Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьянова Т.Г., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Деревягина Андрея Петровича, поданную 30 января 2024 года, на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 28 июля 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 20 сентября 2023 года
по административному делу N 2а-2603/2023 по административному исковому заявлению Деревягина Андрея Петровича к ФКУ "Военный комиссариат Омской области", военному комиссариату Ленинского и Октябрьского АО г. Омска Омской области, военному комиссару Ленинского и Октябрьского АО г. Омска Омской области Меренкову Михаилу Викторовичу о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Деревягин А.П. (далее - административный истец) обратился в Октябрьский районный суд города Омска с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными действий военного комиссара Ленинского и Октябрьского АО г. Омска от 21.06.2023, выразившихся в ненадлежащем проведении медицинского освидетельствования административного истца, и действий военного комиссара Ленинского и Октябрьского АО г. Омска от 21.06.2023, которые выразились в выдаче повестки на 01.07.2023 для прохождения военных сборов.
Административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, в отсутствие административного истца и представителей административного ответчика, заинтересованных лиц.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 28 июля 2023 года (далее - суд первой инстанции) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судьи судебной коллеги по административным делам Омского областного суда от 20 сентября 2023 года (далее - суд апелляционной инстанции) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Деревягин А.П. (далее - кассатор) просит судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассатор выражает несогласие с выводами суда об обязательности диагностических исследований только в целях уточнения диагноза заболевания, поскольку согласно п. 76 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565, такое исследование проводится до медицинского освидетельствования, ссылаясь на то, что установленный порядок оспариваемого действия не соблюден, что нарушает право административного истца на полноценную и объективную оценку состояния здоровья.
Кассатор настаивает, что выводы судов обстоятельствам дела не соответствуют, настаивая, что повестка на 01.07.2023 выдана на прохождение, а не на уточнение данных воинского учёта или медицинского освидетельствования. Однако в отсутствие решения (приказа) о призыве на военные сборы данная повестка не может быть выдана.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания.
Изучив административное дело, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" кассационные жалоба, представление на судебный акт по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Деревягин А.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Ленинского и Октябрьского административных округов г. Омск Омской области.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10.05.2023 N 333 "О проведении военных сборов в РФ в 2023 году" с 1 июля по 14 августа 2023 года на базе 242 учебного центра ВДВ (г. Омск, п. Светлый) проводятся учебные сборы граждан, пребывающих в запасе.
19.06.2023 Деревягину А.П. вручена повестка о необходимости явиться в военный комиссариат Ленинского и Октябрьского АО г. Омска Омской области 21.06.2023 к 09.00 час. для прохождения медицинской комиссии (л.д. 40).
Согласно карте медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, 21.06.2023 Деревягин А.П. прошел освидетельствование у врачей: хирурга, терапевта, невролога, психиатра, офтальмолога, оториноларинголога, стоматолога, дерматолога. Документы, свидетельствующие о наличии заболеваний, препятствующих прохождению учебных сборов, Деревягин А.П. врачам не представил, вследствие чего была установлена категория годности "А" - годен к военной службе, диагноз " "данные изъяты"" (л.д. 63-64).
В этот же день Деревягину А.П. вручена повестка о необходимости явиться в военный комиссариат Ленинского и Октябрьского АО г. Омск Омской области 01.07.2023 к 09.00 час. для прохождения сборов с приписным составом (л.д. 40).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, учитывая отсутствие у Деревягина А.П. документов, свидетельствующих о наличии заболевания, препятствующего прохождению учебных сборов, отсутствие факта установления такого заболевания при прохождении медицинского освидетельствования врачами-специалистами, пришел к выводу о надлежащем проведении медицинского освидетельствования административного истца и законности действий административного ответчика по факту выдачи повестки о явке в военный комиссариат на 01.07.2023 для прохождения сборов с приписным составом.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, установив, что административный истец 21.06.2023 был вызван повесткой в военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии, по результатам проведения которой Деревягину А.П. поставлен диагноз " "данные изъяты"", категория годности "А" - годен к военной службе, перечень специалистов, проводивших освидетельствование административного истца соответствует установленным Положениям о военно-врачебной экспертизе, оснований для уточнения диагноза заболеваний у врачебной комиссии не имелось, административному истцу в этот же день была выдана повестка о необходимости явиться 01.07.2023 к 09.00 час. в военный комиссариат для прохождения сборов с приписным составом, пришел к выводу об отсутствии нарушений со стороны административных ответчиков прав и законных интересов административного истца. Действия призывной комиссии совершены в пределах компетенции в соответствии с установленным законом порядком, основаны на надлежащей оценке медицинских сведений о состоянии здоровья административного истца, действия административных ответчиков в полной мере отвечают требованиям закона.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ), как следует из его преамбулы, регулируются отношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также регламентируется поступление на военную службу и прохождение военной службы в Российской Федерации иностранными гражданами.
В соответствии ч. 1 ст. 54 Федерального закона N 53-ФЗ для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.
В ст. 56 Федерального закона N 53-ФЗ установлено, что порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о прохождении военных сборов.
Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333).
Согласно п. 4 названных Положений военные сборы подразделяются, в том числе на учебные сборы в составе воинских частей (подразделений) на штатных воинских должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время (учебные сборы приписного состава).
Как следует из абз. 3 п. 5 Положений о проведении военных сборов, началом военных сборов считается: для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), - день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части; для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), - день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.
На военные комиссариаты возлагаются следующие функции: отбор граждан для призыва на учебные сборы во взаимодействии с комплектуемыми воинскими частями; организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на учебные сборы; оповещение и призыв граждан на военные сборы; организация перевозки граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов и обратно; компенсация расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов (п. 8 Положений о проведении военных сборов).
Названным Положением установлено, что призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации (п. 9). Отбор граждан для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования (п. 10). Граждане при призыве на военные сборы проходят медицинское освидетельствование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 11). Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара (п. 12).
Согласно ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, в том числе, при призыве на военные сборы, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи- специалисты.
Обследование и освидетельствование граждан, поступающих на военную службу, осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565.
В соответствии с п. 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе, в том числе граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению N 1 "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации".
Указанные требования включают Расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.
Организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию (п. 13 названного Положения).
Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (п. 69 названного Положения).
Согласно п. 70 Положения о военно-врачебной экспертизе, граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Обследование граждан, в том числе, призываемых на военные сборы по линии Вооруженных Сил, осуществляется медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения. До начала освидетельствования указанные граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюрограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое (п. 76 Положения).
Согласно п. 77 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан при призыве на военные сборы по линии Вооруженных Сил в целях определения категории годности к военной службе и иных целях, предусмотренных абзацем третьим п. 78 настоящего Положения проводят врачи-специалисты, включенные в состав военно-врачебной комиссии: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач- психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
Исходя из системного применения п. 10 Положения о проведении военных сборов, пунктов 76, 77 Положения о военно-врачебной экспертизе обследование граждан в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения с обязательным прохождением указанных обязательных диагностических исследований производится для случаев уточнения диагноза заболевания.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Суды, установив, что перечень специалистов, проводивших освидетельствование административного истца, соответствует установленным Положениям о военно-врачебной экспертизе, пришли к правомерному выводу об отсутствии у врачебной комиссии оснований для уточнения диагноза заболеваний, по результатам прохождения медицинской комиссии Деревягину А.П. поставлен диагноз " "данные изъяты"", категория годности "А" - годен к военной службе, что послужило основанием для выдачи административным ответчиком Деревягину А.П. повестки о необходимости явиться 01.07.2023 к 09.00 часам в военный комиссариат Ленинского и Октябрьского АО г. Омска для прохождения военных сборов.
Вопреки доводам кассатора о неправомерности действий военного комиссариата Ленинского и Октябрьского административных округов города Омска от 21.06.2023 в выдаче повестки на 01.07.2023 для прохождения военных сборов, нарушения норм права, регулирующих спорные правоотношения по реализации призыва граждан на военные сборы, административными ответчиками не допущено.
Доводы кассационной жалобы о незаконности действий, являются несостоятельными и не могут являться основанием для отмены судебных актов, были предметом судебной проверки суда апелляционной инстанции, который правомерно указал, что действия административного ответчика по призыву на военные сборы совершены в пределах его компетенции в соответствии с установленным законом порядком, основаны на надлежащей оценке медицинских сведений о состоянии здоровья административного истца, действия административных ответчиков в полной мере отвечают требованиям закона.
Вопреки доводам кассатора пунктом 76 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрены обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюрограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое. Судами правомерно указано, что другие исследования проводятся с целью уточнения диагноза заболевания, вместе с тем, такие основания для уточнения диагноза отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что на административного ответчика возложена обязанность доказывания законности оспариваемых действий, но вместе с тем, административному истцу необходимо указать каким нормативным актам противоречат оспариваемые действия, а также подтвердить сведения, что оспариваемыми действиями были нарушены его права, свободы, законные интересы. С целью подтверждения действительности нарушенных прав или возможность наступления угрозы нарушения прав и законных интересов административного истца, а также наступление негативных последний, в рамках настоящего административного дела Деревягину А.П. надлежало предоставить доказательства, подтверждающие факт наличия заболеваний, препятствующих направлению последнего на военные сборы.
Разрешая спор, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы судебных инстанций, изложенная в ней позиция аналогична доводам, которые были предметом правильной правовой оценки судов и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Вопреки доводам кассатора судебные акты требованиям, предъявляемым к судебным актам процессуальным законодательством соответствуют, выводы судов являются мотивированными, постановленными на основе исследования совокупности доказательств по делу, несогласие кассатора с выводами судов не свидетельствует о несоответствии судебных актов, предъявляемым требованиям.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от 28 июля 2023 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Т.Г. Лукьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.