Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волынец С.В. к акционерному обществу "Аэропорт Астрахань" о возложении обязанности внести изменения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, по кассационной жалобе Волынец С.В, поступившей с делом 6 декабря 2023 г, на решение Советского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 3 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 25 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волынец С.В. обратилась в суд с иском к акционерному обществу (далее АО) "Аэропорт Астрахань", указав в его обоснование о том, что приказом N 54/л от 25 мая 1998 г. она была принята в здравпункт МСЧ на должность фельдшера с 18 мая 1998 г. Приказом N 48 л/с от 9 августа 1999 г. она принята на постоянную должность фельдшера. Приказом N 136/9 от 11 сентября 2003 г. назначена на должность фельдшера стартового здравпункта. Приказом N 453/л от 5 июля 2004 г. уволена с должности фельдшера стартового здравпункта с 5 июля 2004 г. Приказом N 330 л\с от 5 июля 2004 г. принята фельдшером во врачебный здравпункт ОАО АК "Астраханские авиалинии" с 6 июля 2004 г. Приказом N 160/л уволена с должности по собственному желанию.
По сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица работодателем проставлен льготный код по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ только за период с 6 июля 2004 г. по 10 марта 2006 г.
Решением ГУ - Отделение ПФ РФ по Астраханской области N 12973/22 от 8 февраля 2022 г. исключен период ее работы с 18 мая 1998 г. по 10 марта 2006 г. в АР "Аэропорт Астрахань" на основании того, что учреждение не поименовано Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Решением от 29 марта 2023 г. во изменение решения N 12973/22 от 8 февраля 2022 г. из специального стажа истца исключен период работы с 18 мая 1998 г. по 5 июля 2004 г.
На заявление истца ответчик отказал в корректировке индивидуального лицевого счета (далее также ИЛС). Считает, что данный отказ нарушает ее право на пенсионное обеспечение в связи с осуществлением ею лечебной деятельности в учреждении здравоохранения, в связи с чем просила суд обязать АО "Аэропорт Астрахань" внести на ее индивидуальный лицевой счет застрахованного лица за период работы в должности фельдшера здравпункта МСЧ, стартового здравпункта в ОАО "Аэропорт Астрахань" с 18 мая 1998 г. по 31 декабря 2001 г. код особых условий труда "ЗП81ГД", за период работы с 1 января 2002 г. по 5 июля 2004 г. - код особых условий труда "28-ГД".
Решением Советского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 3 августа 2023 г. исковые требования Волынец С.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 25 октября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов указывает, что судом неверно истолкован пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, указав, что он имеет отношение только к здравпунктам воинских частей.
В первоначальной редакции, действовавшей в спорные периоды работы истца, до изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 449, пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, предусматривал включение в стаж работу в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно- эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).Указание в скобках на воинскую часть, однозначно не может трактоваться, как муниципальные организации воинских частей, также, как и после внесенных изменений выражение в данном пункте " являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей)".
В соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395, к лечебно - профилактическим учреждениям относится медико-санитарная часть.
Согласно Примечанию к Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Таким образом, здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями иных предприятий, были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
В Примечаниях также указано, что медико - санитарной частью является городская поликлиника или городская больница с поликлиникой, предназначенная исключительно или| в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта. В состав медико - санитарной части могут входить и другие учреждения здравоохранения.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, указана должность среднего медицинского персонала: фельдшер.
Ссылаясь на разъяснения пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" полагает, что в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, речь идет не только о воинских частях.
Считает, что суды неправильно не принимают во внимание, что истец работала в медико-санитарной части, к которой относился здравпункт. Ответчиком суду апелляционной инстанции было представлено свидетельство о государственной регистрации предприятия ОАО "Аэропорт Астрахань" со смешанной формой собственности. Доплата за вредные условия труда согласно приказам о приеме на работу и расчетным листкам начислений, свидетельствуют о том, что сфера профессиональной деятельности истца была сопряжена с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, кроме того, высокой была ответственность, связанная с предполетным и послеполетным осмотром летного состава, работников аэропорта. Кроме того, считает, что апелляционный суд необоснованно вышел за пределы исковых требований, дав свою оценку сведениям по неоспариваемым периодам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебное извещение, направленное в адрес Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Астраханской области, вручено адресату.
Судебные извещения, направленные в адрес Волынец С.В, А "Аэропорт Астрахань", возвращены с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку стороны уклонились от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовые извещения возвращены в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что они о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно записям в трудовой книжке истца, приказом N 54/л от 25 мая 1998 г. Анфимова (Волынец) С.В. была принята в здравпункт МСЧ ОАО "Аэропорт Астрахань" на должность фельдшера с 18 мая 1998 г. на период декретного отпуска. Приказом N 48 л от 9 августа 1999 г. истец принята на постоянную должность фельдшера. Приказом N 136/9 от 11 сентября 2003 г. назначена на должность фельдшера стартового здравпункта. Приказом N 453/л от 5 июля 2004 г. уволена с должности фельдшера стартового здравпункта с 5 июля 2004 г. Приказом N 330 л от 5 июля 2004 г. принята фельдшером во врачебный здравпункт ОАО АК "Астраханские авиалинии" с 6 июля 2004 г. Приказом N 160/л уволена с должности по собственному желанию.
26 января 2022 г. Волынец С.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицо, осуществляющее лечебную деятельность в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Волынец С.В. состоит на учете в системе обязательного пенсионного страхования с 1998 г.
Рассмотрев заявление Волынец С.В. пенсионный орган установил, что ее специальный стаж составляет на дату обращения 23 года 4 месяца 5 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области N 12973/22 от 8 февраля 2022 г. Волынец С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" отказано.
При этом из подсчета специального стажа исключен период ее работы с 15 мая 1998 г. по 10 марта 2003 г. в АО "Аэропорт Астрахань" в должности фельдшера здравпункта.
Решением от 28 марта 2023 г. во изменение решения N 12973/22 от 8 февраля 2022 г. из специального стажа истца исключен период работы с 18 мая 1998 г. по 5 июля 2004 г, поскольку АО "Аэропорт Астрахань" не поименовано в числе учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со Списком к Постановлению N 781 от 29 октября 2002 г. Специальный стаж по решению пенсионного органа составляет 23 года 8 месяцев 14 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем в назначении досрочной страховой пенсии было отказано.
Поскольку ответчиком сведения о спорном периоде истца представлены в пенсионный орган без указания кода льготной работы, Волынец С.В. обратилась к бывшему работодателю с заявлением о корректировке сведений индивидуального лицевого счета и просила указать код льготной работы, дающей право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Письмом от 13 апреля 2023 г. N 3642-42.4-000374 АО "Аэропорт Астрахань" в корректировке сведений лицевого счета за период работы с 1998 г. по 2004 г. отказано, поскольку работа в должности фельдшера здравпункта МСЧ, стартового здравпункта в ОАО "Аэропорт Астрахань" не относится к работе в учреждениях здравоохранения.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Аэропорт Астрахань", в последующем реорганизованное в АО "Аэропорт Астрахань" не относится к категории лечебно-профилактических учреждений или санитарно-эпидемиологических учреждений. Соответственно не является таким учреждением и структурное подразделение акционерного общества - здравпункт, стартовый здравпункт. Они также не поименованы в действовавших в спорные периоды Номенклатурах учреждений здравоохранения.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066), - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 г. N 464 конкретно не приведён перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г. (Номенклатура от 15 октября 1999 г. N 377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 г, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395 (с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. (Номенклатура от 3 ноября 1999 г. N 395).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением страховой пенсии старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 12 Федерального закона N27-ФЗ зарегистрированные лица вправе обращаться в органы Фонда для включения сведений о трудовой деятельности в свой индивидуальный лицевой счет за периоды работы до 1 января 2020 г, записи о которых содержатся в трудовой книжке. Сведения о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 г. вносятся в раздел "Сведения о трудовой деятельности" согласно записям, содержащимся в трудовой книжке. В случае выявления несоответствия сведений о трудовой деятельности за периоды работы с 1 января 2002 г. сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, ранее учтенным на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, сведения за эти периоды работы включаются в раздел "Сведения о трудовой деятельности" с учетом результатов проверки их полноты и достоверности в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 14 Федерального закона N27-ФЗ зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право: в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Фонда или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
В свою очередь, в силу статьи 16 Закона N27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации (в настоящее время Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В этой связи, требования правового регулирования в сфере здравоохранения обязательны для всех медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы (организация оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи и др.).
При этом штатные нормативы, которые предусмотрены в соответствующих порядках оказания медицинской помощи, не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-0).
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Так, согласно пункту 3.1 Устава ОАО "Аэропорт Астрахань", зарегистрированного 16 июня 1994 г. установлено, что целью создания Общества является объединение материальных, трудовых и финансовых ресурсов его акционеров для осуществления хозяйственной деятельности с дальнейшим извлечением из этой деятельности прибыли.
Пунктом 1 Устава ОАО "Аэропорт Астрахань" в новой редакции от 2003 г. также предусмотрено, что Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющий обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Судом установлено, что Положение о здравпункте, относящееся к спорному периоду не сохранилось. Из представленного Положения о врачебном здравпункте от 14 июля 2015 г. и должностной инструкции фельдшера врачебного здравпункта АО "Аэропорт Астрахань", утвержденной генеральным директором 30 ноября 2015 г. установлено, что врачебный здравпункт является структурным подразделением ОАО "Аэропорт Астрахань" и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора акционерного общества. Представитель ответчика в судебном заседании в суде первой инстанции пояснил, что аналогичная структура акционерного общества существовала и в спорный период, заявленный истцом.
Согласно представленных в материалы дела штатных расписаний здравпункта от 29 декабря 1999 г, личной карточки истца, расчетных листков также усматривается, что здравпункт, стартовый здравпункт входили в структуру акционерного общества, работники здравпункта получали заработную плану от коммерческого предприятия акционерного общества и непосредственно подчинялись руководителям акционерного общества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что здравпункт ОАО "Аэропорт Астрахань" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли и не может быть отнесен к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке от 6 сентября 1999 г. N 464, Списке от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Представленные в материалы дела документы относительно работы истца в должности фельдшера здравпункта АООТ "Авиакомпания "Астраханские авиалинии" за период с 6 июля 2004 г. по 10 марта 2006 г, за который работодателем указан код льготной работы в лицевом счете истца, в качестве подтверждения необоснованности отказа ответчика в удовлетворении исковых требований истца о корректировке сведений индивидуального лицевого счета с указанием кода льготной работы, суд апелляционной инстанции счел несостоятельными, поскольку согласно исторической справке от 21 октября 2023 г. АООТ "Авиакомпания "Астраханские авиалинии" и ОАО "Аэропорт Астрахань" (АО "Аэропорт Астрахань") это различные организации, не имеющие отношения друг к другу. Неверное указание кода льготной работы АООТ "Авиакомпания "Астраханские авиалинии" не возлагает на ответчика обязанность осуществить корректировку сведений лицевого счета, поскольку это противоречит требованиям действующего пенсионного законодательства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы исковых требований Волынец С.В, судебная коллегия отклоняет, так как в данном случае суд апелляционной инстанции действовал в рамках статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценивая представленные в материалы дела доказательства.
Доводы кассационной жалобы о незаконности судебных актов в связи с ошибочным толкованием судами положения пункта 6 Правил N781, судебная коллегия отклоняет, как основанные на неправильном толковании норм права.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Исходя из изложенного, в приведенном пункте 6 Правил речь идет о медико-санитарных частях, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся только к воинским частям.
Волынец С.В. работала в здравпункте медико-санитарной части, которая не относится к категории медико-санитарной части воинской части. Кроме того, данная медико-санитарная часть ОАО "Аэропорт Астрахань" куда, согласно записи в трудовой книжке была принята на работу Волынец С.В. не являлась структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением и не входила в состав амбулаторно-поликлинического учреждения, в связи с чем период работы в должности фельдшера не подлежит включению в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и ответчик правомерно представил в пенсионный орган сведения о спорном периоде работы без указания кода льготной работы.
С учетом изложенного, сведения об отсутствии льготного стажа работы, представленные ответчиком в пенсионный орган являются достоверными, оснований для их корректировки не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 3 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 25 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Волынец С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.