Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующего в интересах Микаеляна С.С. к ОСФР по Краснодарскому краю о взыскании суммы невыплаченной в полном объеме компенсации, по кассационной жалобе Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения представителя Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" - Бобрий А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Региональное отделение Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" (далее - Общество инвалидов "Опора"), действующее в интересах Микаеляна С.С, обратилось в суд с иском к ОСФР по Краснодарскому краю о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, компенсацию морального вреда. Требования мотивированны тем, что Микаелян С.С. является инвалидом N-й группы бессрочно, а также членом Общества инвалидов "Опора". Индивидуальной программой реабилитации или абилитации (далее по тексту - ИПРА) инвалида от 18.03.2013 N установлена нуждаемость Микаеляна С.С. в предоставлении ему технических средств реабилитации в виде "данные изъяты" в количестве 1 штуки. Для изготовления протеза, Микаелян С.С. обратился в ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" и самостоятельно приобрел данное техническое средство реабилитации по договору от 10 июня 2021 года N, стоимостью 1 924 668 руб. Обязательство по оплате протеза исполнено Микаеляном С.С. в полном объеме, средство реабилитации получено им по акту сдачи-приемки работ от 17 ноября 2021 года N. 4 декабря 2021 года Микаелян С.С. направил заявление и комплект документов, необходимых для получения компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации в Краснодарское отделение РО ФСС РФ. Вместе с тем, ответчиком выплачена компенсация не в полном размере, а именно, перечислено 214 801, 64 руб, недоплата составила 1 709 866, 36 руб. По мнению истца, такое отношение ответчика унижает достоинство инвалида, ставит его в зависимость от властных полномочий государственного органа, в связи с чем, Микаелян С.С. испытывает нравственные страдания. Общество инвалидов "Опора", действующее в интересах Микаеляна С.С, обратилось в суд с настоящим иском за защитой его социальных прав и законных интересов.
На основании изложенного, Общество инвалидов "Опора", действуя в интересах Микаеляна С.С, просило суд признать незаконным бездействие ОСФР по Краснодарскому краю, выразившееся в невыплате Микаеляну С.С. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме, взыскать с ответчика в пользу Микаеляна С.С. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1 709 866, 36 руб, а также компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24 ноября 2022 года исковые требования Общества инвалидов "Опора" удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие ОСФР по Краснодарскому краю, выразившееся в невыплате Микаеляну С.С. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме, взыскал с ответчика в пользу Микаеляна С.С. невыплаченную в полном объеме компенсацию в размере 1 709 866, 36 руб. за самостоятельно приобретенный протез голени модульный. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Общества инвалидов "Опора" отказано.
В кассационной жалобе Общество инвалидов "Опора", ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятое по делу апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что пунктом 3 Порядка выплаты компенсации (в редакции, действовавшей на момент обращения Микаеляна С.С. с заявлением о компенсации) компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации (далее - ТСР) и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 N86н. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Таким образом, компенсация за самостоятельно приобретенные ТСР должна производиться в размере стоимости приобретенного протеза, но не выше стоимости однородного ТСР, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющегося аналогичным самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом. Исходя из вышеизложенных положений Правил размер стоимости однородного ТСР принимается для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, если указанное ТСР отвечает двум критериям: оно предоставляется уполномоченными органами в соответствии с ИПРА инвалида и является аналогичным (по техническим характеристикам) приобретенному инвалидом за собственный счет. Если же протез приобретен инвалидом по цене, превышающей стоимость закупленного уполномоченным органом аналогичного протеза, компенсация выплачивается в размере названной стоимости. При этом, разница в стоимости приобретенного за собственный счет протеза и аналогичного протеза, закупленного уполномоченным органом, не возмещается. Между тем, Микаелян С.С. приобрел протез голени модульный за свой счет по той же цене, что и ГУ - Севастопольское региональное отделение ФСС РФ по государственному контракту от 1 июня 2020 года N403. Аналогичность (идентичность) данных протезов подтверждается их техническими характеристиками, содержащимися в технических заданиях к государственному контракту от 1 июня 2020 года и договору поставки от 10 июня 2021 года N и ответчиком не оспаривается. В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное Микаеляном С.С. ТСР должен составлять 1 924 688 руб. является правомерным. Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 18 марта 2013 года N Микаеляну С.С. установлено, что он нуждается в обеспечении протезом голени модульным. Каких-либо иных сведений, характеристик и модификаций протезов ИПРА Курбатова Р.Р. не содержит.
Поскольку только протезно-ортопедическое предприятие, оказывающее услуги по протезированию, определяет реабилитационный потенциал человека, специалисты ООО "ЮРЦПО" рекомендовали и изготовили Микаеляну С.С. протезы, способные возможность более полно компенсировать ограничения его жизнедеятельности. Апелляционный суд, не обладая специальными познаниями в области протезирования, положил в основу судебного постановления довод ответчика о том, что Микаелян С.С. приобрел протез с характеристиками, не поименованными в ИПРА, не дав оценку выводам специалистов протезной организации о нуждаемости его на данный момент в протезе с конкретными техническими характеристиками, указанными в Акте медико-технической комиссии от 15 июля 2021 года.
В письменных возражениях ОСФР по Краснодарскому краю указывает на отсутствие оснований к отмене принятого по делу апелляционного определения, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Микаелян С.С. и представитель ОСФР по Краснодарскому краю в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В материалы гражданского дела представлены отчеты об отслеживании почтового отправления соответствующего извещения, согласно которым конверты, направленный в адрес Микаеляна С.С. и ответчика, были вручены адресатам заблаговременно (номер отслеживания N и N).
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Общества инвалидов "Опора" - Бобрий А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, доводы письменных возражений судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Микаелян С.С. является инвалидом N-й группы бессрочно и согласно ИПРА, ему рекомендовано техническое средство реабилитации в виде "данные изъяты" в количестве 1 штуки.
10 июня 2021 года между Микаеляном С.С. и ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" заключен договор N на изготовление данного протеза, стоимостью 1 924 688 руб.
Указанный протез оплачен Микаеляном С.С. полностью, что подтверждается кассовым чеком от 1 декабря 2021 года N, товарной накладной от 17 ноября 2021 года N N.
17 ноября 2021 года протез голени модульный получен Микаеляном С.С. по акту сдачи-приемки работ N.
4 декабря 2021 года Микаелян С.С. обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протез. Компенсация ему произведена 1 марта 2022 года в размере 214 801, 64 руб, на основании приказа от 8 февраля 2022 года N214-ТС.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.11.1995 N181-ФЗ), исходил из того, что Микаелян С.С. имеет право на компенсацию расходов за приобретенное им техническое средство реабилитации (протез голени модульный) в полном объеме, поскольку ответчиком расчет такой компенсации произведен без учета индивидуальных потребностей инвалида, не принято во внимание различие технических и функциональных характеристик протеза, приобретенного истцом и протеза, приобретенного ответчиком в рамках государственного контракта от 25.05.2020 N087. Установив, что сумма компенсации расходов на покупку средств реабилитации в полном объеме не выплачена ответчиком, суд пришел к выводу о том, что требования о взыскании недоплаченной суммы компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 1709 866, 36 руб. (1 924 668 руб. - 214 801, 64 руб.) обоснованы и подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что защита права на возмещение суммы, затраченной на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации, является требованием материального характера, при нарушении которого законом возможность компенсации морального вреда не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение районного суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, сославшись на то, что протез, самостоятельно приобретенный Микаеляном С.С. и средство реабилитации, предоставляемое уполномоченным органом в соответствии с ИПРА инвалида являются аналогичными, при этом наличие дополнительных функций у протеза самостоятельно приобретенного истцом не свидетельствует о возникновении обязанности у ответчика по возмещению истцу полной стоимости технического средства, являющегося более дорогим по сравнению с аналогичным техническим средством реабилитации, закупленным уполномоченным органом в рамках государственного контракта. Поскольку рекомендованный Микаелян С.С. в ИПРА присутствует в исполненном в полном объеме государственном контракте Краснодарского регионального отделения N87 от 25 мая 2020 года ГУ - Фонда социального страхования РФ, который является последней закупкой технического средства реабилитации на дату подачи Микаеляном С.С. заявления о возмещении расходов по приобретению протез голени модульный в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, оснований для определения размера компенсации в соответствии с государственным контрактом от 01.06.2020г. N403 ГУ-Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции с учетом следующего.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе N181-ФЗ предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона N181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона N181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил (в редакции на момент обращения Микаеляна С.С. с заявлением о выплате компенсации - 4 декабря 2021 года) предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона N181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N57н (в редакции, действующей на момент обращения Микаеляна С.С. с заявлением о выплате компенсации - 4 декабря 2021 года), компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 N86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р, в разделе "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).
В Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N86н, предусмотрен "данные изъяты".
В соответствии с пунктом 6 Порядка, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 Порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средств; реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида установлено, что Микаелян С.С. является инвалидом N-й группы бессрочно и ему рекомендовано техническое средство реабилитации в виде "данные изъяты" в количестве 1 штуки.
Согласно Классификации, ТСР подразделяются на виды и наименования с присвоением определенного цифрового кода (шифра) виду ТСР.
Порядок разработки ИПРА утвержден Приказом Минтруда России от 13.06.2017 N486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", действующий до 7 августа 2023 года (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 26 июня 2023 года N545н) (далее - Порядок N486н).
Согласно пункту 5 Порядка N486н, разработка ИПРА включает этапы: проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; оценка реабилитационного и абилитационного потенциала; определение реабилитационного и абилитационного прогноза; определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей.
Согласно пункту 6 Порядка N486н разработка ИПРА инвалида осуществляется специалистами Бюро медико-социальной экспертизы в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, на основании Перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.03.2021 N106н (далее - Перечень) указано, что протезы с микропроцессорным управлением подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, трудовой деятельности. Протезы верхних конечностей с микропроцессорным управлением подбираются инвалиду, с учетом электрической активности управляющих мышц культи и мышц - антагонистов, при условии использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.
ИПРА инвалида имеет утвержденную форму (является Приложением N2 к Приказу Минтруда России от 13.06.2017 N486н) и не допускает внесения в нее дополнительной информации. Таким образом, именно Фонд социального страхования является тем уполномоченным органом, к компетенции которого законодатель относит определение размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР, исходя из конкретных характеристик изготовленного протеза, так как в ИПРА инвалида их не содержится.
Для изготовления протеза Микаелян С.С. обратился в компанию ООО "ЮРЦПО", где был осмотрен, обследован комиссией (Акт медико-технической комиссии от 15 июля 2021 года), и ему был рекомендован протез в определенной комплектации, который он в последующем и заказал.
Микаелян С.С. заключил с ООО "ЮРЦПО" договор от 10 июня 2021 года N на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел: "данные изъяты" на сумму 1 924 668 руб. Обязательство по оплате ТСР исполнено им в полном объеме и подтверждается платежным поручением от 1 декабря 2021 года N. ТСР получено истцом (Акт сдачи-приемки работ от 17 ноября 2021 года N, товарная накладная от 17 ноября 2021 года N N).
Микаелян С.С. при самостоятельном приобретении протеза руководствовался индивидуальными потребностями, утвержденной ИПРА, актом медико-технической комиссии от 13.07.2021 и приобрел его в следующей модификации, аналогичной по наименованию, виду, техническим характеристикам и цене, указанным в государственном контракте от 01.06.2020г. N403
В связи с тем, что КРО ФСС не осуществлялась закупка протеза с аналогичными характеристиками, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что стоимость приобретенного инвалидом протеза должна определяться по результатам проведения последней по времени закупки, проведенной Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании абзаца 4 пункта 4 Порядка.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции не учел то обстоятельство, что специалистами Фонда расчет произведен субъективно, без учета индивидуальных потребностей инвалида, не сопоставлены технические и функциональные характеристики приобретенного протеза и протеза, приобретенного Фондом в рамках последнего заключенного государственного контракта в результате чего Микаелян С.С. не получил значительную часть затраченных средств на покупку ТСР.
Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации руководствоваться государственным контрактом, заключенному ГУ - Краснодарским региональным отделением ФСС РФ от 25 мая 2020 года N087, судебная коллегия находит основанным на неправильном применении норм материального права.
Вопреки выводам суда апелляционной инстанции описанные в государственных контрактах технические средства реабилитации обладают разными характеристиками, позволяющими обеспечить разным инвалидам, индивидуальную требующую конкретному человеку степень реабилитации с учетом индивидуальных медико-технических показаний.
Приходя к указанному выводу, суд руководствовался Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011г. N57н.
При этом судебная коллегия отмечает, что судом апелляционной инстанции не учтены изменения, внесенные в указанный порядок Приказом Минтруда России от 08.10.2021 N693н внесены изменения, которые действуют с 8 ноября 2021 года. С учетом того, что истец обратился с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство технической реабилитации инвалида в декабре 2021 года, суду апелляционной инстанции следовало руководствоваться Порядком, в редакции на момент обращения инвалида с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Между тем, в соответствии с новой редакцией Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации.
Суд апелляционной инстанции не учел, что протез голени модульный, изготовленный для Микаеляна С.С. протезной организацией ООО "ЮРЦПО", и протез, приобретенный ответчиком по государственному контракту от 25 мая 2020 года N087, при сопоставлении технических характеристик, не являются однородными.
Понятие однородности товара дано в пункте 14 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где указано, что однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции.
Характеристики самостоятельно приобретенного Микаеляном С.С. протеза и протеза, являющегося предметом контракта от 25 мая 2020 года N087, подробно исследовались судом первой инстанции, на основании чего суд сделал правильный вывод об их неоднородности, невозможности протезов, приобретенных ответчиком по контракту N087 выполнять функции, которые выполняют протезы, изготовленные инвалиду.
При этом суд первой инстанции учитывал, что отказ в возмещении Микаелян С.С. расходов на приобретение технического средства реабилитации инвалидов в полном объеме нарушает право истца на бесплатное приобретение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета и гарантированное государством в рамках реализации Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и идет вразрез с нормами статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан.
Также судом принято во внимание, что ответчиком не предоставлено допустимых доказательств, опровергающих доводы истца о приобретении им протеза, который по своим техническим характеристикам не соответствует рекомендациям, изложенным в его ИПРА. В результате суд обоснованно пришел к выводу о том, что Микаелян С.С. имеет право на получение компенсации в размере стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что разработка ИПРА инвалида в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основании перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. При внесении в ИПРА инвалида рекомендаций по протезированию должен быть указан вид протеза и тип протеза. Внесение в ИПРА инвалида сведений о конструкции протеза и фирме-производителе недопустимо.
Соответственно, медико-социальной экспертизой устанавливается лишь нуждаемость в том или ином средстве реабилитации, определение же характеристик, конструкции данного средства, объема комплектации осуществляется в зависимости от индивидуальных потребностей инвалида.
Приведенное выше свидетельствует о том, что у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия решения об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 августа 2023 года отменить, оставив в силе решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24 ноября 2022 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 августа 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 24 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.