Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Конаревой И.А, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ангарского городского округа, поданную 29 января 2024 г, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 сентября 2023 г, по административному делу N 2а-301/2023 по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, к администрации Ангарского городского округа (далее также Администрация) о признании незаконным бездействия по разработке проекта рекультивации земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя администрации Ангарского городского округа Весельской И.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Самойлова А.А, настаивавшего на доводах, изложенных в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
Ангарский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Ангарский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением, уточнив требования, о признании незаконным бездействия администрации Ангарского городского округа, выразившееся в отсутствии обеспечения проведения работ по разработке и утверждению проекта рекультивации, проведение работ по рекультивации земельного участка, в следующих границах координат:
N
N
N
N
о возложении обязанности на администрацию Ангарского городского округа обеспечить разработку и утверждение проекта рекультивации (в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу); обеспечить проведение работ по рекультивации земельного участка (в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) земельного участка, в границах координат:
N
N
N
N
В обоснование требований указано, что прокуратурой выявлено бездействие Администрации по рекультивации карьеров, на которых неустановленными лицами осуществляется незаконная добыча песчано-гравийной смеси. Карьеры расположены на земельном участке площадью 16 254 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, на территории Ангарского городского округа у СНТ "Этилен" Ангарского городского округа в границах указанных координат.
Согласно сведениям Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, земельные участки, на которых расположены карьеры, требуют проведения рекультивации. Поскольку органом местного самоуправления земельный участок каким-либо юридическим лицам или гражданам не предоставлялся, а лица, деятельность которых привела к деградации земель, не установлены, то обязанность по рекультивации земель и утверждению проекта рекультивации возложена на администрацию Ангарского городского округа.
Межрайонной природоохранной прокуратурой 30.10.2020, 04.07.2022 мэру Ангарского городского округа были внесены представления в связи с непринятием мер по рекультивации земельных участков, однако фактически рекультивация нарушенных земель до настоящего времени не проведена. Доводы представления от 04.07.2022 отклонены с указанием на отсутствие обязанности по рекультивации земель и разработке соответствующего проекта.
Деятельность по незаконному недропользованию осуществляется с 2016 года, при этом каких-либо мер по рекультивации земель органом местного самоуправления, в том числе после внесения представления межрайонным природоохранным прокурором, не принято. Указанные факты свидетельствуют о длительном бездействии администрации по решению вопросов местного значения.
Наличие некультивированных карьеров на территории Ангарского городского округа создает условия для незаконной добычи песчано-гравийной смеси, и, как следствие, влечет за собой причинение ущерба Российской Федерации, как собственнику недр, влечет за собой нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду вследствие причинения вреда землям и почвам, в том числе проживающих в СНТ "Этилен" Ангарского городского округа. Кроме того, наличие неликвидированных карьеров вблизи населенного пункта создает угрозу жизни и здоровью его жителей, а их незаконная разработка может повлечь за собой повреждение муниципальной автодороги, прилегающей к неразграниченному земельному участку, и линий электропередачи вдоль него.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 30.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20.09.2023, административные требования удовлетворены, признано незаконными бездействия администрации Ангарского городского округа, выраженное в не разработке (утверждении) проекта рекультивации, в необеспечении проведения работ по рекультивации земельного участка площадью 16 254 кв.м, расположенного смежно с северной стороны земельного участка с кадастровым номером N; на администрацию Ангарского городского округа возложена обязанность в течении 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать проект рекультивации земельного участка площадью 16 254 кв.м, расположенного смежно с северной стороны земельного участка с кадастровым номером N в срок, установленный проектом рекультивации произвести рекультивацию земельного участка площадью 16 254 кв.м, расположенного смежно с северной стороны земельного участка с кадастровым номером N границах координат:
N
N
N
N
В кассационной жалобе администрация Ангарского городского округа ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения.
В обоснование жалобы указывают на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт нахождения спорного земельного участка в собственности Ангарского городского округа, полагают земельный участок площадью 16 254 кв. м, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, следовательно, разработка проекта рекультивации и осуществление мероприятий по рекультивации за счет средств бюджета Ангарского городского округа будут квалифицироваться как нецелевое использование бюджетных средств. Выводы судов о длительном бездействии администрации Ангарского городского округа по вопросу разработки проекта рекультивации в отношении спорного земельного участка, полагают не основанными на материалах дела. Полагают установленный судом срок, для разработки проекта рекультивации земельного участка площадью 16 254 кв.м, в течении 7 месяцев с момента вступления в силу решения суда, недостаточным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного ответчика, прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, прокуратурой, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В силу части 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила проведения рекультивации и консервации земель).
Согласно пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений, проект рекультивации земель - документ, на основании которого проводится рекультивация земель.
Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Согласно пункту 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные, в том числе, в пунктах 3 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Росреестра по Иркутской области, Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природоохранной территории в период с 15.09.2022 по 30.09.2022 проведена выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства по факту добычи гравия по адресу: "адрес", Первый промышленный массив, земельный участок площадью 16 254 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, расположенный смежно с северной стороны земельного участка с кадастровым номером N
По результатам проверки, проведенной с участием государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Иркутской области Толстикова С.В. N от 04.10.2022, установлено, что земельный участок не огорожен забором, доступ третьих лиц на него не ограничен, используется не ограниченным кругом лиц. На земельном участке расположены карьеры, на которых на момент проведения проверки неустановленными лицами осуществляется добыча песчано-гравийной смеси. В ходе проведения проверки с использованием спутниковой геодезической аппаратуры "данные изъяты" (заводские номера 1209-14190 и 1209-1491, свидетельство о поверке N С N от 08.09.2022, N N от ДД.ММ.ГГГГ, действительны до 07.09.2023) методом спутниковых геодезических измерений произведен обмер по границе карьеров. По результатам обработки в программном продукте ГИС "Панорама" и "данные изъяты" данных, полученных в результате произведенного обмера и данных, содержащихся в ЕГРН, установлено, что площадь карьера составляет 16 254 кв.м. Земельный участок, расположенный смежно с северной стороны земельного участка с кадастровым номером N на государственный кадастровый учет не поставлен, относится к землям, государственная собственность на который не разграничена, сведения о предоставлении в пользу каких-либо лиц отсутствуют.
В схематическом чертеже земельного участка (приложение N 2 к заключению N 34 от 04.10.2022) содержится каталог координат земельного участка площадью 16 254 кв.м, расположенного смежно с северной стороны земельного участка с кадастровым номером N
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь представленными в материалы дела доказательствами, установив, что административным ответчиком меры по предотвращению порчи земельного участка, приведению его в надлежащее состояние не принимается, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия и возложения обязанности, установив срок для ее выполнения.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют позицию заявителя по спору, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, и не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Выводы судов о сроке исполнения обязанности мотивированы, соответствуют длительности допущенного бездействия, доводы кассационной жалобы о недостаточности установленного судом срока основанием для изменения судебных актов являться не могут.
Доводы жалобы, основанные на отсутствии полномочий по распоряжению земельным участком, права собственности на который не разграничены, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку как правильно указано судами, выполнение указанных административным истцом мероприятий в силу указанных выше норм материального права возложена на органы, осуществляющие полномочия по предоставлению земельных участков.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, кассационная жалоба администрации Ангарского городского округа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 30 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 марта 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.