Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, поданную 16 января 2024 года, на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 августа 2023 года
по административному делу N 2а-237/2023 по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, администрации Новокулундинского сельсовета Благовещенского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения прокурора Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный прокурор Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, администрации Новокулундинского сельсовета Благовещенского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер по охране водного объекта - реки Кулунда на участке русла, находящегося между земельными участками с кадастровыми N, N по координатам N N в 5 километрах на север от с.
Дмитриевка Благовещенского района Алтайского края, выразившегося в неосуществлении мероприятий по оценке негативного воздействия на водный объект и окружающую среду засорения в виде железобетонных плит, находящихся на указанном участке русла реки Кулунда, определению стоимости и объемов работ по предотвращению указанного засорения и его ликвидации, истощения вод русла реки Кулунда, неосуществлении мероприятий по предотвращению засорения в виде железобетонных плит и истощения вод на указанном участке русла реки Кулунда, ликвидации последствий указанных явлений, извлечению объектов механического засорения; возложении обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу по проведению мероприятий по оценке негативного воздействия на указанный водный объект и окружающую среду засорения в виде железобетонных плит, определению стоимости объемов работ по предотвращению указанного засорения и его ликвидации, истощения вод русла реки Кулунда в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 года N 87, проведению мероприятий по предотвращению, извлечению, ликвидации засорения в виде железобетонных плит, находящихся на указанном участке русла реки Кулунда в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года N 1391 (далее - Правила охраны поверхностных водных объектов), ссылаясь на то, что имеющееся на вышеуказанном участке реки Кулунда засорение в виде монолитных железобетонных плит и их фрагментов, которые находятся в русле реки и на набережной, преграждает естественное течение реки, изменяя русло, создает препятствия для естественной миграции водных биологических ресурсов и промывания дна реки от грязи и ила, а металлические элементы
железобетонных плит, являющиеся составной частью железобетонных конструкций, окисляются, негативно влияя на водную среду, собственник железобетонных плит не установлен, уполномоченный орган на протяжении длительного времени мер к предотвращению, ликвидации засорения и последствий такового не принимает.
Решением Благовещенского районного суда Алтайского края от 22 мая 2023 года, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по непринятию мер по охране водного объекта-реки Кулунда на участке русла, находящихся между земельными участками с кадастровыми N и N, по координатам N N, в 5 километрах на север от с. Дмитриевка Благовещенского района Алтайского края, выраженное: в не осуществлении мероприятий по оценке негативного воздействия на водный объект и окружающую среду засорения железобетонными плитами, определения стоимости и объемов работ по предотвращению засорения и его ликвидации, истощению вод на указанном участке русла реки Кулунда; в неосуществлении мероприятий по предотвращению засорения в виде железобетонных плит и истощения вод на указанном участке русла реки Кулунда, ликвидации последствий, извлечению объектов механического засорения в виде железобетонных плит. На Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края возложена обязанность на участке русла реки Кулунда, находящемуся между земельными участками с кадастровыми N и N по координатам N N, в 5 километрах на север от с.
Дмитриевка Благовещенского района Алтайского края провести мероприятия в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу: по оценке негативного воздействия на водный объект и окружающую среду засорения железобетонными плитами, определения стоимости и объемов работ по предотвращению засорения и его ликвидации, истощению вод на указанном участке русла реки Кулунда; по предотвращению, извлечению, ликвидации засорения в виде железобетонных плит, в соответствии с п.п. "б" п.4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 N1391. В удовлетворении административных исковых требований к Администрации Новокулундинского сельсовета Благовещенского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 августа 2023 года, принят отказ Благовещенского межрайонного прокурора Алтайского края от административного иска в части требований о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, Администрации Новокулундинского сельсовета Благовещенского района Алтайского края, выразившегося в непринятии мер по охране водного объекта реки Кулунда на участке русла, находящемся между земельными участками с кадастровыми N, N по координатам N N в 5 километрах на север от с. Дмитриевка Благовещенского района Алтайского края, выраженного в неосуществлении мероприятий по оценке негативного воздействия на водный объект и окружающую среду засорения в виде железобетонных плит, находящихся на вышеуказанном участке русла реки Кулунда, определении стоимости работ по предотвращению указанного засорения и его ликвидации, истощения вод русла реки Кулунда, возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, Администрации Новокулундинского сельсовета Благовещенского района Алтайского края провести мероприятия по оценке негативного воздействия на водный объект - реку Кулунда на участке русла, находящемся между земельными участками с кадастровыми N, N по координатам N N в 5 километрах на север от с.
Дмитриевка Благовещенского района Алтайского края и окружающую среду засорения в виде железобетонных плит, находящихся на указанном участке русла реки Кулунда, определении стоимости и объемов работ по предотвращению указанного засорения и его ликвидации, истощения вод русла реки Кулунда в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 года N 87, в части признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, выразившегося в неосуществлении мероприятий по предотвращению засорения в виде железобетонных плит и истощения вод на вышеуказанном участке реки Кулунда, ликвидации последствий указанных действий, возложении обязанности осуществить мероприятия по предотвращению засорения в виде железобетонных плит, истощения вод на вышеуказанном участке реки Кулунда, ликвидации последствий указанных явлений. Решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 22 мая 2023 года в указанной части отменено, производство по делу прекращено. Решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 22 мая 2023 года в части установления срока выполнения работ изменено, установлен срок выполнения работ в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского ставит вопрос об отмене решения Благовещенского районного суда Алтайского края от 22 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 августа 2023 года с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на допущенные судом первой инстанции нарушения в части надлежащего извещения о назначенных судебных заседаниях, что не позволило ответчику своевременно подготовить возражения на уточненное исковое заявление. Полагает, что прокурором не приведено достоверных фактов бездействия административных ответчиков, не установлено какое негативное воздействие оказывает нахождение в водном объекте р. Кулунда монолитных бетонных плит, что данная ситуация причинила или может причинить вред окружающей среде. Поскольку монолитные бетонные конструкции нельзя отнести к отходам производства и потребления, произвести расчет вреда водному объекту по Методике, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N87 не представляется возможным, в связи с чем Министерство не сможет заявить мероприятие для получение средств из федерального бюджета на уборку бетонных плит в русле р. Кулунда. Кроме того, считаtт, что данные конструкции могут иметь собственника, поиск которых не осуществлялся. Полагает, что решение суда содержит правовую неопределенность, поскольку неясно, необходимо ли ликвидировать железобетонные плиты в том случае, если они не несут вредного воздействия на окружающую среду, в частности на водный объект, кроме того, не установлены сроки выполнения мероприятий с учетом периода паводка.
На кассационную жалобу представлены возражения Прокуратуры Алтайского края.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что река Кулунда полностью протекает по территории Алтайского края.
Согласно пункту 1.1. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 5 декабря 2016 года N 152 (далее- Положение), Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, водных, лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Минприроды Алтайского края реализует на территории Алтайского края полномочия в области водных отношений, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, за счет субвенций из федерального бюджета в том числе осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Алтайского края; осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Алтайского края (подпункт б пункта 2.1.1 Положения).
Из материалов дела, включая акт проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны водных ресурсов от 3 августа 2022 года, фототаблицу, акт обследования от 23 августа 2023 года, составленный комиссией в составе заместителя начальника отдела водных ресурсов Минприроды Алтайского края, главного специалиста отдела водных ресурсов Минприроды Алтайского края, главного специалиста КГБУ "Алтайприрода", следует, что на участке водного объекта реки Кулунда, находящемся между границами земельных участков с кадастровыми N и N с координатами N N имеется засорение в виде железобетонных плит, образовавшееся вследствие разрушения объекта.
12 сентября 2022 года Благовещенским межрайонным прокурором внесено представление Минприроды Алтайского края об устранении нарушений водного законодательства с указанием на непринятие на протяжении более 10 лет мер к очистке реки Кулунда от бетонных плит, преграждающих русло.
20 октября 2022 года Минприроды Алтайского края дан ответ о том, что факт засорения бетонными плитами водного объекта на названном участке подтвердился, решаются вопросы по ликвидации образовавшегося засорения с целью сохранения водного объекта, направлено письмо о разъяснении возможности проведения необходимых работ за счет субвенций из федерального бюджета.
Выявленные бетонные плиты и их фрагменты с очевидностью являются объектами механического засорения, извлечение которых прямо отнесено пунктом 4 Правил к мероприятиям по охране поверхностных водных объектов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования о признания незаконным бездействия административного ответчика в части не принятия мер к устранению засорения посредством извлечения железобетонных плит и их фрагментов, руководствовался положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, пункта 17 статьи 1, части 2 статьи 2, пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 2 части 2 статьи 5, части 1 статьи 7.1, части 1 и 2 статьи 8, пункта 1 статьи 24, пункта 2 части 1, части 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года N 1391, пункта 16 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года N 87 (далее - Методика исчисления размера вреда), Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 629, Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный приказом Минприроды России от 22 октября 2020 года N 846, пришел к выводам о том, что река Кулунда находится к федеральной собственности в пределах Алтайского края, а потому Минприроды Алтайского края реализует полномочия в отношении данного водного объекта в области водных отношений, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, факты засорения реки железобетонными плитами и их фрагментами, расположенными в русле и на набережной части, длительного бездействия по непринятию мер к ликвидации такового, извлечению
данных плит нашли подтверждение, указанным бездействием нарушено право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого по делу судебного акта, согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований в данной части, уточнил срок исполнения возложенной обязанности.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы.
Доводы административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются.
Согласно содержанию статей 3 и 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу части 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением таких водных объектов как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
По смыслу части 1 статьи 7.1 и статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с этим Кодексом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу требований части 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно подпункту "б" пункта 3 постановления Правительства РФ от 10.09.2020 N 1391 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" (далее - Правила охраны поверхностных водных объектов) мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и поверхностных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением поверхностных водных объектов, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 3.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил охраны поверхностных водных объектов мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения.
Учитывая вышеизложенные нормы права, установленные по делу обстоятельства, в том числе факт засорения бетонными плитами на спорном участке водного объекта, выводы судов о наличии основания для признания незаконным бездействия Минприроды Алтайского края в части непринятия мер к устранению засорения посредством извлечения железобетонных плит и их фрагментов являются обоснованными.
Доводы кассатора в части не подтверждения как факта бездействия административного ответчика, так и наличия возможного вреда водному объекту, невозможности применения Методики исчисления размера вреда для расчета вреда водному объекту, неустановления собственника объекта были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что выявленные бетонные плиты и их фрагменты с очевидностью являются объектами механического засорения, извлечение которых прямо отнесено пунктом 4 Правил к мероприятиям по охране поверхностных водных объектов, а ссылки минприроды Алтайского края на то, что не установлен собственник бетонных плит и их фрагментов, отклонены в связи с тем, что таковые не отвечают признакам объекта недвижимости, представляют из себя лишь фрагменты строительных конструкций, более того, засоряющие водный объект, находящийся в федеральной собственности, проведение охранных мероприятий в отношении которого отнесено к ведению Минприроды Алтайского края. При этом при необходимости предъявления к виновным лицам требований о возмещении вреда, причинного окружающей среде, ответчик не лишен возможности расчета такового и обращения в суд в установленном порядке.
Вопреки доводам жалобы, установленные судом нарушения, допущенные административным ответчиком в сфере охраны водных объектов, влекут угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, причинение ущерба водному объекту, свидетельствуют о бездействии административного ответчика, которое подлежит пресечению путем возложения обязанности по организации соответствующих мероприятий, следовательно, административный иск удовлетворен правомерно, постановленное по делу решение суда является исполнимым, правовая неопределенность в признании незаконного бездействия в части не принятия мер к устранению засорения посредством извлечения железобетонных плит и их фрагментов отсутствует.
Доводы жалобы о невозможности исполнить возложенных судом обязанностей в указанный судом срок с учетом периода паводка, не влекут отмену законных судебных актов, поскольку при наличии оснований административный ответчик не лишен предусмотренного части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации права на обращение с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда.
Доводы административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе, в части допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушений также не нашли своего подтверждения материалами дела.
Как следует из материалов дела, копия уточненного административного искового заявления была направлена 3 мая 2023 года на адрес электронной почты Минприроды Алтайского края, указанный в отзыве на иск, поступившем 28 апреля 2023 года; судебная повестка о перерыве в судебном заседании до 10 часов 22 мая 2023 года была получена кассатором 16 мая 2023 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (ШПИ N при этом информация об объявленном перерыве размещена 10 мая 2023 года.
Иные доводы жалобы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 29 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.