Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-676/2023 (УИД 42RS0009-01-2022-009434-48) по иску Чижовой Елены Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в льготном исчислении, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 10 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чижова Елена Николаевна (далее - Чижова Е.Н, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу, ответчик, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в льготном исчислении, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований указывала на то, что Чижова Е.Н. 9 августа 2021 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 16 ноября 2021 г. N512823/21 Чижовой Е.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности.
Пенсионным органом в стаж Чижовой Е.Н. не был включен период работы с 6 апреля 1993 г. по 13 июня 1995 г. - работа в должности медицинской сестры анастезиолого - реанимационного отделения муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр", а также период командировки с 31 декабря 1996 г. по 10 января 1997 г.
Чижова Е.Н. находит решение пенсионного органа незаконным.
Чижова Е.Н. просила суд признать незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 16 ноября 2021 г. N512823/21 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и не включения в стаж периодов работы в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев: с 6 апреля 1993 г. по 13 июня 1995 г. (в календарном исчислении 2 года 2 месяца 8 дней, в льготном исчислении 3 года 3 месяца 12 дней) - работа в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр"; с 31 декабря 1996 г. по 10 января 1997 г. (в календарном исчислении 10 дней, в льготном исчислении - 15 дней) - период командировки. Обязать ответчика включить указанные периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права - с 2 июня 2022 г.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 18 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" (далее - ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша").
Определением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 1 марта 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу).
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 10 мая 2023 г. исковые требования Чижовой Е.Н. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 16 ноября 2021 г. N512823/21 в части отказа Чижовой Е.Н. зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев: с 6 апреля 1993 г. по 13 июня 1995 г. в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр"; с 31 декабря 1996 г. по 10 января 1997 г. период командировки в должности медицинской сестрой реанимационно - анестезиологического отделения родильного дома в муниципальном медицинском учреждении "Городская клиническая больница N 3 им. М.А. Подгорбунского".
На ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Чижовой Е.Н. период работы в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев: с 6 апреля 1993 г. по 13 июня 1995 г. (3 года 3 месяца 12 дней) - работа в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр"; с 31 декабря 1996 г. по 10 января 1997 г. (15 дней) - период командировки в должности медицинской сестрой реанимационно - анестезиологического отделения родильного дома в муниципальном медицинском учреждении "Городская клиническая больница N 3 им. М.А. Подгорбунского". В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 октября 2023 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 10 мая 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Чижова Е.Н, представитель ответчика ОСФР по Кемеровской области - Кузбассу, представитель третьего лица ГБУЗ "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 9 августа 2021 г. Чижова Е.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 16 ноября 2021 г. N512823/21 Чижовой Е.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности (на 2 июля 2021 г. специальный стаж 27 лет 3 месяца 3 дня при требуемом - 30 лет).
В стаж лечебной деятельности не зачтены следующие периоды работы:
с 6 апреля 1993 г. по 13 июня 1995 г. (2 года 2 месяца 8 дней) - медсестра анестезиологического отделения в муниципальном Учебно-Научно-Производственном Предприятии "Кемеровский кардиологический центр", так как законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций учреждение, а не "предприятие";
с 31 декабря 1996 г. по 10 января 1997 г. (10 дней) - командировка для обмена опытом, поскольку не предусмотрено включение в специальный стаж.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа ответчика во включении периодов работы Чижовой Е.Н. с 6 апреля 1993 г. по 13 июня 1995 г. и с 31 декабря 1996 г. по 10 января 1997 г. в должности медицинской сестры реанимационно - анестезиологического отделения в МП "Кемеровский Кардиологический центр", а также в ММУ "Городская клиническая больница N3 им. М.А. Подгорбунского" в льготном исчислении.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно трудовой книжке, Чижова Е.Н. 6 апреля 1993 г. принята медсестрой анастезиолого - реанимационного отделения муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр" на основании приказа N 129 от 9 апреля 1993 г. и 13 июня 1995 г. была уволена по статье 31 КЗОТ Российской Федерации по собственному желанию.
18 августа 1995 г. принята медицинской сестрой в реанимационно-анестезиологическое отделение родильного дома с оплатой по 8 разряду в Городскую клиническую больницу N 3 им. М.А. Подгорбунского.
26 августа 1998 г. уволена по статье 31 КЗОТ Российской Федерации по собственному желанию.
С 21 января 1993 г. Муниципальное Учебно-Научно-Производственное Предприятие "Кардиология" переименовано в МП "Кемеровский кардиологический центр", устав зарегистрирован от 21 января 1993 г. N8.
С 1 июля 1998 г. Муниципальное Предприятие "Кемеровский кардиологический центр" переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр", устав зарегистрирован от 1 июля 1998 г. N1248.
С 9 августа 1999 г. Муниципальное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический центр" переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер", устав зарегистрирован от 9 августа 1999 г. N1182.
С 1 августа 2011 г. Муниципальное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер", устав зарегистрирован от 20 июня 2011 г.
С 22 декабря 2016 г. Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Кемеровский кардиологический диспансер" переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша".
С 18 июня 2020 г. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша".
Отпуск по уходу за ребенком не предоставлялся, в командировках с отрывом от основного места работы не находилась, отпуск без сохранения заработной платы не оформляла. Справка выдана на основании книг приказов за 1993-1995, личной карточки Т-2.
Из штатного расписания усматривается, что в стационарных отделениях "Кемеровского кардиологического центра" предусмотрены должности "Мед.сестра - анастезистка".
Из Устава муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр" следует, что предметом деятельности предприятия является в том числе оказание медицинских услуг в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования граждан.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что материалами дела подтверждается, что все организации, в которых истец работала в спорные периоды являются лечебными учреждениями, занимающимися медицинской лечебной и профилактической деятельностью.
Занимаемая Чижовой Е.Н. должность медицинской сестры анастезиолого - реанимационного отделения относится к должностям, исчисление сроков выслуги по которым производится как один год работы за один год и шесть месяцев.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, установив, что истец в течение спорного периода работы осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, организационно-правовая форма которого неоднократно менялась, однако его цели и задачи не изменялись, как и должностные обязанности истца в качестве медицинской сестры анестезиологического отделения, пришел к выводу о незаконности отказа ответчика включить спорный период работы в специальный стаж истца, в связи с чем засчитал в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости указанный период работы.
Разрешая исковые требования о включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов командировки с 31 декабря 1996 г. по 10 января 1997 г, установив, что за время нахождения в служебной командировке за истцом сохранялись место работы и заработная плата, с которой производились соответствующие страховые отчисления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.), постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (для периодов с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 (для периодов с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 г. включительно), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в спорный период работы Чижовой Е.Н, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В данном Списке не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Доводы жалобы о том, что спорный период работы истца не может быть включен в специальный стаж, так как законодательством изначально определена организационно-правовая форма лечебно-профилактических организаций - учреждения, а не предприятия подлежат отклонению.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Суды с учетом указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, оценив изложенные доказательства, дав оценку указанию в Уставе на то, что основным видом деятельности предприятия является оказание медицинских услуг в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования граждан, и впоследствии было переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения, после изменения организационно-правовой формы направление ее лечебной деятельности не изменилось обоснованно пришли к выводу о включении спорного периода в стаж, дающий право на страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Абзацем 3 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (действовавшего на период выполнения работы с 6 апреля 1993 г. по 13 июня 1995 г. в должности медицинской сестры анастезиолого - реанимационного отделения муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр"), установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Согласно пункту 2 Перечня, являющегося, приложением к Правилам утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781), право на льготное исчисление стажа (год работы как 1 год работы и 6 месяцев) предоставлено медицинским сестрам - анестезистам отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка.
В данном случае истец работала в должности медицинской сестры анастезиолого - реанимационного отделения муниципального предприятия "Кемеровский кардиологический центр" с 6 апреля 1993 г. по 13 июня 1995 г, должность и профиль отделения предусмотрены постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", поэтому названный период трудовой деятельности истца подлежит включению в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что учебные и служебные командировки не могут быть учтены в медицинский стаж, поскольку не являются лечебной деятельностью, подлежат отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, в связи с чем, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд.
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (часть 1 статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации). Из данного определения следует, что служебная командировка представляет собой часть трудовых функций, выполняемых работником по трудовому договору. При этом, исходя из статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации, за период командировки работнику не начисляется заработная плата в виде должностного оклада, а сохраняется средний заработок, с которого работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, сохраняется место работы.
В связи с тем, что за время нахождения истца в служебной командировке с 31 декабря 1996 г. по 10 января 1997 г, за ней сохранялось место работы и заработная плата, с которой производились соответствующие страховые отчисления, повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием работы, данный период работы включены ответчиком в стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в бесспорном порядке (за исключением времени нахождения в командировках), спорный период подлежал включению в специальный стаж истца на равных условиях с периодами непосредственного осуществления лечебной деятельности.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика суды первой и апелляционной инстанций разрешили спор в указанной части в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы ответчика.
Указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 10 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Т.В. Леонтьева
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.