято по делу новое решение. Признано незаконным бездействие Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея, выраженное в невыплате Костенко Якову Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет технического средства реабилитации в полном объёме. Взыскана с Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея в пользу Костенко Якова Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения за самостоятельно приобретенный протез предплечья с внешним источником энергии сумма невыплаченной в полном объёме компенсации в размере "данные изъяты". Взыскана с Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея в пользу Костенко Якова Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сумма компенсации морального вреда в размере "данные изъяты".
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что апелляционное определение вынесено с нарушением норм процессуального права и неправильным применением норм материального права и подлежит отмене, что законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов ТСР, не предусмотрена возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные TCP, в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, предоставляемых уполномоченным органом по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, в связи с чем кассатор считает, что приобретение истцом более дорогого технического средства реабилитации право на возмещение полной его стоимости не порождает. Также кассатор ссылается на обстоятельства того, что суд апелляционной инстанции неправильно истолковал и применил к спорным отношениям нормы материального права, судом апелляционной инстанции не проанализировано осуществлялась ли уполномоченным органом - ОСФР по Республике Адыгея закупка однородного средства реабилитации на момент обращения истца с заявлением к ответчику о компенсации расходов за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, и соответственно имелись ли основания для применения государственного контракта другого уполномоченного органа в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, то есть Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея. Суд апелляционной инстанции в нарушении норм процессуального права не определилобстоятельства, имеющие значение для дела, не установилэти обстоятельства, не принял во внимание доводы ОСФР по Республике Адыгея, и не оценил в совокупности имеющиеся по делу доказательства, в связи с чем, выводы апелляционной инстанции не могут быть признаны основанными на нормах права.
Представитель Региональное отделение Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующее в интересах Костенко Я.В, подал возражения на кассационную жалобу, в которой просил обжалуемое апелляционное определение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Адыгея- ФИО10 поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" - ФИО6 поддержал письменные возражения против кассационной жалобы, просил апелляционное определение оставить без изменения.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ) предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство, либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона N181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона N181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 15(1) Правил соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Костенко Я.В. является инвалидом III группы, инвалидность установлена бессрочно в соответствии со справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ сер. N, и членом Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора".
Индивидуальной программой реабилитации или абилитации от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что Костенко Я.В. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации в виде: 8-04-03 протеза предплечья с внешним источником энергии.
Костенко Я.В. заключил с ООО "ЮРЦПО" Договор N от ДД.ММ.ГГГГ. на изготовление протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел: протез предплечья с внешним источником энергии (8-04-02) на сумму "данные изъяты", в комплекте с предусмотренной государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ. N согласно которому ГУ Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования РФ приобретен "Протез предплечья с внешним источником энергии" по цене "данные изъяты"
Обязательство по оплате протеза Костенко Я.В. исполнил в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ N.
TCP получено Костенко Я.В. согласно акту сдачи-приемки работ от ДД.ММ.ГГГГ N
ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея с заявлением о выплате компенсации, приложив необходимые документы.
Ответчик по делу выплатил Костенко Я.В. компенсацию за приобретенный истцом протез предплечья с внешним источником энергии в модификации, в размере "данные изъяты", в соответствии с последним государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ. N, заключенным ГУ- региональным отделением Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчика, который выплатил Костенко Я.В. компенсацию за приобретенный истцом протез предплечья с внешним источником энергии в модификации в размере "данные изъяты", в соответствии с последним государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ. N, заключенным ГУ - региональным отделением Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея, соответствуют положениям законодательства. Также суд первой инстанции указал, что требования истца о взыскании суммы "данные изъяты", основанные на том, что в иных субъектах РФ, инвалиды при сходных обстоятельствах получали более крупные суммы, и просил применить последние контракты, имевшиеся в других регионах, суд первой инстанции счел их необоснованными так как при разрешении вопроса о выплате компенсации имеет значение последний контракт в данном субъекте РФ, то есть в Республике Адыгея. Следовательно, возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
В связи с чем, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании средств, потраченных на приобретенный протез в размере "данные изъяты", а также требований о компенсации морального вреда в размере "данные изъяты".
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. -Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средств; реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Так, суд апелляционной инстанции указал, что ответчиком расчет компенсации произведен в меньшем размере необоснованно, без учета индивидуальных потребностей Костенко Я.В, не сопоставлены технические и функциональные характеристики приобретенного инвалидом протеза и изготовленного протеза, в результате чего, Костенко Я.В. не дополучил значительную часть затраченных средств на покупку технического средства реабилитации.
Так же суд апелляционной инстанции не согласился с тем, что ответчик при определении суммы компенсация для Костенко Я.В. ориентировался на ранее исполненный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный государственный контракт не содержит протеза с характеристиками максимально приближенными к характеристикам протеза, приобретенного Костенко Я.В.
При этом, Костенко Я.В. при самостоятельном приобретении протеза руководствовался индивидуальным потребностями, утвержденной ИПРА, актом медико-технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем приобрел протез в модификации, аналогичной по наименованию, виду, техническим характеристикам и цене, указанным в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ N, по которому ГУ Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования РФ был приобретен "Протез предплечья с внешним источником энергии" по цене "данные изъяты"
При сопоставлении технических и функциональных характеристик приобретенного инвалидом протеза и изготовленного протеза, они расходятся, а при сопоставлении технических свойств в указанном контракте от ДД.ММ.ГГГГ N, протез, приобретенный инвалидом, обладает существенными схожими характеристиками, а именно: протез предплечья с внешним источником энергии индивидуального изготовления состоит из приемной гильзы, изготовленному по индивидуальному гипсовому слепку с культи инвалида; материал приемной (постоянной) гильзы - слоистый пластик на основе акриловых смол; материал приемной (примерочной) гильзы - карбон; количество примерочных гильз - две; крепление протеза герметическое за счет формы культи; кисть с биоэлектрическим пропорциональным мио управлением от двух датчиков, формоприспосабливаемой с активным схватом и активным раскрытием, обладает возможностью переключения на 14 различных видов схвата; переключение возможно из любого вида схвата в любой другой; каждый палец кисти оснащен индивидуальным электромеханическим приводом; пальцы со 2-го по 5-й с подвижными взаимозависимыми двумя суставами; большой палец кисти с электромеханическим управлением движений; при движении пальцев на захват предмета, при превышении усилия на каждом пальце более 1, 6 кг, включается блокиратор, но при усилии извне на раскрытие более 1, 6 кг, палец разгибается; минимальное время до силового захвата - 0, 4 секунды; кисть обладает вибротактильным осязанием трех уровней усилия; максимальная нагрузка на палец на уровне средней фаланги - 6 кг; максимальное усилие на кончике пальца - 1, 5 кг; при включении системы управления, кисть становится в физиологическое положение; адаптер быстросъемный с возможностью 360* бесшумной ротации; гибкая аккумуляторная батарея, встроенная 1250 мА/ч с возможностью коррекции ее формы под профиль силовой подъемной гильзы и USB-подзарядкой; зарядное устройство от промышленной сети 220В; уровень шума при движении всех пальцев не превышает 50дб; тип протеза по
назначению - постоянный.
Приказом Минтруда от 05.03.2021 N 108н в Классификацию внесены изменения, в том числе наименование TCP: "Протез предплечья с внешним источником энергии" (номер вида 8-04-02) изложено в новой редакции: "Протез предплечья с микропроцессорным управлением" (номер вида 8-04-02)".
В соответствии с Национальным стандартом РФ, ГОСТ Р 59544-2021 "Реабилитационные мероприятия. Услуги по протезированию верхних конечностей. Состав, содержание и порядок предоставления услуг", указанный ГОСТ распространяется на услуги по протезированию верхних конечностей, предоставляемые протезно-ортопедическими предприятиями, лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями со специализированными центрами первичного, сложного и атипичного протезирования.
Согласно п. 4.5. ГОСТ Р 59544-2021, предоставление услуг по протезированию верхних конечностей осуществляют по следующим этапам: обследование пациента, определение вида и степени выраженности нарушения структуры и функции организма; проведение медико-технической экспертизы для определения реабилитационного потенциала человека, для формирования комплекса реабилитационных мероприятий различной направленности индивидуально для каждого пациента; изготовление изделия по индивидуальным меркам и слепкам; врачебный контроль за ходом оказания услуг по протезированию, врачебный контроль качества протезирования; ремонт или замена ранее предоставленного протеза, с учетом коррекции патологии, изменения антропометрических параметров пациента.
Согласно пп. 1.4, 2.4, 3.4, 3.5. Таблицы 1 ГОСТ Р 59544-2021 к перечню услуг по протезированию относится, в том числе, выбор конструкции протеза.
Таким образом, согласно ГОСТ Р 59544-2021, протезно-ортопедическое предприятие изготавливает протез только после обследования инвалида, в ходе которой устанавливаются конкретные характеристики и выбирается конструкция протеза.
Согласно содержанию абзаца 3 п. 4.1.8. "Методических рекомендаций по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методика их рационального подбора", утвержденные Минтрудом России от 12.12.2014, для включения в ИПРА инвалида того или иного вида протеза верхней конечности необходим акт/заключение медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия, в котором "должно быть заключение о виде и типе протеза верхней конечности, необходимых насадках на рабочий протез, а также конструкции протеза". Таким образом, в случае отсутствия в ИПРА указаний на конкретный вид протеза, протезно-ортопедическое предприятие при изготовлении протеза должно руководствоваться индивидуальными особенностями инвалида (отражаются в Акте/Заключении медико-технической комиссии).
Актом медико-технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам комиссионного обследования инвалида установлено, что Костенко Я.В. ежедневно выполняет мелкую кропотливую работу, ездит на велосипеде, обучается в колледже, ведет активный образ жизни, и соответственно нуждается в протезе предплечья, состоящего из приемной гильзы, изготовленной по индивидуальному гипсовому слепку с культи инвалида; материал приемной (постоянной) гильзы - слоистый пластик на основе акриловых смол; материал приемной (примерочной) гильзы - карбон; количество примерочных гильз - две; крепление протеза геометрическое за счет формы культи; кисти с биоэлектрическим пропорциональным мио управлением от двух датчиков, формоприспосабливаемой с активным схватом и активным раскрытием, обладает возможностью переключения от мио сигналов на 14 различных видов схвата; переключение возможно из любого схвата в любой другой; каждый палец кисти оснащен индивидуальным электромеханическим приводом; пальцы со 2-го по 5-ый с подвижными взаимозависимыми 2-мя суставами; большой палец кисти с электромеханическим управлением движений: сгибание-разгибание, приведение-отведение; при движении пальцев на захват предмета, при превышении усилия на каждом пальце более 1, 6 кг, включается блокиратор, но при усилии извне на раскрытие более 1, 6 кг, палец разгибается; минимальное время до силового захвата - 0, 4 сек.; кисть обладает вибротактильным осязанием (обратной связью) 3-х уровней усилия; максимальная нагрузка на палец на уровне средней фаланги -6 кг; максимальное усилие на кончике пальца 1, 5 кг; при включении системы управления, кисть становиться в физиологическое положение; адаптер быстросъемный с возможностью 360° бесшумной ротации, усилие для вращения настраивается индивидуально под конкретного пользователя; гибкая аккумуляторная батарея, встроенная 1250 мАч с возможностью коррекции ее формы под профиль силовой приёмной гильзы и USB подзарядкой; зарядное устройство от промышленной сети 220 В; оболочки кисти
трикотажные в комплекте 2 шт.: одна подложка и одна телесного оттенка из 9-ти стандартных оттенков, покрытые с ладонной стороны силиконом; уровень шума при движении всех пальцев не превышает 50 дб; тип протеза по назначению - постоянный".
Судом апелляционной инстанции, верно, установлено, что технические характеристики протезов предплечья (номер вида TCP: 8-04-02), закупленных ГУ Кузбасским РО ФСС РФ согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N и приобретенному истцом - идентичны.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что бездействие Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Адыгея, выраженное в невыплате Костенко Я.В. полной суммы компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации свидетельствует о недобросовестности ответчика и не совершении им активных действий по устранению причин, послуживших основанием для обращения истца в суд, незаконно. Недополученная Костенко Я.В. сумма компенсации составила "данные изъяты", которая в целях восстановления нарушенного права подлежит взысканию с ответчика в пользу Костенко Я.В, в связи с чем, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В связи с тем, что стороной истца компенсация морального вреда заявлена в размере "данные изъяты" и мотивирована за физические и нравственные страдания, которые выразились в перенесенных нравственных переживаниях и стрессе Костенко Я.В. ввиду незаконного отказа в выплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет средства реабилитации, суд апелляционной инстанции нашел доводы истца о компенсации морального вреда обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, признает их законными, обоснованными, вынесенными с верным применением норм материального и процессуального права в соответствии с обстоятельствами дела.
Доводы кассационной жалобы выражают субъективную позицию подателя жалобы, сделаны при неверном толковании норм права, что не является основанием для отмены апелляционного определения суда апелляционной инстанции, а потому отклоняются как несостоятельные.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 04 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея- без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.В. Бетрозова
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.