Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сушков С.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сушков С.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (в настоящее время- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, далее также - ОСФР по Волгоградской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Сушков В.Г. обратился в Центр ПФР N по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ДД.ММ.ГГГГ Центр ПФР N по установлению пенсий в Волгоградской области вынес решение N об отказе в установлении пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ Центр ПФР N по установлению пенсий в Волгоградской области вынес решение N о внесении изменений в решение об отказе в установлении пенсии, которым изложил решение об отказе в новой редакции. В назначении пенсии отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа.
В специальный стаж не зачтен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 3 месяца 16 дней) в должности старшего электромонтера по обслуживанию электрооборудования Камышинской ТЭЦ.
Отказ в установлении пенсии, мотивирован тем, что отсутствует документальное подтверждение работы заявителя в качестве электромонтера дежурного, электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, а также занятость на определенном виде оборудования, и сведений (документов) о закреплении электромонтеров (в т.ч. старших) Камышинской ТЭЦ за оборудованием, поименованным в разделе XIII Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
С данным решением истец не согласен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконными решения Центра ПФР N 1 по установлению пенсий в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в установлении пенсии, от ДД.ММ.ГГГГ N о внесении изменений в решение об отказе в установлении пенсии; обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 3 месяца 16 дней) в должности старшего электромонтера по обслуживанию электрооборудования Камышинской ТЭЦ; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения, то есть с 29 июня 2021 года.
Решением Камышинского городского суда Волгоградской области от 4 апреля 2022 года исковые требования Сушкова С.Г. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 июня 2022 года указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОПФР по Волгоградской области - без удовлетворения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 июня 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 сентября 2023 года решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 4 апреля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОСФР по Волгоградской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Волгоградской области просит судебные акты отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Сушкова С.Г. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Закон N 400-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе "XIII Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" (позиция - 21400000) предусмотрены профессии: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (позиция 2140000а-18455).
Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XIV. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей, предусмотрены профессии: слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок).
Положениями п. 2 указанного Порядка предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Из пункта 4 Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29).
В соответствии со статьей 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 10 Правил N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил N1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (абз. 2).
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Страховой стаж подтверждается записями в трудовой книжке, выполненными в соответствии с правилами, действовавшими на момент заполнения трудовой книжки.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Сушков С.Г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия необходимого специального стажа (мужчинам по достижении возраста 58 лет) - 06 лет 03 месяца.
Пенсионным органом в специальный стаж истца не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Камышинской ТЭЦ в качестве старшего электромонтера по обслуживанию электрооборудования, поскольку нет документального подтверждения работы заявителя в качестве электромонтера дежурного, электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления (согласно Списку N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173), а также о закреплении электромонтеров (в том числе старших) Камышинской ТЭЦ за оборудованием, поименованном в разделе XIII Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, а также оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики). Справка, уточняющая характер работы или условий труда, заявителем не представлена.
Решением Центра ПФР N по установлению пенсий в Волгоградской области от 23 июля 2021 года N внесены изменения в решение об отказе истцу в установлении пенсии.
Данным решением ответчиком не включены в специальный стаж Сушкова С.Г. периоды работы (согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица) на Камышинской ТЭЦ в качестве старшего электромонтера по обслуживанию электрооборудования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как нет документального подтверждения работы заявителя в качестве электромонтера дежурного, электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления (согласно Списку N2, утв. постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N), а также занятность на определенном виде оборудования и сведений (документов) о закреплении электромонтеров (в т.ч. старших) Камышинской ТЭЦ за оборудованием, поименованном в разделе XIII Списка N, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, а также оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики). Справка, уточняющая характер работы или условий труда заявителем не представлена.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу на Камышинскую ТЭЦ старшим дежурным электромонтером 4 р. электрического цеха, что подтверждается записью N его трудовой книжки.
ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность начальника смены электрического цеха (запись N).
Сведения о работе истца, содержащиеся в его трудовой книжке, соответствуют сведениям, содержащимся в приказе Камышинской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ N-к.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Камышинская ТЭЦ преобразована в ООО "Камышинская ТЭЦ".
Сушков С.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на одном и том же предприятии - Камышинской ТЭЦ, в одном и том же структурном подразделении - электрическом цехе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности старшего дежурного электромонтера 4 р, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - старшего электромонтера по обслуживанию электрооборудования 4 р.
Из представленной работодателем истца характеристики предприятия следует, что ТЭЦ предназначена для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Тепло с ТЭЦ отпускается в виде горячей воды и пара. Установленная энергетическая тепловая мощность - 223 Гкал\час. Для выработки электроэнергии применяются пять энергетических котлов и три турбогенератора.
Согласно штатным расписаниям Камышинской ТЭЦ в спорные периоды времени в структуру предприятиях входило три цеха: котлотурбинный, электрический и химический.
В состав электрического цеха входили: эксплуатационный и ремонтный персонал, участок ТАИ (теплового контроля и автоматики), связь и ЭТЛ (электротехническая лаборатория).
Согласно штатным расписаниям по должности, которую занимал Сушков С.Г, предусмотрена доплата к окладу за условия труда при отклонении их от нормальных в размере 4%.
Электромонтеры (дежурные), занятые на обслуживании оборудования и автоматики в котлотурбинном цехе (котельное и турбинное отделение) входят в Перечень профессий рабочих и работ, оплачиваемых по тарифным ставкам, установленным для рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда, являющийся приложением к Коллективным договору рабочих и служащих Камышинской ТЭЦ на 1984 г.
Согласно Спискам профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, являющимся приложением к коллективным договорам Камышинской ТЭЦ на 1984-1991 г.г, личной карточки формы Т-2 Сушкову С.Г. предоставлялся дополнительный отпуск на основании Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 15 октября 1974 года N 298\П-22 (п. 67 раздел 7 Электроэнергетическая промышленность.
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт полной занятости истца в спорные периоды (не менее 80%) в особых условиях труда подтверждается записями в трудовой книжке, копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ N-к, которые не содержат сведений о приеме Сушкова С.Г. на работу на неполный рабочий день. Кроме того, в должностной инструкции электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций электрического цеха, которая не изменялась в спорный период работы Сушкова С.Г, также не содержится сведений о том, что электромонтер должен быть занят возложенными на него обязанностями неполный рабочий день.
Суд указал, что отсутствие необходимых документов в архиве не по вине работника, не может служить основанием для отказа включения спорных периодов работы в льготный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии. Кроме того, картой N специальной оценки условий труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда подтверждается право работника на досрочное назначение страховой пенсии.
С учетом включенных в страховой стаж периодов работы Сушкова С.Г. старшим электромонтером по обслуживанию электрооборудования Камышинской ТЭЦ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу о наличии оснований для назначения Сушкову С.Г. досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения за назначением пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда также указала, что пенсионное законодательство, действовавшее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными списками. В свою очередь, имеющиеся в деле доказательства, подтверждают факт выполнение истцом работы с вредными условиями труда на обслуживании или ремонте котельного или турбинного оборудования, в течение полного рабочего дня.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, так как они основаны на правильном толковании норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт занятости истца не менее 80% рабочего времени во вредных условиях труда, на обслуживании или ремонте котельного или турбинного оборудования, исключительно направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 4 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.