Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Геращенко Владимира Сергеевича, поданную 19 января 2024 г, на решение Октябрьского районного суда города Томска от 3 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 15 декабря 2023 г, по административному делу N 2а-4141/2023 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 1 Управления Федеральной службы исправления наказаний по Томской области" (далее ФКУ ЛИУ - 1 УФСИН России по Томской области) об установлении административного надзора в отношении Геращенко Владимира Сергеевича.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ЛИУ - 1 УФСИН России по Томской области обратилось в Октябрьский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением об установлении в отношении Геращенко В.С. административного надзора на срок погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением данного срока со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, и административных ограничений в виде: запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания в ночное время с 23.00 до 06.00 часов без предварительного разрешения органа внутренних дел, если отсутствие не связано с официальной трудовой деятельностью; запрещения выезда за пределы муниципального образования по избранному месту жительства, без предварительного разрешения органа внутренних дел, если выезд не связан с официальной трудовой деятельностью; обязательной явки четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства, или пребывания для регистрации.
В обоснование требований указано, что освобождаемый из мест лишения свободы Геращенко В.С. осужден приговором Октябрьского районного суда г. Томска от 16.03.2015 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда от 30.04.2015) по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы. Геращенко В.С. признан злостным нарушителем порядка отбывания наказания, в связи с чем, в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" за ним должен быть установлен административный надзор с возложением н административных ограничений.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 03.11.2023, в отношении Геращенко В.С, установлен административный надзор сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Октябрьского районного суда г. Томска от 16.03.2015 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда от 30.04.2015); срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки Геращенко В.С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения; на весь срок административного надзора установлены административные ограничения в виде: запрета посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания либо фактического нахождения в ночное время, а именно с 23:00 до 06:00; запрета выезда за пределы муниципального образования "Город Томск"; обязанности являться два раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения для регистрации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 15.12.2023, решение Октябрьского районного суда г. Томска от 03.11.2023 изменено, постановлено: исключить из резолютивной части абзац 5, устанавливающий административное ограничение в виде запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в этих мероприятиях; абзацы 6, 7, 8, 9 резолютивной части решения считать абзацами 5, 6, 7, 8, соответственно; изложить абзац 7 резолютивной части решения в следующей редакции "обязанности являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения для регистрации"; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Геращенко В.С. ставит вопрос об изменении судебных актов путем снижения срока административного надзора и исключения административных ограничений.
В обоснование жалобы указывает, что ранее он не судим, не имеет рецидива, впервые является поднадзорным лицом, полагает, срок административного надзора следовало установить на один год. Считает установленные административные ограничение в виде запрета на выезд за пределы города, и ночные ограничения строгими, лишающими его права на трудоустройство, в том числе в ночное время. Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, настаивает на наличии права свободного передвижения и проживания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Томской области, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64- ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлено, что в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 данного Федерального закона, на срок от одного до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 названного Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 указанного Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 названного Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5).
В соответствии со статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, преступление, ответственность за которое установлено частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории особо тяжких преступлений.
В соответствии с пунктом "д" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут быть установлены ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах (пункт 1); запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях (пункт 2); запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории (пункт 4); обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (пункт 5).
Судами установлено и следует из материалов дела, приговором Октябрьского районного суда г. Томска от 16.03.2015 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Томского областного суда от 30.04.2015) Геращенко В.С. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации назначено наказание в виде 9 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Асиновского городского суда Томской области от 09.12.2019 не отбытая часть наказания заменена принудительными работами.
В связи с признанием Геращенко В.С. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, постановлением Кировского районного суда г. Томска от 14.01.2021, вступившим в законную силу 16.02.2021, не отбытая часть наказания в виде принудительных работ заменена лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ на срок 2 года 11 месяцев 28 дней с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима с исчислением срока наказания с 14.01.2021.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание, тяжесть и характер совершенного Геращенко В.С. преступления, относящегося к категории особо тяжких, данные о личности осужденного, о его поведении в период отбывания наказания, признание злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, пришел к выводу наличии оснований для установления административного надзора и административных ограничений.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции, в целом соглашаясь с выводами суда о наличии оснований для установления в отношении Геращенко В.С. административного надзора, пришла к выводу о наличии оснований для изменения решения районного суда в части установления административных ограничений, поскольку выводы суда об установлении административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях и возложении обязанности на Геращенко В.С. к явке для регистрации именно в районный орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, указав на немотивированность выводов суда в данной части и их соответствие требованиям закона.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Обстоятельства, имеющие значение для установления срока административного надзора и административных ограничений, установлены судами правильно. Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, послужившим основанием для установления административного надзора, нормам Федерального закона N 64-ФЗ, а также разъяснениям об их применении, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Нарушений требований процессуального закона при оценке и исследовании доказательств судами не допущено. Доводы заявителя о недоказанности и недостоверности доказательств, представленных административным ответчиком, в том числе характеризующих административного ответчика, носят характер субъективной оценки, выводов судов не опровергают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Геращенко В.С. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда города Томска от 3 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 15 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 марта 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.