Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры Иркутской области, поданное 11 января 2024 г, на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 2 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 июля 2023 г, по административному делу N 2а-729/2023 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю" (далее - ФКУ ИК - 24 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области) об установлении административного надзора в отношении Канарского Михаила Александровича.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, заключение прокурора Афонина А.В, поддержавшего доводы, изложенные в представлении,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК - 24 ОУХД ГУФСИН России по Иркутской области обратилось в Тайшетский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Канарского М.А. сроком на 8 лет и административных ограничений: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания с 22:00 до 06:00; обязательной явки до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за установленные судом пределы территории; запрет пребывания в определенных местах - развлекательных заведениях, барах, ресторанах, клубах и др.; запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Требования мотивированы тем, что Канарский М.А. приговором Канского городского суда Красноярского края от 08.02.2022 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 161 УК РФ, назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы. Срок наказания истекает 08.08.2023 Указано, что Канарским М.А. совершено преступление в период нахождения под административным надзором, установленным решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 14.09.2020 сроком на 3 года.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 02.05.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26.07.2023, административные требования удовлетворены: в отношении Канарского Михаила Александровича, установлен административный надзор на срок 3 года, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; установлены административные ограничения: обязательная явка поднадзорного лица два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за пределы муниципального образования г. Канск Красноярского края.
Срок административного надзора постановлено исчислять после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, возложенных на Канарского М.А. в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ постановлением Тайшетского городского суда Иркутской области от 21.03.2023.
В кассационном представлении прокуратура Иркутской области ставит вопрос об изменении судебных актов, путем исключения указания на исчисление Канарскому М.А. срока административного надзора после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно - досрочным освобождением, возложенных на Канарского М.А. в соответствие с частью 2 статьи 79 УК РФ постановлением Тайшетского городского суда Иркутской области от 21.03.2023.
В обоснование представления указано на нарушение норм материального права при вынесении судебных актов. Настаивают, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Поскольку Канарский М.А. фактически освободился от отбывания наказания условно - досрочно на не отбытый срок - 4 месяца 17 дней - 07.04.2023, указанная дата определяет начало срока погашения его судимости по указанному приговору. Момент окончания срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в данном случае не имеет значения для отсчета срока погашения его судимости, что не учтено судами при вынесении оспариваемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав прокурора, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.04. 2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N 647-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Указанные нормы материального права, а также разъяснения об их применении, не были применены судами при разрешении требований об установлении в отношении Канарского М.А. административного надзора, что повлекло неправильные выводы судов в части определения срока административного надзора и порядка его исчисления.
Из материалов дела следует, что решением Свердловского районного суда г. Красноярска от 14.09.2020 по административному делу N 2-а4775/2020 Канарскому М.А, освободившемуся из мест лишения свободы 24.11.2020, установлен административный надзор на срок погашения судимости - 3 года, который подлежал исчислению с момента постановки на учет в органах внутренних дел. Приговором Канского городского суда Красноярского края от 08.02.2022 Канарский М.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 161 УК РФ, совершенного 19.10.2021, назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы.
Следовательно, преступление совершено Канарским М.А. в период нахождения под административным надзором.
Постановлением Тайшетского городского суда Иркутской области от 21.03.2023 Канарский М.А. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на не отбытый срок - 4 месяца 17 дней, на него возложены обязанности, которые он обязан исполнять в течение оставшейся не отбытой части наказания. Конец срока наказания - 08.08.2023.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для установления административного надзора на срок три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который следует исчислять после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно - досрочным освобождением, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 5, а также пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ.
Нарушение норм материального права, допущенные судом первой инстанции, не были устранены апелляционным судом при рассмотрении апелляционного представления.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание, что кассационное представление не содержит доводов о незаконности судебных актов в иной постановленной части, приходит к выводу, что решение и апелляционное определение подлежат изменению.
При этом, учитывая, что на момент рассмотрения кассационной жалобы срок исполнения обязанностей, связанных с условно - досрочным освобождением истек, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 2 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 26 июля 2023 г, изменить в части, указав, в обжалованной части, следующее:
установить в отношении Канарского Михаила Александровича... административный надзор на срок 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости... Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Административный надзор начинать осуществлять после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 7 марта 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.