Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвинец В.Я. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о возмещении материального ущерба, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Литвинец В.Я, поступившей с делом 30 ноября 2023 года, на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Литвинец В.Я. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о возмещении материального ущерба, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Требования мотивированы следующими обстоятельствами, ответчик в письменном ответе от 14 декабря 2022 года предоставил истцу расчет начисления страховой пенсии по старости, который произведен исходя из среднемесячной зарплаты в размере 54, 87 рубля. Считает, что ответчиком нарушены требования части 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части применения среднемесячной заработной платы истца исходя из сведений справки о заработной плате за 12 последних месяцев в 1989 году. Среднемесячный заработок истца при назначении пенсии в 1989 году (советское время) составил 274, 43 рублей, рассчитан исходя из суммарной заработной платы за 12 последних месяцев перед выходом на пенсию в размере 3292, 46 рублей, что подтверждается выплатным делом. Расчетный размер трудовой пенсии, рассчитанный представителем истца исходя из среднего заработка истца в размере 274, 73 рублей (по расчетам ответчика 247, 89 рублей) составил 1237, 90 рублей, что почти в два раза превышает величину расчетного размера трудовой пенсии ответчика (660 рублей). Такая существенная разница между расчетами привела не недоначислению страховой пенсии истца в размере 8608, 43 рублей за каждый месяц с момента начисления пенсии.
Истец просила суд:
-обязать ответчика возместить материальный ущерб в размере 77 475 рублей 87 копеек за период с августа 2022 года по апрель 2023 года (включительно), возместить величину индексации ущерба в размере 3 718 рублей 84 копейки;
-обязать произвести в течение недели после вступления решения суда в законную силу перерасчет страховой пенсии с учетом величины среднемесячной зарплаты в размере 274, 37 рублей.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 10 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Литвинец В.Я. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда 4 октября 2023 года решение Анапского городского суда Краснодарского края от 10 апреля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Литвинец В.Я. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как незаконные, ввиду нарушения норм процессуального и материального права, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов указывает, что судебные инстанции не применили статью 53 Закона СССР "О государственных пенсиях", абзац 2 пункта 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" о праве определения величины среднего заработка при расчете пенсии в 2022 году исходя из величины, установленной при исчислении истцу пенсии в 1989 году. Судами нарушен пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в части применения норм Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не содержащего специального указания об определении среднего заработка граждан до введения в действие закона от 2001 года, уменьшающего в пять раз величину среднего заработка, установленную при назначении истцу пенсии в 1989 году в соответствии со статьей 53 Закона СССР "О государственных пенсиях".
В решении суда на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен средний заработок истца в размере 54, 87 рублей путем деления на 60 месяцев заработка истца за 12 месяцев перед назначением пенсии в 1989 году, т.е. с уменьшением в пять раз (60/12) среднего заработка истца в размере 274 рублей, исчисленного при установлении пенсии в 1989 году согласно Закону СССР "О государственных пенсиях".
Считает, что по данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований являлись обстоятельства: время выхода истца на пенсию; средний заработок истца при выходе на пенсию в 1989 году; закон, отменяющий порядок расчета среднего заработка для назначения пенсии в 1989 году. Данные обстоятельства не установлены судами, что свидетельствует о допущенных нарушениях норм процессуального закона.
Истец Литвинец В.Я, представитель истца Мельников А.А, представитель ответчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Отдела установления пенсий N 3 ОПФР по Краснодарскому краю от 1 ноября 2022 года N 220000311858/708108/22 истцу Литвинец В.Я. с 1 августа 2022 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях"). На 1 августа 2022 года размер страховой пенсии составляет 18 526 рублей 44 копейки.
В заявлении от 11 августа 2022 года на имя руководителя клиентской службы (на правах отдела) в городе Анапе ОПФР по Краснодарскому краю Литвинец В.Я. указала, что переехала на постоянное место жительства в город Анапа, пенсию ранее получала в Республике Казахстан.
Из ответа заместителя директора филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по Костанайской области Республики Казахстан от 12 августа 2022 года видно, что Литвинец В.Я. являлась получателем пенсии по старости с 25 октября 1989 года по 3 июля 2022 года, выплаты прекращены с 1 августа 2022 года.
В ответе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю от 14 декабря 2022 года на имя Литвинец В.Я. указано, что согласно представленных заявителем для назначения страховой пенсии по старости документов, и документов, имеющихся в поступившем пенсионном деле из Республики Казахстан, страховой стаж истца на дату назначения составил 34 года 7 месяцев 12 дней, страховой стаж для расчета пенсионного капитала на 1 января 2002 года составил 34 года 7 месяцев 12 дней, стаж работы для расчета валоризации на 1 января 1991 года - 34 года 7 месяцев 12 дней. Сведения о заработной плате за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, до 31 декабря 2001 года заявителем не представлены. Фактический средний заработок, исчисленный по справке о заработной плате N 639 от 29 сентября 1989 года, выданный Кустанайской дистанции сигнализации и связи за период с октября 1988 года по сентябрь 1989 года составляет 54, 87 рублей. Среднемесячная заработная плата по стране за аналогичный период - 255, 55 рублей. Отношение среднемесячной заработной платы к заработной плате заявителя по стране - 0, 215. К пенсии заявителя применяется фактическая величина 0, 215. Расчетный размер пенсии, согласно формуле, составляет 247, 89 рублей (0, 69*1, 2*1671, где 0, 69 - коэффициент страхового стажа за 1 год сверх требуемых 20 лет). Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей. На 1 января 2002 года размер пенсии состоял из страховой и базовой частей. На эту дату размер базовой части был установлен в размере 450 рублей. Соответственно страховая часть представляет разницу между расчетным размером пенсии и его базовой частью. Страховая часть трудовой пенсии по старости на 1 января 2002 года составляет 210, 00 рублей (660-450). Далее рассчитывается пенсионный капитал для исчисления трудовой пенсии по старости.
Рассчитывается он путем умножения страховой части трудовой пенсии по старости на период ожидаемой выплаты. Для лиц, уходящих на пенсию в 2022 году, он установлен в размере 228 месяцев. Начальный пенсионный капитал (далее НПК) равен 47880, 00 рублей. Далее эта величина подлежит умножению на коэффициенты индексации страховой части (5, 6148), произведенной в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года. Проиндексированный начальный пенсионный капитал на дату назначения пенсии составил 268 837, 43 рублей (47880*5, 6148). Начальный пенсионный капитал заявителя составил 387 125, 90 рублей. Расчетный пенсионный капитал, согласно формуле, подлежит делению на период ожидаемой выплаты (Т) - 228. Таким образом, страховая часть трудовой пенсии по старости заявителя на 1 января 2014 года составила 1697, 92 рублей. Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) заявителя за периоды до 1 января 2015 года равен 26, 489. После 1 января 2015 года в ИПК включены периоды по уходу за детьми, 7 августа 1959 года рождения и 25 января 1965 года рождения, в размере 8, 1 балла. Суммарный ИПК составляет 34, 589. Размер страховой пенсии заявителя на дату назначения составляет 18 256 рублей 44 копейки (4084, 96 рублей - страховая пенсия; 14441, 48 рублей - фиксированная выплата). Расчетный размер трудовой пенсии заявителя определен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Заявителю рекомендовано для увеличения размера страховой пенсии представить справки о работе по исключенным периодам из страхового стажа, справки о заработной плате за периоды до 31 декабря 2001 года.
С таким решением ответчика от 14 декабря 2022 года Литвинец В.Я. не согласилась и обратилась в суд.
В возражениях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю от 28 февраля 2023 года отражено, что Фондом произведен запрос в АО "Единый накопительный пенсионный фонд" Республики Казахстан от 12 августа 2022 года о заработной плате за 60 месяцев подряд, но ответа не поступило. При поступлении справок о заработной плате истца размер пенсии будет пересмотрен с даты назначения пенсии на территории Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, проверил произведенный ответчиком расчет страховой пенсии истца и с учетом предмета и оснований заявленных истцом требований, пришел к выводу, что расчет страховой пенсии по старости является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 1 1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Размер страховой части пенсии по старости за периоды работы до 31 декабря 2014 года исчисляется в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
На основании пункта 5 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" при смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Пунктом 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
Расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей (пункт 7 статьи 30 указанного Закона).
Статья 53 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", действовавшего до 13 декабря 1991 года, предусматривала, что пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включаются все виды заработной платы, на которые начисляются страховые взносы, кроме заработной платы за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплат единовременного характера.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Согласно пункту 5 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что размер страховой пенсии по старости истцу определен по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При установлении страховой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованного лица и выбирается наиболее выгодный вариант для установления размера пенсии. При максимальном соотношении среднемесячной заработной платы к среднемесячной зарплате по стране за аналогичный период и страховым стажем (более 20 лет), выгодным вариантом является расчет по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Изложенное указывает на то, что Литвинец В.Я. пенсия рассчитана в наиболее выгодном для нее варианте по основанию, предусмотренному в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вопреки доводам кассационной жалобы, возможность исчисления пенсии в соответствии с положениями Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", не предусмотрена, поскольку Литвинец В.Я. является лицом, прибывшим на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, в данном случае Республики Казахстан, заявление о назначении страховой пенсии по старости истцом подано 11 августа 2022 года и обоснованно пенсия назначена ответчиком в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", то есть в соответствии с действующим правовым регулированием пенсионных правоотношений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Литвинец В.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.