Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Романенко Юрия Викторовича, поданную 28 августа 2023 г, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), поданную 11 сентября 2023 г, на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 8 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 8 июня 2023 г, по административному делу N 2а-322/2023 по административному исковому заявлению Романенко Юрия Викторовича о признании нарушающими условия содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю, присуждении компенсации связанной с ненадлежащими условиями содержания в размере 100 000 рублей, устранении допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения Романенко Ю.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК -6 УФСИН России по Хабаровскому краю Шадриной О.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Романенко Ю.В. обратился в Тулунский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением о признании условий содержания в ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю, связанных с организацией питания ненадлежащими, о возложении обязанности устранить допущенные нарушение его прав в связи с надлежащей организации питания, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 руб.
В обоснование требований указано, что в нарушение его прав в ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю не обеспечено надлежащее питание, а именно: с марта 2022 года выдают однообразную пищу, отсутствуют свежие овощи; с 10.10.2022 выдают чай без сахара, замена на другие продукты питания не производится; с декабря 2022 года выдают только чай, вместо положенных киселя или компота из сухофруктов.
Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 08.02.2023, действия ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю в части ненадлежащей организации питания, признаны нарушающими условия содержания осужденного Романенко Ю.В.; на ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить нарушение прав Романенко Ю.В. в части надлежащей организации питания; с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Романенко Ю.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в части ненадлежащей организации питания в размере 4 000 рублей. В удовлетворении заявленных требований Романенко Ю.В. в большем размере - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 08.06.2023, решение Тулунского городского суда Иркутской области от 08.02.2023 отменено в части возложения на ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности устранить нарушение прав Романенко Ю.В. в части надлежащей организации питания, в отмененной части, принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Романенко Ю.В. отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Романенко Ю.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении материалов дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.
В обоснование жалобы указывает на несоответствие резолютивной части решения, положениям КАС РФ: отсутствует указание о распределении судебных расходов, указание на срок и порядок исполнения, банковские реквизиты. Размер взысканной компенсации полагает несправедливым. Указывает, что выводы суда апелляционной инстанции, привели к том, что в настоящее время, помимо свежих овощей, перестали выдавать квашенную капусту, что привело к нарушению его прав, в том числе норм, установленных международными договорами.
В кассационной жалобе ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России ставят вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывают на незаконность, необоснованность судебных актов, неверное установление судом обстоятельств по делу, имеющих значение для его разрешения. Настаивают, что должностными лицами ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю не допущено нарушений в процессе приготовления и выдачи пищи осужденным, хранении продуктов. Проводится ежедневный, плановый и внеплановый контроль за качеством пищи, которая отвечает санитарным, органолептическим, рецептурным и вкусовым требованиям. Кроме того, настаивают, что не подлежали удовлетворению требования о взыскании компенсации при недоказанности факта нарушения условий содержания, вместе с тем, размер взысканной компенсации, полагают, несоответствующим принципам разумности и справедливости, при отсутствии наступления, для административного истца, негативных последствий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
В соответствии со статьями 2 и 18, частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
Согласно пункту 42 Порядка, разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения. В учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня. На завтрак и ужин готовятся по одному второму блюду и чай, на обед - первое, второе блюда и компот из сухофруктов (или кисель). По дням недели в течение месяца предусматривается к выдаче компот из сухофруктов или кисель в равных соотношениях (через день).
В соответствии с пунктом 44 Порядка завтрак состоит из крупяного (овощного) гарнира или молочной каши, хлеба, сахара и чая.
Пунктом 45 Порядка установлено, что на обед предусматривается основная часть продуктов нормы питания: планируются первое и второе блюда, овощи к основному гарниру второго обеденного блюда (холодная закуска), хлеб, компот или кисель.
Ужин рекомендуется планировать из рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, хлеба, сахара и чая, что установлено пунктом 46 Порядка.
Пунктами 49, 50 Порядка установлено, что раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой. Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения УИС, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником ОИХО учреждения УИС, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения УИС.
Изменения, вносимые в утвержденную раскладку продуктов, производятся только с разрешения начальника учреждения УИС, в следующих случаях: при выходе из строя технологического оборудования продовольственной службы, находящегося в столовой (пищеблоке) учреждения УИС; в случаях аварийных ситуаций, в результате чего были отключены электроэнергия, газ, подача пара и другие причины, влияющие на работу технологического оборудования в столовой (пищеблоке) учреждения УИС; в других исключительных случаях по рапорту должностного лица, ответственного за организацию питания в учреждении УИС.
Согласно пункту 53 Порядка в раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не могут повторяться более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов, например, суп пшенный и каша пшенная в качестве гарнира ко второму блюду на один и тот же прием пищи не планируются. Крупяные гарниры чередуются с овощными.
Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы", согласно которому осужденным к лишению свободы, содержащимся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время утверждена минимальная норма питания для осужденных мужчин, согласно которой, помимо иных продуктов, осужденным положены в сутки: крупа разная - 100г, макаронные изделия - 30г, мясо - 90г, мясо птицы - 30г, рыба - 100г, молоко коровье - 100г, сахар - 30г, чай - 1г, картофель 550г, овощи - 250г, кисели 25г, или фрукты сушенные 10г.
Приказом Минюста России от 17.09.2018 N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" предусмотрена замена продуктов, в том числе: картофеля, овощей свежих и соленых - картофелем натуральным - полуфабрикатом консервированным (включая заливку), луком репчатым, луком репчатым консервированным (включая заливку), овощами сублимированной сушки, луком репчатым сушеным или сублимационной сушки, луком зеленым (перо), чесноком свежим или консервированным (включая заливку), морской капустой, соусами томатными деликатесными, острокислыми; рыбы (в охлажденном, мороженном, соленом виде) потрошенной без головы - сельдью соленой и копченой с головой, рыбой всех видов и семейств с головой, независимо от состояния разделки, консервами рыбными, консервами овощными закусочными, кетой, горбушей соленой с головой, или без головы, фаршем рыбным натуральным, полуфабрикатами кулинарными рыбными замороженными (котлеты, биточки, палочки); молока питьевого-молоком цельным сухим, сухой простоквашей и кисломолочными продуктами сублимационной сушки, молоком цельным сгущенным с сахаром, молоком сгущенным стерилизованным без сахара, кофе натуральным или какао со сгущенным молоком и сахаром, кисломолочными продуктами, сливками, сметаной сухой, творогом, маслом коровьим, маслом коровьим топленным, сыром твердым, сыром плавленным, яйцами куриными, сливками сгущенными с сахаром, брынзой, рыбой потрошенной без головы; киселя сухого витаминизированного - концентратом киселя на плодовых и ягодных экстрактах; фруктов сушенных - сахаром и чаем.
В соответствии с пунктом 70 Порядка замена продуктов осуществляется по рапорту начальнику учреждения УИС.
Судами установлено, что Романенко Ю.В. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В период с марта 2022 г. по декабрь 2022 г. в рационе питания периодически отсутствовал сахар, выдавался только чай без сахара, компот и или киселя не выдавались. С декабря 2022 г. каждый день на ужин выдавался запеченный минтай без соуса.
Кроме того, из представленной раскладки продуктов питания, вкладываемых в котел на одного человека в сутки по норме N 1 (осужденные) за периоды с 14.03.2022 по 19.06.2022 и с 03.10.2022 по 01.01.2023, судом установлено наличие нарушений порядка питания осужденных, а именно: отсутствия киселя или компота на обед в периоды: с 14.03.2022 по 17.03.2022, с 19.03.2022 по 24.03.2022, с 26.03.2022 по 31.03.2022, с 02.04.2022 по 03.04.2022, 07.04.2022, с 16.05.2022 по 03.10.2022, с 26.12.2022 по 27.12.2022; а также выдача чая без сахара на завтрак и ужин в периоды: с 09.05.2022 по 15.05.2022, с 30.05.2022 по 05.06.2022, с 13.05.2022 по 30.10.2022.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными выше нормами материального права, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, признания незаконными действий ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю и возложения обязанности устранить нарушение прав, поскольку факт нарушений условий содержания, связанных с ненадлежащей организацией питания административного истца, нашел частичное подтверждение. С учетом характера допущенных нарушений, их продолжительности, принципов разумности и справедливости, в пользу Романенко Ю.В. взыскана компенсация в размере 4 000 руб.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, проверяя законность решения, выводы суда о наличии оснований для удовлетворения требований о возложении на ФКУ ИК - 6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю обязанности устранить нарушение прав Романенко Ю.В. признала ошибочными, поскольку фактически на административного ответчика возложена обязанность бессрочно соблюдать требования законодательства, что не соответствует принципу исполнимости судебного решения, поскольку нормами уголовно-исполнительного законодательства не предусмотрена в случае нарушений надлежащей организации питания, выдача осужденным ранее не представленных продуктов питания, указано также, что наличие нарушений в части организации питания за другие периоды времени не соотносятся с предметом и основанием заявленных требований. В остальной части выводы районного суда признаны обоснованными.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в судебных актах, содержащих указание на соответствующие правовые нормы. Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, основаны на материалах дела. Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм права не свидетельствуют, основаны на их неправильном толковании.
Доводы кассационной жалобы Романенко Ю.В, а также доводы кассационной жалобы административных ответчиков о том, что размер взысканной компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости, а равно доводы об отсутствии оснований для ее присуждения, не могут повлечь отмену или изменение судебных актов, поскольку при определении размера компенсации судами учтен характер допущенных нарушений, дана оценка длительности имевших места нарушений, принято во внимание также отсутствие значительных последствий в результате допущенного нарушения. Каких - либо обстоятельств, которые могли бы являться основанием для изменения размера компенсации, которые не являлись предметом оценки в судах первой и апелляционной инстанций, заявителями жалоб не приведено.
Судебные акты, вопреки доводам кассационной жалобы Романенко Ю.В. соответствуют требованиям процессуального закона к их содержанию. Заявлений о возмещении понесенных по делу судебных расходов, материалы дела не содержат. Кроме того, в силу требований статей 111, 114.1 КАС РФ заявление о распределении по делу судебных расходов может быть подано в суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции. Нарушений требований процессуального закона к содержанию судебных актов, которые могут повлечь их отмену, судами не допущено. Доводы о возникновении неблагоприятных последствий вследствие принятия обжалуемых судебных актов, связанных с ухудшением условий содержания, являются необъективными и надуманными.
Доводов о нарушении норм процессуального права, влекущих безусловные основания для отмены судебных актов, кассационные жалобы не содержат, судебной коллегией кассационного суда таких обстоятельств не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационных жалобах, кассационная жалоба Романенко Ю.В, кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК -6 УФСИН России по Хабаровскому краю удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Тулунского городского суда Иркутской области от 8 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 8 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 марта 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.