Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной Е.В, Черемисина Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Зверева Дениса Алексеевича, поданную 10 января 2024 года, на решение Советского районного суда г. Красноярска от 30 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 ноября 2023 года
по административному делу N 2а-11707/2023 по административному исковому заявлению Зверева Дениса Алексеевича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Изолятору временного содержания Отдела полиции N 5 МУ МВД России "Красноярское" о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, пояснения Зверева Д.А, просившего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Зверев Д.А. (далее-истец, кассатор) обратился в суд к ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" с административным иском, в котором просит: признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в нарушении условий содержания; взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" 29.07.2021, 13.12.2021, 04.12.2021, 16.02.2022 и 11.03.2022.
Требования мотивированы тем, что в указанные периоды содержания в ИВС административному истцу причинены страдания, унижения чести и достоинства, поскольку: ежедневная прогулка не предоставлялась; камеры ИВС находились в антисанитарных условиях, не оборудованы электророзетками; нет доступа к кипяченной воде; не обеспечены условия приватности при пользовании туалетом; нет достаточного поступления естественного освещения, из-за несоответствия оконных пролетов установленным нормам; в камерах ИВС нет исправной системы вентиляции и отсутствует естественная вентиляции; окна в камерах ИВС не открываются; находился совместно с курящими; отсутствует пожарная сигнализация; также в камерах ИВС нет зеркала, из-за этого Зверев Д.А. не мог поддерживать опрятный внешний вид, нарушено его право на частную жизнь, из-за постоянного ведения видеонаблюдения; постельные принадлежности не выдавались, за исключением одеяла, а потому приходилось лежать на железной кровати; в камерах ИВС нет условий для приема пищи, поскольку стол для приема пищи рассчитан на одного человека; не всегда принимал пищу в горячем виде, обеденный стол находится рядом с туалетом. В результате на протяжении пяти дней Зверев Д.А. содержался в ИВС в бесчеловечных и пыточных условиях, что является недопустимым и противоречит установленным принципам и нормам международного права и Конституции РФ.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 30 августа 2023 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 ноября 2023 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) в удовлетворении иска отказано.
Кассатор просит судебные акты отменить, подробно описывая фактические обстоятельства по спору настаивает на их незаконности, просит направить спор на новое рассмотрение, считает выводы судов о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска преждевременными, указывает, что судами необоснованно не истребованы дополнительные доказательства, по тексту жалобы кассатор выражает несогласие со всеми выводами судов, в частности указывая, что отсутствуют доказательства соблюдения приватности в период нахождения истца в ИВС.
В судебном заседании кассатор настаивал на удовлетворении жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились, ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судом первой инстанции из справки ИЦ ГУВД России по Красноярскому краю, 19.07.2020 Зверев Д.А. взят под стражу на основании постановления Ленинского районного суда г. Красноярска по уголовному делу по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 прим.1 УК РФ; 18.12.2020 перемещен в СИЗО-6 г. Сосновоборск Красноярского края; 10.04.2023 арестован Ленинский районным судом г.Красноярска.
Согласно справке врио начальника ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" от 10.02.2023 (исх. N 3/235401636521), Зверев Д.А. доставлялся и содержался в ИВС:
29.07.2021 с 10-25 час. до 19-20 час.;
13.12.2021 с 11-00 час. до 18-30 час.;
24.12.2021 с 11-05 час. до 18-45 час.;
16.02.2022 с 10-30 час. до 17-20 час.;
11.03.2022 с 10-45 час. до 18-20 час.;
за пределы ИВС Зверев Д.А. выводился для проведения следственных действий:
29.07.2021с 11-20 час. до 15-55 час.;
13.12.2021 с 13-45час. до 16-15 час.;
24.12.2021 с 13-40 час. до 17-10 час.;
16.02.2022 с 12-30 час. до 16-25 час.;
11.03.2022 с 14-45 час. до 15-50 час.
Исходя из справки начальника ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" ФИО1 от 07.07.2023, Зверев Д.А. содержался в ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" в следующие дни: 29.07.2021 с 10-25 час. до 19-20 час, 13.12.2021 с 11-00 час. до 18-30 час, 24.12.2021 с 11-05 час. до 18-45 час, 16.02.2022 с 10-30 час. до 17-20 час, 11.03.2022 с 10-45 час. до 18-20 час.
Согласно книге покамерного учёта лиц, содержащихся в ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" (вх. N 2978 от 31.12.2020), 29.07.2021 Зверев Д.А. содержался с 3 подозреваемыми и обвиняемыми в камере N 3 (площадь камеры составляет 16, 14м2, камера рассчитана на 4 человека); 13.12.2021 содержался с 2 подозреваемыми и обвиняемыми в камере N 1 (площадь камеры составляет 16, 14м2, камера рассчитана на 4 человека); 24.12.2021 содержался с 3 подозреваемыми и обвиняемыми в камере N 2 (площадь камеры составляет 16, 14м2, камера рассчитана на 4 человека); согласно книге покамерного учёта лиц, содержащихся в ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" (вх. N 3326 от 17.12.2021), 16.02.2022 Зверев Д.А. содержался с 2 подозреваемыми и обвиняемыми в камере N 4 (площадь камеры составляет 16, 14м2, камера рассчитана на 4 человека); 11.03.2022 содержался с 3 подозреваемыми и обвиняемыми в камере N 3 (площадь камеры составляет 16, 14м2, камера рассчитана на 4 человека);
ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" оснащён тремя прогулочными дворами, что подтверждено данными технического паспорта ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское". Согласно распорядку дня ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское", утвержденного начальником ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" полковником полиции ФИО2, утренняя прогулка осуществляется с 07 час. 55 мин. до 09 час. 00 мин. Звереву Д.А. прогулка не предоставлялась по причине того, что данный гражданин помещался в ИВС ОП N 5 после 09-00 час.;
В ИВС каждый день проводится влажная уборка, бактерицидная и кварцевая обработка камер и помещений ИВС. Согласно распорядку дня ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" утвержденного начальником ОП N 5 уборка камер осуществляется с 06 час. 30 мин до 07.55 мин. ежедневно лицами, содержащимися в камере ИВС. От дежурного они получают швабру, ведро, а также различные моющиеся средства. Дополнительно, в течение дня, по просьбе подозреваемых и обвиняемых им выдается уборочный инвентарь;
Согласно требованиям п. 20 СП (Свод Правил) 12-95 "Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России", п.45 приказа МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, оборудование камер электрическими розетками не предусмотрено;
Все камеры ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" оборудованы санитарными узлами. Указанные санитарные узлы не являются отдельным помещением, унитаз расположен в углу камеры, отделен приватной перегородкой с дверью открывающейся наружу высотой 1, 27 м. от пола санитарного узла, что в свою очередь обуславливает отсутствие видимости человека, находящегося за приватной перегородкой, со стороны спального места, умывальника и места для приёма пищи;
Камеры ИВС имеют естественное освещение в соответствии с санитарными нормами, 1x0.7м размеры оконных проемов в камере, 1.7 метра от уровня пола. Окна глухого исполнения. Имеется пять исправных светильников дневного освещения закрытого типа оборудованными энергосберегающими лампами мощностью 100 вт.;
Приточно-вытяжная вентиляция в наличии, исправна, естественный приток воздуха в камеры обеспечивается через альпийскую форточку, которая регулируется подозреваемыми и обвиняемыми;
В каждой камере ИВС имеются два исправных датчика пожарной сигнализации, выведенными на пульт дежурной части отдела полиции, имеется кнопка вызова дежурного, оборудование камер зеркалами не предусмотрено; в целях осуществления надзора может использоваться аудио - и видеотехника. Изображение с видеокамер выведены на мониторы дежурного ИВС и кабинета начальника ИВС и позволяет видеть спецконтингент во всей камере, за исключением приватного места. Приватное место во всех камерах для содержания спецконтингента заретушировано на мониторе. Приватное место расположено за углом от входной двери камеры (справа или слева) через 0, 5 м.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, туалетная бумага, тазы для хозяйственных нужд, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва). Выдача постельных принадлежностей подозреваемым и обвиняемым осуществляется ежедневно согласно распорядку дня; в период с 21-30 час. до 22-00 час. Зверев Д.А. на ночь не оставался, белье не получал; камеры ИВС оборудованы столами, размеры столов 0, 4x0, 8 м. Согласно требований п. 17.3 СП (Свод Правил) 12-95 "Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России", камеры ИВС оборудуются столами из расчета периметра столов по 0, 4 пог. м на человека.
Согласно журналу регистрации предложений, заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" (начат 01.01.2016 окончен 30.12.2022) Зверев Д.А. в период содержания в ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское" жалоб на условия содержания не высказывал.
Исходя их технического плана ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское", в ИВС количество камер 8, площадь каждой камеры 16, 08 кв. м, прогулочных дворов 3, имеется комната для подогрева пищи, кладовая, вентилияция принудительная вытяжная, естественная, имеется огнетушитель, пять радиоточек, на окнах металлические решетки, имеется охранное видеонаблюдение, пожарная сигнализация смонтирована на потолке 62 шт, ИВС принят в эксплуатацию 12.08.2014.
Согласно распорядку дня ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское", утвержденному 01.01.2021 начальником ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское", прогулка предусмотрена с 07-55 час. до 09-00 час.; выдача постельного белья - с 21-30 час. до 22-00 час.
Согласно фотоснимкам камер ИВС NN 1 - 4, представленным в материалы дела с разных углов обзора, камеры оборудованы бочком для воды с краном, место приватности заретушировано, имеется перегородка, высотой 1, 23 м, имеются светильники, на окнах металлические решетки, рядом с окном установлена альпийская форточка, установлены приточные вентиляции, решетка вытяжки, на потолке установлена потолочная пожарная сигнализация, камеры имеют внешне опрятный вид, столы убраны.
24.05.2023 Зверев Д.А. обратился в суд с настоящими административными исковыми заявлениями.
Исходя из письменных возражений представителя МУ МВД России "Красноярское", подтвержденных представленными в дело документами, просит в удовлетворении требований отказать, Звереву Д.А. прогулка в ИВС ОП N 5 Управления не предоставлялась по причине того, что он помещался в ИВС после истечения времени утренней прогулки: 29.07.2021 с 10:25 час.; 13.12.2021 с 11:00 час.: 24.12.2021 с 11:05 час.; 16.02.2022 с 10:30 час.; 11.03.2022 с 10:45 час.; непредставление прогулки не связано с противоправными действиями должностных лиц ИВС, а связано лишь с объективными причинами - соблюдением режима, обеспечивающего соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных УПК РФ. Поддержание санитарного состояния камер, в том числе и санитарного узла, возлагается на подозреваемых и обвиняемых. Согласно п. 141 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования (утв. приказом МВД России от 07.03.2006 N 140 дсп) при отсутствии в ИВС штатных работников, уборка камер, мытьё полов и посуды проводится лицами из числа подозреваемых и обвиняемых, назначенных на сутки дежурными по камерам, под наблюдением дежурного по ИВС и выводного. В ИВС ОП N 5 каждый день проводится влажная уборка, бактерицидная и кварцевая обработка камер и помещений ИВС. Согласно распорядку дня ИВС ОП N 5 Управления уборка камер осуществляется с 06 час. 30 мин. до 07 час. 55 мин. ежедневно лицами, содержащимися в камере ИВС, которые получают от дежурного швабру, ведро, а также различные моющие средства. Дополнительно, по просьбе подозреваемых и обвиняемых, в течение дня им выдаётся уборочный инвентарь. Обеспечение уборочным инвентарём осуществляется в централизованном порядке, отчет по расходованию осуществляется каждое полугодие. Учёт выдачи выдаваемых средств нормативно-правовыми актами не предусмотрен.
Уборочный инвентарь и дезинфекционные средства в данный период времени были в наличии, что подтверждается государственным контрактом N 272 от 14.08.2019. Согласно требованиям п. 20 СП (Свод Правил) 12-95 "Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России", п. 45 приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 оборудование камер электрическими розетками не предусмотрено. В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка, все камеры ИВС ОП N 5 оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности. Указанные санитарные узлы не являются отдельным помещением, унитаз расположен в углу камеры, отделен приватной перегородкой с дверью, открывающейся наружу, высота которой согласно требованиям пункта 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России (СП 12-95) составляет более 1 метра от пола, а именно - 1, 27 метра, что обуславливает отсутствие видимости человека, находящегося за приватной перегородкой, со стороны спального места, умывальника и места для приёма пищи. Для надзора в камерах и коридорах изолятора временного содержания, установлена система видеонаблюдения. В сектор обзора видеокамер не виден санитарный узел, на мониторах зона приватности не просматривается. Учитывая, что использование ИВС ОП N 5 технических средств контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность и режим содержания подозреваемых, обвиняемых и персонала соответствующего учреждения, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, ведение видеонаблюдения не может расцениваться как действие, нарушающее право административного истца Зверева Д.А. на частную жизнь, либо унижающее его человеческое достоинство. В соответствии с п. 45 Правил камеры ИВС оборудованы светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; принудительной вытяжной вентиляцией, что подтверждается техническим паспортом.
Камеры ИВС ОП N 5 имеют естественное освещение в соответствии с санитарными нормами, 1x0, 7м - размеры оконных проемов в камере, 1, 7 м. - от уровня пола. Окна глухого исполнения. Также, в камерах имеется 5 светильников дневного освещения закрытого типа оборудованными энергосберегающими лампами мощностью 100 вт, все исправны. Один светильник ночного освещения закрытого типа, оборудованный энергосберегающей лампой, мощностью 60 вт, исправен. Приточно-вытяжная вентиляция в наличии, полностью исправна, оборудована в соответствии с установленными нормами. Естественный приток воздуха в камеры обеспечивается через альпийскую форточку, которая регулируется самими подозреваемыми и обвиняемыми. В каждой камере имеются 2 датчика пожарной сигнализации, выведенными на пульт дежурной части отдела полиции, исправны. Имеется кнопка вызова дежурного. В соответствии п. 45 Правил внутреннего распорядка, требований п. 17 СП (Свод Правил) 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, оборудование камер зеркалами не предусмотрено. Во исполнение требований закона подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, туалетная бумага, тазы для хозяйственных нужд, а также, по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва). Выдача постельных принадлежностей подозреваемым и обвиняемым осуществляется ежедневно согласно распорядку дня, утвержденному начальником ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское", в период с 21 час. 30 мин. до 22 час. 00 мин. Зверев Д.А. в ИВС ОП N 5 на ночь не оставался, в связи с этим, белье не получал. Камеры ИВС оборудованы столами, размерами 0, 4x0, 8 м.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела доводы административного истца об его содержании в ИВС в периоды времени 29.07.2021, 13.12.2021, 04.12.2021, 16.02.2022 и 11.03.2022 в ненадлежащих, не соответствующих действовавшим в тот момент нормативно-правовым актам условиях. Камеры ИВС оборудованы естественной вентиляцией, искусственным и естественным освещением, имеется кнопка вызова дежурного, установлена пожарная сигнализация, высота приватной перегородки уборной обеспечивает принцип приватности и соответствует размерам, установленным нормативными актами; кроме того, здание ИВС построено в 2014 году, поэтому довод административного истца о нахождении камеры ИВС в несоответствии с требованиями законодательства не подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие прогулок и не выдача постельных принадлежностей обусловлены тем, что Зверев Д.А. не находился в ИВС во временные периоды, отведенные по распорядку дня для прогулок и выдачи постельных принадлежностей. Видеосъемка камер ИВС осуществляется в целях надзора за содержащимися в них лицами, и предусмотрена Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Установление электрических розеток, зеркал в камеры ИВС не предусмотрено, для разогрева воды имеется отдельная комната, бочок с питьевой водой установлен в каждой камере, а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности, согласно п. 48 Правил внутреннего распорядка. Уборка камер ИВС законом возложена на содержащихся в ней лицах, которым подлежит к выдаче уборочный инвентарь. Требования Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не содержат положений относительно обязательного отдельного содержания курящих лиц от некурящих. Замечаний и жалоб от Зверева Д.А. в ИВС ОП N 5 не зарегистрировано. Таким образом, по материалам дела не установлено нарушений прав и законных интересов Зверева Д.А, выразившихся в отсутствии надлежащих условий содержания в ИВС.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции не установлено незаконных действий должностных лиц административных ответчиков в отношении Зверева Д.А. в вышеприведённые периоды его содержания в ИВС ОП N 5 МУ МВД России "Красноярское", а потому отсутствуют правые основания для удовлетворения административных исковых требований и взыскании денежной компенсации, в связи с ненадлежащими условиями содержания.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала.
Выводы судов являются правильными.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статье 9 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа (п. 11 ч. 1 ст. 17).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Согласно ст. 33 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
В соответствии с п. 15 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, (далее - ПВР ИВС) подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой (п. 43).
На основании п. 45 ПВР ИВС камеры ИВС оборудуются, в том числе: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; индивидуальными нарами или кроватями; тазами для гигиенических целей и стирки одежды, бачком для питьевой воды.
Согласно п. 48 ПВР ИВС при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
Пункты 130-132 ПВР ИВС устанавливают правила проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению, в том числе за счет соответственно казны Российской Федерации.
Исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Как правомерно указала апелляционная инстанция, поддерживая позицию суда первой инстанции отсутствие прогулок в ИВС по объективным причинам в силу пункта 134 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, могло быть компенсировано истцу в следственном изоляторе на основании письменного обращения лица о предоставлении дополнительной прогулки в следственном изоляторе установленной продолжительности, чего истцом в установленном порядке сделано не было, поскольку с письменным заявлением о предоставлении прогулок истец согласно его объяснениям, данным в суде апелляционной инстанции, не обращался, связывая это с тем, что принимал участие в судебных заседаниях по уголовным делам, выезжая в суды за пределы следственного изолятора, что свидетельствует о том, что истец в дополнительной прогулке не нуждался.
В нарушение ч. 1 ст. 62 КАС РФ истец не доказал факт нарушения условий содержания в период нахождения в ИВС, не представил доказательств обращения с соответствующими жалобами по вопросам нарушения условий при содержании в ИВС в оспариваемый период, а ответчиком представлены доказательства, опровергающие доводы истца. При этом, нахождение истца в ИВС с целью участия в следственных действиях и с учетом времени их проведения носило непродолжительный характер, что свидетельствует о том, что условия содержания не могли для него носить существенного характера.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что условия содержания в ИВС соответствовали требованиям действующего законодательства.
Вопреки позиции кассатора судами не допущен формальный подход при рассмотрении дела, все обстоятельства по спору получили надлежащую правовую оценку, не истребование судом доказательств не является основанием для отмены правильных по существу судебных актов, поскольку круг доказательств определяет суд, все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора судами правильно установлены и им дана надлежащая правовая оценка, основание не согласится с которой у суда кассационной инстанции отсутствуют, поскольку выводы судов постановлены при правильном применении норм права и согласуются с фактическими обстоятельствами по спору.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 30 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.