Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Мусохранов Е.П., с участием прокурора Соловьевой Н.В., осужденной Новиковой И.В., адвоката Шулдякова Ф.Г., при секретаре Шевченко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам осужденной Новиковой И.В. и в защиту ее интересов адвоката Шулдякова Ф.Г. на приговор Северского городского суда Томской области от 27.02.2023 и апелляционное постановление Томского областного суда от 25.05.2023.
Приговором Северского городского суда Томской области от 27.02.2023
Новикова Ирина Владимировна, "данные изъяты", не судимая, осуждена:
по ч. 1 ст. 318 УК РФ к штрафу в размере 20 000 рублей;
по ст. 319 УК РФ к штрафу в размере 7 000 рублей;
на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, к штрафу в размере 24 000 рублей с рассрочкой выплаты на срок 6 месяцев равными частями по 4 000 рублей ежемесячно.
Взыскана с Новиковой И.В. в пользу потерпевший N 1 компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей.
В приговоре разрешен вопрос о судьбе вещественных доказательствах.
Апелляционным постановлением Томского областного суда от 25.05.2023 приговор суда оставлен без изменения.
Заслушав выступления осужденной и адвоката, поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора, полагавшей необходимым судебные решения оставить без изменения, суд кассационной инстанции
УСТАНОВИЛ:
приговором суда Новикова И.В. признана виновной и осуждена за применение насилия, не опасного для здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей; за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей и в связи с их исполнением.
Преступления совершены в г. Северске Томской области в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе адвокат Шулдяков Ф.Г. выражает несогласие с приговором суда и апелляционным постановлением и считает, что судебными инстанциями допущены существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Полагает, что выводы суда о виновности Новиковой И.В. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждаются доказательствами, рассмотренным в судебном заседании. Указывает, что приговор не содержит ясных и понятных выводов о том, по каким основаниям суд принял одни доказательства и отверг другие, а ряд доказательств, представленных стороной защиты, остались без оценки суда. Отмечает, что свидетели свидетель N 1, свидетель N 2, свидетель N 3 не являлись очевидцами произошедших событий и дают показания со слов потерпевшей, при этом они могли быть заинтересованы в привлечении Новиковой И.В. к ответственности. Не соглашается с оценкой суда, данной показаниям свидетелей защиты свидетель N 4, свидетель N 5, а также свидетеля свидетель N 6, при этом указывает, что его показания приведены в приговоре не в полном объеме. Указывает, что оставлены без внимания и не отражены в приговоре проведенные по делу судебно-медицинские экспертизы, подтверждающие отсутствие каких-либо телесных повреждений у потерпевшей. Обращает внимание, что судом не дана оценка показаниям потерпевшей и осужденной, содержащимся в протоколе очной ставки, а также оценка законности действий потерпевшей потерпевший N 1, связанных с получением объяснения от Новиковой И.В, вхождением в тамбур квартиры и препятствованием в закрытии дверей. Считает, что нарушен принцип состязательности сторон, поскольку стороне защиты было отказано органом предварительного следствия и судом в проведении следственного эксперимента. Просит судебные решения отменить, производство по делу прекратить.
В кассационной жалобе осужденная Новикова И.В. приводит аналогичные доводы относительно оценки судом доказательств, о нарушении принципа состязательности сторон. Кроме того, приводит свою версию произошедших событий и утверждает, что насилия в отношении потерпевшей не применяла и никого не оскорбляла. Ссылается на наличие "данные изъяты" заболеваний и плохое самочувствие в момент произошедшего, которые судом не приняты во внимание. Считает необоснованной имеющуюся в материалах дела справку участкового уполномоченного полиции ("данные изъяты"). Просит судебные решения отменить, вынести оправдательный приговор.
В возражениях на кассационные жалобы осужденной и ее защитника государственный обвинитель по делу Кошель П.А. просит оставить их без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, изучив доводы кассационных жалоб и выслушав мнение сторон, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений по данному уголовному делу не допущено.
Выводы суда о виновности Новиковой И.В. в совершении инкриминированных преступлений, вопреки доводам жалоб об обратном, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в частности показаниями допрошенных по делу лиц в той части, в которой они признаны судом достоверными, а именно потерпевшей потерпевший N 1 по обстоятельствам исполнения своих должностных обязанностей при проверке сообщения о происшествии, в ходе которой Новикова И.В. оскорбила ее и применила насилие, "данные изъяты", показаниями свидетелей свидетель N 1, свидетель N 2, свидетель N 3 которым со слов потерпевшей стало известно о применении к последней насилия и оскорблении со стороны Новиковой И.В, показаниями свидетеля свидетель N 6 о том, что Новикова И.В. толкнула рукой потерпевшую и высказала в ее адрес оскорбление, показаниями свидетеля свидетель N 7 об известных и значимых для дела обстоятельствах, протоколами следственных действий, а также иными приведенными в приговоре доказательствами.
Все доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.ст. 87, 88 УПК РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения уголовного дела, при этом суд указал в приговоре, почему он признал достоверными одни доказательства и отверг другие. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Показания потерпевшей потерпевший N 1 и свидетелей свидетель N 1, свидетель N 2, свидетель N 3 относительно обстоятельств совершения Новиковой И.В. преступлений являются последовательными, не содержат существенных противоречий, согласуются между собой и с иными исследованными доказательствами, в связи с чем, оснований подвергать сомнению достоверность их показаний, у суда обоснованно не имелось. Данных, свидетельствующих о заинтересованности потерпевшей и указанных свидетелей в даче показаний в отношении осужденной, а равно как и оснований для ее оговора, не установлено.
Кроме того, в приговоре дана подробная оценка показаний свидетелей свидетель N 4, свидетель N 5, свидетель N 6, а также осужденной Новиковой И.В. о ее невиновности в преступлениях, оснований сомневаться в правильности выводов суда в этой части не имеется.
Все имеющие значение по делу показания осужденной, потерпевшей и свидетелей в приговоре изложены, а их содержание не противоречит материалам дела.
Доводы стороны защиты о неправомерности действий потерпевшей потерпевший N 1 получили убедительную критическую оценку в приговоре.
Ссылка осужденной в кассационной жалобе на наличие у нее "данные изъяты" заболеваний и плохое самочувствие в момент инкриминированных событий не ставит под сомнение обоснованность выводов суда о ее виновности в совершенных преступлениях.
Вопреки доводам адвоката, заключения судебно-медицинских экспертиз в отношении потерпевшей в ходе судебного заседания не исследовались, в связи с чем обоснованно в приговоре не приведены.
Нарушений уголовно-процессуального закона в ходе предварительного расследования, которые могли бы повлечь отмену или изменение судебных решений, не допущено.
Судебное разбирательство проведено с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, полно и объективно, с соблюдением состязательности и равноправия сторон.
Все ходатайства сторон, в том числе о проведении следственного эксперимента, разрешены судом в соответствии с требованиями закона, с принятием мотивированных решений.
Квалификация действий осужденной по ч. 1 ст. 318, ст. 319 УК РФ является правильной. Выводы суда в данной части подробно мотивированы в приговоре.
Оснований для прекращения уголовного дела, оправдания Новиковой И.В, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, не имеется.
Назначенное осужденной Новиковой И.В. наказание является справедливым и соответствует требованиям ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ.
Оснований ставить под сомнение объективность справки участкового уполномоченного полиции, содержащей сведения, характеризующие личность Новиковой И.В, не имеется.
В апелляционном порядке уголовное дело рассмотрено с соблюдением положений, установленных главой 45.1 УПК РФ.
Апелляционное постановление отвечает требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
приговор Северского городского суда Томской области от 27.02.2023 и апелляционное постановление Томского областного суда от 25.05.2023 в отношении Новиковой Ирины Владимировны оставить без изменения, кассационные жалобы осужденной Новиковой И.В. и адвоката Шулдякова Ф.Г. - без удовлетворения.
Судья Е.П. Мусохранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.