Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-78/2023 (УИД: 42RS0013-01-2022-003366-95) по иску Тукмаковой Оксаны Валерьевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Тукмаковой Оксаны Валерьевны на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения Тукмаковой Оксаны Валерьевны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тукмакова Оксана Валерьевна (далее - Тукмакова О.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Тукмакова О.В. указала, что 26 июля 2022 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу от 3 августа 2022 г. N в установлении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого стажа для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как на дату обращения за пенсией стаж на соответствующих видах работ Тукмаковой О.В. составляет 4 года 10 месяцев 19 дней, при этом в стаж на соответствующих видах работ ответчиком не включены периоды работы:
с 3 февраля 1997 г. по 1 сентября 1997 г. - в качестве лаборанта в средней школе N "адрес" Республики Казахстан (6 месяцев 29 дней);
с 2 сентября 1997 г. по 20 февраля 1999 г. - в должности старшей вожатой в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан (2 года 17 дней), поскольку должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
с 1 марта 1999 г. по 31 августа 2001 г. - в должности учителя истории в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан (2 года 6 месяцев 1 день);
с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2017 г. - в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан (16 лет 1 день).
С указанным решением Тукмакова О.В. не согласна, указывая на то, что порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза СССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
С учетом уточнений исковых требований Тукмакова О.В. просила суд признать решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу от 3 августа 2022 г. N незаконным; зачесть в страховой и в специальный страховой стаж, учитываемый для назначения пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды работы:
с 5 февраля 1997 г. по 31 августа 1997 г. - в качестве учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан (6 месяцев 29 дней);
с 1 сентября 1997 г. по 20 февраля 1999 г. - в должности старшей вожатой в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан;
с 1 марта 1999 г. по 31 августа 2001 г. - в должности учителя истории в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан (2 года 6 месяцев 1 день);
с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2017 г. - в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан (16 лет 1 день) - календарно.
Зачесть в страховой стаж для назначения пенсии по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды:
с 1 сентября 1993 г. по 3 июня 1996 г. - учеба в техническом колледже Министерства образования Республики Казахстан (2 года 9 месяцев 3 дня);
с 3 февраля 1997 г. по 4 февраля 1997 г. - в качестве лаборанта в средней школе N "адрес" Республики Казахстан (2 дня).
Также просила обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу назначить ей досрочную страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права, взыскать с ответчика расходы на представителя в размере 30 000 рублей и оплату государственной пошлины 300 руб.
Определением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 26 января 2023 г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика; Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" - Кузбассу.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г, исковые требования Тукмаковой О.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 3 августа 2022 г. N в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы:
с 5 февраля 1997 г. по 31 августа 1997 г.
с 1 марта 1999 г. по 14 июня 1999 г.
с 26 августа 1999 г. по 31 августа 2000 г.
не включения в страховой стаж периодов работы:
с 3 февраля 1997 г. по 4 февраля 1997 г.
с 5 февраля 1997 г. по 31 августа 1997 г.
с 1 сентября 1997 г. по 20 февраля 1999 г.
с 1 марта 1999 г. по 31 августа 2001 г.
с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2017 г.
учебы:
с 1 сентября 1993 г. по 3 июня 1996 г.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность включить Тукмаковой Оксане Валерьевне в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды:
с 5 февраля 1997 г. по 31 августа 1997 г. - в должности учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан
с 1 марта 1999 г. по 14 июня 1999 г. - в должности учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан
с 26 августа 1999 г. по 31 августа 2000 г. - в должности учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес"-Кузбассу возложена обязанность включить Тукмаковой Оксане Валерьевне в страховой стаж периоды:
с 3 февраля 1997 г. по 4 февраля 1997 г. - в качестве лаборанта в средней школе N "адрес" Республики Казахстан
с 5 февраля 1997 г. по 31 августа 1997 г. - в качестве учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан
с 1 сентября 1997 г. по 20 февраля 1999 г. в должности старшей вожатой в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан
с 1 марта 1999 г. по 31 августа 2001 г. в должности учителя истории в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан
с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2017 г. - в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан
с 1 сентября 1993 г. по 3 июня 1996 г. - учеба в техническом колледже Министерства образования Республики Казахстан.
С Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу в пользу Тукмаковой Оксаны Валерьевны взысканы судебные расходы по оплате юридической помощи адвоката в сумме 12 000 рублей, по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Тукмакова О.В. просит об отмене решения Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов полагает необоснованным отказ во включении в специальный страховой стаж истца периодов ее работы с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2001 года в должности учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан, а также с 1 сентября 2001 года по 31 августа 2017 года в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан по мотиву отсутствия подтверждения выполнения ею нормы педагогической нагрузки, поскольку судом не предложено истцу представить дополнительные доказательства в обоснование выполнения такой нагрузки. Также полагает, что действующее в период с 2 сентября 1997 года по 20 февраля 1999 г. законодательство предусматривает зачет в стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на пенсию за выслугу лет, работу в училищах, школах, пионерских лагерях, и детских домах в качестве старших пионервожатых. Также считает что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с августа 2002 года по август 2003 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, участвующего в деле.
Проверив законность и обоснованность принятых судебных постановлений в обжалуемой заявителем части, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 26 июля 2022 г. Тукмакова О.В. обратилась в ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части первой статьи 30 Федерльного закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу N от 3 августа 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения стаж на соответствующих видах работ составил 4 года 10 месяцев 19 дней.
При этом, в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ не
включены периоды работы:
со 2 сентября 1997 г. по 20 февраля 1999 г. - в должности старшей вожатой в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан, поскольку должность не предусмотрена Списками должностей и учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
с 1 марта 1999 г. по 31 августа 2001 г. - в должности учителя истории в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан (2 года 6 месяцев 1 день);
с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2017 г. - в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан (16 лет 1 день).
Не включен в страховой стаж период работы с 3 февраля 1997 г. по 1 сентября 1997 г. в качестве лаборанта в средней школе N "адрес" Республики Казахстан (6 месяцев 29 дней).
Из данных о стаже, представленных Пенсионным фондом Российской Федерации следует, что спорные периоды работы Тукмаковой О.В. в Республике Казахстан не включены в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 1993 г. по 1996 г. Тукмакова (Фадеева) О.В. обучалась в Шахтинском технологическом колледже Министерства образования Республики Казахстан, с 3 февраля 1997 г. принята лаборантом в Среднюю школу N "адрес", с 2 сентября 1997 г. переведена на должность старшего вожатого, с 20 февраля 1999г. уволена по собственному желанию, с 1 марта 1999 г. принята учителем истории в Среднюю школу N, с 31 августа 2001 г. переведена учителем истории в Среднюю школу N, с 1 сентября 2001 г. принята преподавателем истории в Среднюю школу N, с 1 сентября 2004 г. переведена заместителем директора по воспитательной работе, с 1 апреля 2008 г. переведена заместителем директора по учебно-воспитательной работе, с 1 сентября 2013 г. КГУ "Общеобразовательная школа N1 акимата города Шахтинска" переименована в КГУ "Гимназия N "адрес"", 31 августа 2017 г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Согласно копии диплома N, Тукмакова (Фадеева) О.В. в 1993 году поступила в Шахтинский технологический колледж Министерства образования Республики Казахстан и в 1996 году окончила по специальности экономики и планирования в отраслях народного хозяйства.
В материалы дела представлены архивные справки, подтверждающие стаж работы истца, размер заработной платы истца в спорные периоды работы в Средней школе N, в Средней школе N, в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан.
Согласно архивной справке, в документах Шахтинского городского отдела народного образования имеются лицевые счета начисления заработной платы Тукмаковой (Фадеевой) О.В. с февраля 1997 г. по ноябрь 1998 г, с марта 1999 г. по сентябрь 2002 г, с сентября 2003 г. по декабрь 2013 г. С 3 февраля 1997 г. Тукмакова О.В. принята лаборантом химии СШ N, с 2 сентября 1997 г. переведена старшей вожатой, с 21 ноября 1998 г. уволена, с марта 1999 г. по август 2001 г. - учитель истории СШ N, с 15 июня по 25 августа 1999 года - отпуск без содержания заработной платы, в июле 1999 года находилась в отпуске без содержания заработной платы, с 1 сентября 2001 года - учитель истории СШ N, с 25 марта по июль 2002 г. - больничный лист, с 1 сентября 2003 г. приступила к работе после декретного отпуска. Приказ о нахождении в декретном отпуске в 2002-ом-2003- ем годах не обнаружен.
Как следует из материалов дела, Тукмакова О.В. 30 мая 2022 г. родила сына Т, что подтверждается свидетельством о рождении.
Из документов (обороты по транзитным счетам вкладчика), представленным Центральным филиалом НК АО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения Республики Казахстан, следует, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 г, в базе данных имеются сведения, что на Тукмакову О.В. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с 14 августа 1998г. по 24 августа 2017 г.
Разрешая спор, установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований. При этом суд счел подлежащими удовлетворению требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы истца с 5 февраля 1997 г. по 31 августа 1997 г. - в должности учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан; с 1 марта 1999 г. по 31 августа 2000 г. - в должности учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан, за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 15 июня 1999 г. по 25 августа 1999 г.
Поскольку материалами дела не подтверждено выполнение истцом нормы педагогической нагрузки, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода ее работы с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2001 г. - в должности учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан, а также с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2017 г. в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан.
Кроме того, установив, что с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, согласно которым периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397, то есть до 1 января 1992 г. и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения периода работы истца с 1 сентября 1997 г. по 20 февраля 1999 г. в должности старшей вожатой в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан, в связи с отсутствием у истца стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397.
Также, установив, что период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком имел место после 6 октября 1992 г, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с который указанный отпуск подлежал включению в специальный страховой стаж, суд первой инстанции отказал во включении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с августа 2002 г. по август 2003 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Тукмаковой О.В. в части включения в ее страховой стаж периодов: с 3 февраля 1997 г. по 4 февраля 1997 г. - в качестве лаборанта в средней школе N "адрес" Республики Казахстан; с 5 февраля 1997 г. по 31 августа 1997 г. в качестве учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан; с 1 сентября 1997 г. по 20 февраля 1999 г. в должности старшей вожатой в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан; с 1 марта 1999 г. по 31 августа 2001 г. в должности учителя истории в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан; с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2017 г. в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан, суд первой инстанции исходил из того, что факт осуществления трудовой деятельности истца в спорные периоды на указанных истцом должностях и в организациях подтвержден документально, равно как и факт уплаты страховых взносов, обязательных пенсионных взносов за данные периоды.
Кроме того, руководствуясь статьей 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пунктом 14 части 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд пришел к выводу о включении в страховой стаж истца периода учебы в техническом колледже Министерства образования Республики Казахстан с 1 сентября 1993 г. по 3 июня 1996 г.
Руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установив, что у истца отсутствует требуемый специальный стаж (4 года 10 месяцев 19 дней - учтены Пенсионным фондом + 1 год 10 месяцев 17 дней - учтены судом = 6 лет 10 месяцев 19 дней), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установив факт несения истцом судебных расходов в размере 30 000 руб, признав указанные расходы относящимися к рассмотрению настоящего дела, руководствуясь статьями 98, 100 Гражданского процессуального права Российской Федерации, суд первой инстанции счел расходы подлежащими частичному возмещению в сумме 12 000 рублей, находя данный размер разумным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 августа 2023г. решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2023 г. оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 г.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Соглашение от 13 марта 1992 г. распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (статья 5 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно статье 11 Соглашения от 13 марта 1992 г, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 г. N1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств Республик бывшего СССР, являющихся Приложением N1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 17З-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30; лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность учителя, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка предусмотрены общеобразовательные учреждения, в том числе, школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается: а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, предусмотрен: директор (начальник, заведующий); заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом школ всех наименований.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1-1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный страховой стаж истца периода ее работы с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2001 года в должности учителя истории в средней школе N "адрес" Республики Казахстан, а также с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2017 года в должности учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан, поскольку материалами дела не подтверждено выполнение истцом нормы педагогической нагрузки.
Доводы жалобы Тукмаковой О.В. в части несогласия с выводами судов относительно отказа во включении в специальный стаж периода ее работы с 1 сентября 1997 г. по 20 февраля 1999 г. в должности старшей вожатой в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан, являются несостоятельными, поскольку, как правильно указали суды, возможность зачета работы в качестве пионервожатых в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах была предусмотрена к включению в специальный страховой стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397, действовавшего до 1 января 1992 года, согласно пунктам 2, 4 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. При этом время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 указанного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, определяемый по состоянию на 1 января 1992 года.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463, работа в качестве пионервожатых не предусмотрена как подлежащая учету в специальном стаже.
Выводов судов в части отказа включения в специальный стаж истца периода работы с 1 сентября 1997 г. по 20 февраля 1999 г. в должности старшей вожатой в Средней школе N "адрес" Республики Казахстан основаны на правильном применении норм материального права.
Кроме того, не могут быть приняты во внимание доводы жалобы истца о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с августа 2002 г. по август 2003 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из изложенного, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности до 6 октября 1992 г.
Между тем период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с августа 2002 г. по август 2003 г. не подлежит включению в специальный страховой стаж, учитываемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В целом доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, не содержат в себе доводов, которые не были предметом исследования судебных инстанций, доводы заявителя основаны на неправильном применении кассатором норм материального права и не являются достаточным основанием для отмены принятых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тукмаковой Оксаны Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.