Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-880/2023 (УИД 70RS0001-01-2023-000455-50) по иску Чиркова Сергея Борисовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 октября 2023 г, по кассационной жалобе представителя Чиркова Сергея Борисовича -Лобановой Валентины Александровны на решение Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения истца Чиркова С.Б. и его представителя Лобановой В.А, поддержавших доводы и требования кассационной жалобы Чиркова С.Б. и возражавших против удовлетворения кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чирков Сергей Борисович (далее по тексту - Чирков С.Б, истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее по тексту - ОСФР по Томской области, ответчик) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что 6 апреля 2022 г. Чирковым С.Б. в ОПФР в Томской области подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР в Томской области от 26 июля 2022 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу было отказано в связи с недостаточностью требуемого специального стажа, не включены периоды работы истца общей продолжительностью 8 лет 25 дней.
В свою очередь истец полагает, что имеет достаточно специального стажа для назначения льготной пенсии в 55 лет, обратился в пенсионный орган 6 апреля 2022 г. и именно с этой даты должна быть назначена досрочная страховая пенсия по старости.
15 июля 1985 г. истец закончил Томское профессиональное училище N 3 в пос. Самусь. После окончания училища 15 июля 1985 г. принят рулевым-мотористом на теплоход "РТ-666" в Самусьскую РЭБ Флота Томской области. 27 ноября 1985 г. истец уволен в связи с призывом на военную службу. 17 марта 1986 г. вновь принят рулевым-мотористом на теплоход "РТ-666" в Самусьскую РЭБ Флота Томской области. 18 апреля 1986 г. уволен в связи с призывом на военную службу.
Истец служил в рядах Советской Армии с 21 мая 1986 г. по 11 мая 1989 г. После демобилизации из рядов Советской Армии 16 июня 1989 г. принят рулевым-мотористом па теплоход "РТ-666" в Самусьскую РЭБ Флота Томской области. В спорные периоды работы с 15 июля 1985 г. по 25 мая 1999 г. истец действительно работал полный рабочий день на Самусьской РЭБ флота Томской области, на Самусьской базе флота, в АООТ ЗСРП подразделение Моряковская ремонтно-эксплуатационная база флота (впоследствии ОАО ЗСРП филиал Моряковская ремонтно-эксплуатационная база флота), входивших в состав ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство", ранее именовавшимся "Западно- Сибирское речное пароходство", на должностях: рулевой-моторист, моторист- рулевой, 2 штурман - 2 пом. механика, 1 штурман - 1 пом. механика, сменный капитан-сменный механик, механик-сменный капитан, и.о. капитан-механик, относящихся к плавсоставу судов, на судах: т/х РТ-666, РТ-668, РТ-619, РТ-660, РТ-664, которые не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Вышеперечисленные теплоходы являлись самостоятельными судами, занятыми на перевозке груза, буксировке и/или перемещении баржи с грузом. Данные судоходные средства непрерывно находились в постоянной эксплуатационной готовности либо в эксплуатации. Штатные должности, которые занимал истец, относились к плавсоставу, так как лицами, работающими в этих должностях, обеспечивается работоспособность судов (судовождение) по внутренним водным путям. Работа на судах носила сезонный характер, сроки начала работы зависели от открытия навигации. В зимний период занимались ремонтными работами в течение полного рабочего дня, все это оформлялось приказами отдела кадров.
В силу части 6 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 13 Правил N 516 периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
С учетом изложенного истец просил суд обязать ответчика зачесть периоды работы в специальный стаж: с 1 сентября 1982 г..по 15 июля 1985 г..- период обучения в Томском профессиональном училище N 3, с 16 июля 1985 г..по 19 ноября 1985 г..- рулевой-моторист на т/х "РТ-666" Самусьской РЭБ флота Томской области по фактически отработанному времени, с 1 апреля 1986 г..по 14 апреля 1986 г..- рулевой-моторист на т/х "РТ-666 Самусьской РЭБ флота Томской области по фактически отработанному времени, с 21 мая 1986 г..по 11 мая 1989 г..- служба в рядах Советской Армии по призыву, с 23 июня 1989 г..по 31 декабря 1989 г..- моторист-рулевой на т/х "РТ-666 Самусьской РЭБ флота Томской области по фактически отработанному времени, с 5 мая 1990 г..по 6 ноября 1990 г..2 штурманом - 2 пом. механика на т/х "РТ-666", т/х "РТ-660" Самусьской РЭБ флота Томской области как календарный год за отработанный полный навигационный период, с 1 мая 1991 г..по 7 ноября 1991 г..2 штурманом - 2 пом. механика на т/х "РТ-619" Самусьской РЭБ флота Томской области как календарный год за отработанный полный навигационный период, с 12 мая 1992 г..по 8 ноября 1992 г..1 штурманом - 1 пом. механика на т/х "РТ-619" Самусьской РЭБ флота Томской области как календарный год за отработанный полный навигационный период, с 8 мая 1993 г..по 31 октября 1993 г..1 штурманом - 1 пом. механика на т/х "РТ 666" Самусьской РЭБ флота Томской области как календарный год за отработанный полный навигационный период, с 24 апреля 1994 г..по 6 ноября 1994 г..см. капитаном - см. механиком на т/х "РТ-666" Самусьской базы флота как календарный год за отработанный полный навигационный период, с 24 апреля 1995 г..по 31 октября 1995 г..см. капитаном - см. механиком на т/х "РТ-666" Самусьской базы флота как календарный год за отработанный полный навигационный период, с 1 мая 1996 г..по 7 ноября 1996 г..и.о. капитана-механика на т/х "РТ-666" Самусьской базы флота, см. капитаном - см. механиком на т/х "РТ-666" АООТ ЗСРП подразделения
Моряковской ремонтно-эксплуатационной базы флота как календарный год за отработанный полный навигационный период, с 22 апреля 1997 г..до 31 декабря 1997 г..см. капитаном - см. механиком на т/х "РТ-666" АООТ ЗСРП подразделения Моряковской ремонтно-эксплуатационной базы флота как календарный год за отработанный полный навигационный период, с 1 января 1999 г..по 25 мая 1999 г..см. капитаном - см. механиком на т/х "РТ-666", т/х "РТ-664" АООТ ЗСРП подразделения Моряковской ремонтно-эксплуатационной базы флота, назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения с 6 апреля 2022 г, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2023 г. заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 октября 2023 г..с учетом определения от 24 октября 2023 г..об исправлении описки решение Кировского районного суда г..Томска от 18 мая 2023 г..отменено в части отказа в возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с 16 июля 1985 г..по 19 ноября 1985 г, с 1 апреля 1986 г..по 14 апреля 1986 г, с 23 июня 1989 г..по 31 декабря 1989 г, с 5 мая 1990 г..по 17 июля 1990 г, с 27 июля 1990 г..по 6 ноября 1990 г, с 1 января 1991 г..по 31 декабря 1991 г, с 1 января 1992 г..по 31 декабря 1992 г, с 1 января 1993 г..по 22 марта 1993 г, с 22 апреля 1997 г..по 31 декабря 1997 г, периода обучения в Томском профессиональном училище N 3 с 1 сентября 1982 г..по 15 июля 1985 г, периода службы в рядах Советской Армии по призыву с 21 мая 1986 г..по 11 мая 1989 г, взыскании судебных расходов, принято в данной части новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области возложена обязанность зачесть в специальный стаж Чиркова С.Б, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 16 июля 1985 г..по 19 ноября 1985 г, с 1 апреля 1986 г..по 14 апреля 1986 г, с 23 июня 1989 г..по 31 декабря 1989 г..в должности рулевого-моториста (моториста- рулевого) на т/х "РТ-666" Самусьской РЭБ флота Томской области, с 5 мая 1990 г..по 17 июля 1990 г, с 27 июля 1990 г..по 6 ноября 1990 г..в должности 2 штурман - 2 пом. механика на т/х "РТ-666", т/х "РТ-660" Самусьской РЭБ флота Томской области, с 1 января 1991 г..по 31 декабря 1991 г..- в течение полного навигационного периода в должности 2 штурман - 2 пом. механика на т/х "РТ-619" Самусьской РЭБ флота Томской области, с 1 января 1992 г..по 31 декабря 1992 г..- в течение полного
навигационного периода в должности 1 штурман - 1 пом. механика на т/х "РТ-619" Самусьской РЭБ флота Томской области, с 1 января 1993 г..по 22 марта 1993 г..- в должности 1 штурман - 1 пом. механика на т/х "РТ 666" Самусьской РЭБ флота Томской области, с 22 апреля 1997 г..по 31 декабря 1997 - в должности см. капитан - см. механик, т/х "РТ- 666" АООТ ЗСРП подразделения Моряковской ремонтно-эксплуатационной базы флота, период обучения в Томском профессиональном училище N3 с 1 сентября 1982 г..по 15 июля 1985 г, период службы в рядах Советской Армии по призыву с 21 мая 1986 г..по 11 мая 1989 г, учитывая общую продолжительность данного стажа равной 2 годам 5 месяцам 21 дню, с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области в пользу Чиркова С.Б. взыскано возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в остальной части решение Кировского районного суда г..Томска от 18 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОСФР по Томской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 октября 2023 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Чиркова С.Б. - Лобанова В.А. просит отменить решение Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2023 г, изменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 октября 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области представителем Чиркова С.Б. - Лобановой В.А. представлены письменные возражения.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Чирков С.Б. и его представитель Лобанова В.А, действующая на основании доверенности от 21 ноября 2022 г, доводы и требования кассационной жалобы Чиркова С.Б. поддержали, просили данную кассационную жалобу удовлетворить, также возражали против удовлетворения кассационной жалобы ОСФР по Томской области.
Представитель ответчика ОСФР по Томской области своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, письменных возражениях на кассационную жалобу ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационные жалобы подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов дела, Чирков С.Б. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 18 августа 1998 г.
6 апреля 2022 г. Сирков С.Б. обратился в ОПФР в Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР в Томской области от 26 июля 2022 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью требуемого специального стажа.
При этом из содержания решения пенсионного органа следует, что Чиркову С.Б. засчитано в стаж, дающий право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - 1 год 21 день (с 1 января 1998 г..по 31 декабря 1998 г, с 5 мая 1999 г..по 25 мая 1999 г..), засчитаны в стаж, дающий право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 8 лет 10 месяцев 6 дней, не учтено в стаж, дающий право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 8 лет 25 дней.
Отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа за работу в плавсоставе необходимой продолжительности, не зачтены в специальный стаж в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды: с 3 апреля 1985 г..по 19 ноября 1985 г, с 1 апреля 1986 г..по 14 апреля 1986 г, с 23 июня 1989 по 20 ноября 1989 г, с 24 апреля 1990 г..по 17 июля 1990 г, с 24 июля 1990 г..по 2 октября 1990 г, с 15 апреля 1991 г..по 30 апреля 1991 г, с 1 мая 1991 г..по 13 ноября 1991 г, с 22 апреля 1992 г..по 9 ноября 1992 г..работа рулевым - мотористом, мотористом - рулевым, 2 штурманом - 2 пом. механика, 1 штурманом - 1 пом. механика, 2 штурманом - 2 пом. механика в Самусьском РЭБ флота Томской области, так как отсутствуют сведения о типе и назначении судна, а также о продолжительности навигационного периода (для применения пункта 13 Правил от 11 июля 2002 г..), продолжительность - 2 года 7 месяцев 19 дней, со 2 декабря 1992 г..по 31 мая 1996 г..работа 1 штурманом - 1 пом. механика, см. капитаном-см.механиком, и.о. капитана- механика в Самусьской базе флота, так как отсутствуют сведения, что занимаемая должность относится к должностям плавсостава, нет сведений о типе и назначении судна, а также о продолжительности навигационного периода и времени непосредственного нахождения в рейсе, продолжительность - 3 года 6 месяцев, с 1 июня 1996 г..по 26 февраля 1997 г, с 8 апреля 1997 г..по 31 декабря 1997 г, с 1 февраля 1999 г..по 25 февраля 1999 г, с 21 апреля 1999 г..по 4 мая 1999 г..работа сменным капитаном - сменным механиком, механиком-сменным капитаном в АООТ ЗСРП подразделения Моряковской ремонтно-эксплуатационной базы флота, так как отсутствуют сведения, что занимаемая должность относится к должностям плавсостава, нет сведений о типе и назначении
судна, а также о продолжительности навигационного периода и времени непосредственного нахождения в рейсе, суммарная продолжительность - 1 год 6 месяцев 29 дней, с 1 января 1999 г..по 31 января 1999 г..период работы сменным капитаном - сменным механиком, механиком - сменным капитаном в АООТ ЗСРП подразделения Моряковской ремонтно-эксплуатационной базы флота не отражен на индивидуальном лицевом счете, данный период не учет в страховой стаж, продолжительность - 1 месяц 1 день, 27 февраля 1997 г..по 7 апреля 1997 г, с 26 февраля 1999 г..по 20 апреля 1999 г..отпуск без сохранения заработной платы в период работы в АООТ ЗСРП подразделения Моряковской ремонтно-эксплуатационной базы флота, на основании пунктов 4, 5 Правил от 11 июля 2002 г..данные периоды не подлежат зачету в страховой стаж, так как трудовым законодательством предусмотрены только краткосрочные отпуска по причинам, уважительным для работника и не предусмотрены отпуска без сохранения заработной платы длительного характера и по иным причинам (согласно статье 76 Кодекса законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 9 декабря 1971 г..), суммарная продолжительность - 3 месяца 6 дней.
Разрешая спор и приходя к выводу о отказе в удовлетворении заявленных исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказан характер работы, необходимый для включения периодов в льготный стаж.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, не согласился в полной мере с выводами суда первой инстанции, отметив следующее.
В трудовой книжке АТ-1 N, выданной 15 июля 1985 г. Чиркову С.Б, содержатся сведения о периодах работы: с 1 сентября 1982 г. по 15 июля 1985 г. - учеба в Томском профессиональном училище N 3, с 15 июля 1985 г. по 27 ноября 1985 г. - рулевой - моторист на т/х "РТ-666" Самусьская РЭБ флота Томской области, с 17 марта 1986 г. по 18 апреля 1986 г. - рулевой - моторист на т/х "РТ-666" Самусьская РЭБ флота Томской области, с 16 июня 1989 г. принят мотористом-рулевым на т/х "РТ-666" Самусьская РЭБ флота Томской области, 24 января 1990 г. назначен 2 штурманом - 2 пом. механика на т/х "РТ-660", 24 июля 1990 г. назначен 2 штурманом - 2 пом. механика на т/х "РТ-666", 15 апреля 1991 г. назначен 2 штурманом - 2 пом. механика на т/х "РТ-619", 6 апреля 1992 г. назначен 1 штурманом - 1 пом. механика на т/х "РТ-668", 22 апреля 1992 г. назначен 1 штурманом - 1 пом. механика на т/х "РТ-619", 1 декабря 1992 г. принят в порядке перевода из Самусьского СРЗ на должность 1 штурмана - 1 пом. механика "РТ- 619", 1 мая 1993 г. назначен 1 штурманом - 1 пом. механика на т/х "РТ-666", 6 апреля 1994 г. назначен см. капитаном - см. механиком на т/х "РТ-666", 31 мая 1996 г. уволен переводом в АООТ ЗСРП Моряковского РЭБ флота, 1 июня 1996 г. принят в порядке перевода из Самусьской базы флота сменным капитаном-механиком на т/х "РТ-666", 16 февраля 1998 г. назначен механиком-сменным капитаном на т/х "РТ-666", 5 мая 1999 г. назначен сменным капитаном - сменным механиком на т/х "РТ-664", 25 мая 1999 г. уволен по собственному желанию.
В архивной справке из ТКУ НСО "Государственный архив Новосибирской области" от 17 января 2023 г. имеются сведения о назначении суден, на которых работал истец в спорные периоды. Так, в графе "вид перевозок" т/х "РТ-666" указано - "сухогр.", "сух. налив.", "сухогр.", "ПГС", т/х "РТ-660" - "ПГТ", "сух. налив.", т/х "РТ-619" - "сухогр. налив.", т/х "РТ-668" - "сух. налив.", при этом указанные теплоходы являются буксирами-толкачами, предназначенными для толкания и буксировки грузовых барж.
С учетом представленных сведений суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судна, на которых истец работал в спорные периоды, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно архивной справке архивного отдела администрации ЗАТО Северск от 13 апреля 2022 г. N, архивной справке из ГКУ НСО "Государственный архив Новосибирской области" от 17 января 2023 г. в 1985 г. навигационный период на реке Томь был с 15 мая 1985 г. по 15 ноября 1985 г. В архиве имеется приказ работодателя от 1 апреля 1985 г. N "Отозвать команду т/х "РТ-666" с 3 апреля 1985 г. в составе в том числе Чиркова С.Б. рулевого-моториста", а также приказ от 26 июля 1985 г. N зачислить в личный состав Самусьской РЭБ выпускников СПТУ-3 пос. Самусь с 15 июля 1985 г. Чиркова С.Б. рулевым-мотористом т/х "РТ-666.
При этом в судовом журнале отмечено, что Чирков С.Б. отработал полную навигацию на т/х "РТ-666" с 3 апреля 1985 г. по 19 ноября 1985 г.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данный период должен быть учтен в его специальный стаж из расчета отработки полного календарного года.
Однако представителем истца в исковом заявлении было заявлено требование о включении в специальный стаж Чиркова С.Б. периода с 16 июля 1985 г. по 19 ноября 1985 г, в связи с чем исходя из положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции включил заявленный период в специальный стаж истца.
В соответствии с архивными справками в 1986 г. период навигации на реке Томь был с 25 апреля 1986 г. по 11 ноября 1986 г.
В архиве имеется приказ работодателя от 28 марта 1986 г. N "Отозвать команду т/х "РТ-666" с 1 апреля 1986 г. в том числе в составе Чиркова С.Б. - рулевого- моториста", приказ от 15 апреля 1986 г. N "Принять Чиркова С.Б. - рулевым- мотористом т/х "РТ-666" с 17 марта 1986 г. с оплатой по штатному расписанию в размере 120 рублей", приказ от 20 мая 1986 г. N "Уволить в связи с призывом на военную службу Чиркова С.Б. - рул. моториста "РТ-666" с 18 апреля 1986 г.".
В судовом журнале указано, что Чирков С.Б. отработал рулевым-мотористом на т/х "РТ-666" период с 1 апреля 1986 по 14 апреля 1986 г.
В 1989 г. период навигации был с 14 апреля 1989 г. по 31 октября 1989 г.
В архиве имеются приказ работодателя от 19 июня 1989 г. N "Принять Чиркова С.Б. мотористом-рулевым т/х "РТ-666" с 16 июня 1989 г. с оплатой по штатному расписанию 150 рублей в месяц", приказ от 22 ноября 1989 г. N о предоставлении Чиркову С.Б. отгулов за навигацию в количестве 51 рабочих дней с 21 ноября 1989 г. по 19 февраля 1990 г.
Из судового журнала следует, что в 1989 г. Чирков С.Б. отработал мотористом-рулевым на т/х "РТ-666" с 23 июня 1989 г. по 20 ноября 1989 г.
Приняв во внимание имеющиеся сведения о работе истца, также то, что что периоды ремонта, вооружения, разоружения судов, отгулов за навигацию, основных и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в специальный стаж, периоды с 1 апреля 1986 г. по 14 апреля 1986 г. и с 23 июня 1989 г. по 31 декабря 1989 г. были включены судом апелляционной инстанции в специальный страховой стаж Чиркова С.Б.
В 1990 г. период навигации на реке Томь был с 27 апреля 1990 г. по 6 ноября 1990 г.
Из судового журнала следует, что в 1990 г. Чирков С.Б. отработал на т/х "РТ-660" с 24 апреля 1990 г. по 17 июля 1990 г, на т/х "РТ-666" - с 24 июля 1990 г. по 2 октября 1990 г, в связи с чем суд апелляционной инстанции указал, что имеется перерыв в навигационной работе истца.
В архиве находится приказ работодателя N от 19 ноября 1990 г. "Предоставить Чиркову С.Б. дни отгула за навигацию 1989 г. с 3 октября 1990 г. по 15 ноября 1990 г".
С учетом заявленных истцом требований судом апелляционной инстанции в его специальный страховой стаж были включены периоды работы с 5 мая 1990 г. по 17 июля 1990 г, с 27 июля 1990 г. по 6 ноября 1990 г.
В 1991 г. период навигации на реке Томь был с 30 апреля 1991 г. по 7 ноября 1991 г.
В архиве имеются приказы работодателя от 28 ноября 1990 г. N о предоставлении Чиркову С.Б. отгулов за навигацию в количестве 52 рабочих дней с 21 декабря 1990 г. по 20 февраля 1991 г, приказ от 27 февраля 1991 г. N о направлении Чиркова С.Б. в цех ТЭФ на ремонт судна т/х "РТ-666" с 25 февраля 1991 г, приказ от 11 апреля 1991 г. N "отозвать команду т/х "РТ-619" с 15 апреля 1991 г, в том числе Чиркова С.Б. - 2 штурмана-2 пом. механика", приказ от 22 ноября 1991 г. N "Направить в цех технической эксплуатации флота с оплатой 100% должностного оклада по судну 2 штурмана-2 пом. механика т/х "РТ-619" Чиркова С.Б. с 14 ноября 1991 г.".
Из судового журнала следует, что в 1991 г. Чирков С.Б. отработал на т/х "РТ-619" с 15 апреля 1991 г. по 13 ноября 1991 г.
С учетом представленных сведений о работе истца в 1991 году суд апелляционной инстанции указал, что поскольку в 1991 г. истец отработал весь навигационный период, в его специальный стаж подлежит включению полный календарный год с 1 января 1991 г. по 31 декабря 1991 г.
В 1992 г. период навигации на реке Томь был с 25 апреля 1992 г. по 6 ноября 1992 г.
Согласно представленным архивным данным имеется приказ работодателя от 21 апреля 1992 г. N "Отозвать команду т/х "РТ-619", в том числе 1 штурмана-1 пом. механика Чиркова С.Б. с 22 апреля 1992 г.", приказ от 25 ноября 1992 г. N о предоставлении Чиркову С.Б. очередного отпуска 32 рабочих дня (24 основного и 8 дней дополнительного за ненормированность) с 23 ноября 1992 г. по 29 декабря 1992 г, отгулов за навигацию в количестве 67 рабочих дней с 30 декабря 1992 г. по 22 марта 1993 г.
Из судового журнала следует, что в 1992 г. Чирков С.Б. отработал на т/х "РТ-619" с 22 апреля 1992 г. по 9 ноября 1992 г.
Суд апелляционной инстанции указал, что поскольку в 1992 г. истец отработал весь навигационный период, то в его специальный стаж подлежит включению полный календарный год с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1992 г, а также периодов отгулов за навигацию по 22 марта 1993 г.
В архивной справке от 17 января 2023 г. указано, что приказы директора пароходства о раскреплении флота по линиям работы за навигацию 1996-2004 гг. на хранение в архив не поступали. В то же время имеются приказ от 21 апреля 1997 г. N, которым Чирков С.Б. направлен в навигацию 1997 г. с 22 апреля 1997 г. на т/х "РТ- 666", приказ от 18 ноября 1997 г. N о направлении истца с 21 ноября 1997 г. в цех ТЭФ на ремонт теплоходов с оплатой 100 % оклада.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что период с 22 апреля 1997 г. по 31 декабря 1997 г. должен быть учтен в специальный стаж Чиркова С.Б.
Помимо указанного судом апелляционной инстанции отмечено, что на основании приказа от 18 апреля 1986 г. N Чирков С.Б. уволен из Самусьской РЭБ флота Томской области 18 апреля 1986 г. в связи с призывом на военную службу по пункту 3 статьи 29 КЗоТ РСФСР, согласно военному билету истец проходил службу с 21 мая 1986 г. по 11 мая 1989 г, увольнению истца предшествовала работа в должности рулевого-моториста на т/х "РТ-666", которая подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Поскольку после окончания учебы согласно трудовой книжке истца следовал период работы с 16 июля 1985 г. по 19 ноября 1985 г. рулевым - мотористом на т/х "РТ-666" Самусьской РЭБ флота Томской области, который подлежит включению в специальный страховой стаж истца, то период обучения истца с 1 сентября 1982 г. по 15 июля 1985 г. в Томском профессиональном училище N 3 включен судом апелляционной инстанции в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебновспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Исходя из указанной нормы, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей, не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца, необходимо только документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержались в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Исчисление стажа на соответствующих видах работ регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу подпункта 9 пункта 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируется работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и городского сообщения).
Пункт 4 указанных Правил предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Пункт 13 указанных Правил, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 266, предусматривает, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичная норма содержалась в пункте 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.
Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства (ГБУПйС) с учетом местных климатических и гидрологических условий.
Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, дающие право на досрочную пенсию по подпункту 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.
Отработанный навигационный период на водном транспорте с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 266 "О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" засчитывается в специальный трудовой стаж за год работы.
Из изложенного следует, что периоды работы на водном транспорте в течение полного навигационного периода учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном составила полный год. Работы в течение полного навигационного периода засчитываются в стаж как календарный год. В тех случаях, когда работник не весь навигационный период был занят на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, в частности работа начата не с начала навигационного периода или закончена до его окончания или в течение навигационного периода работник находился в отпуске или отгулах, то указанный период засчитывается в стаж по фактической его продолжительности.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г, исходя из буквального толкования подпункт 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Отраслевым соглашением по подведомственным Росморречфлоту учреждениям и предприятиям на 2018-2020 гг, утвержденным Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 6 декабря 2017 г. и прошедшим уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный номер от 26 декабря 2017 г.), разработанном на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, и заключенным 6 декабря 2017 г. на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющимся правовым актом, определено, что под "работой в течение полного навигационного периода" понимается выполнение работы в качестве плавающего состава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации или не менее 80 процентов продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации; члены экипажа имеют право на льготное исчисление специального стажа работы в плавсоставе для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 9 Указания Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 г. N1- 28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами. К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда). К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания.
Согласно статье 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
Согласно пункту 12 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного Приказом Министерства речного флота РСФСР от 30 марта 1982 г. N 30 и введенного в действие с 1 марта 1983 г, к командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники капитана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности. К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 г. N016, штурман и механик - это самостоятельные профессии, работа по которым могла совмещаться.
В силу Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11 октября 1990 г. N 403/18-85 "Об утверждении Списка отдельных видов судов, профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста" капитаны (старшины) и их помощники, механики всех наименований и их помощники, рулевые и матросы всех классов и наименований относятся к видам профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет.
Вопреки доводов кассационной жалобы стороны истца судом апелляционной инстанции включены в специальный страховой стаж все периоды, по которым представлены доказательства выполнения истцом работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в частности работы в плавсоставе в течение навигационного периода, тогда как по иным периодам таких доказательств не представлено и наличие лишь записи в трудовой книжке истца о работе вместе со сведениями о навигационном периоде не могут быть приняты в качестве основания включения этих периодов специальный страховой стаж.
Не влекут отмену оспариваемого апелляционного определения доводы кассационной жалобы стороны истца о необходимости зачета в специальный страховой стаж истца всего периода работы в 1990 году без перерыва, поскольку из представленных в материалы дела документов судом апелляционной инстанции обоснованно установлен период перерыва в навигационной работе истца в июле 1990 года, по данным судового журнала в 1990 г. истец отработал на т/х "РТ-660" с 24 апреля 1990 г. по 17 июля 1990 г, на т/х "РТ-666" - с 24 июля 1990 г. по 2 октября 1990 г, в связи с чем период работы истца зачтен с учетом перерыва, тогда как указание судом апелляционной инстанции о включении в стаж периода работы истца после перерыва с 27 июля 1990 г, а не с 24 июля 1990 г. не влечет отмену или изменение оспариваемого апелляционного определения, а может быть исправлено в порядке статьи 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы ОСФР по Томской области о том, что занимаемые истцом в спорные периоды должности являлись совмещаемыми и необходимости применения в связи с этим Разъяснения от 2 апреля 1976 г. N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", поскольку в пункте 7 Разъяснения указано правило назначения пенсии на льготных условиях по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в списках N 1 и N 2, следовательно данные разъяснения подлежат учету при решении вопроса о включении периодов работы в плавсоставе по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального "О страховых пенсиях", тогда как по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального "О страховых пенсиях" Списки N 1 и N 2 не применяются, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ, от наименования их профессий и должностей, по настоящему делу для решения вопроса о включении периодов работы истца по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального "О страховых пенсиях" судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что работа истца относится к плавсоставу, а судна, на которых работал истец в спорные периоды, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Приведенные в кассационных жалобах доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационных жалоб сводящиеся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, в силу своей компетенции кассационный суд общей юрисдикции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями. Правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 18 мая 2023 г. в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, представителя Чиркова Сергея Борисовича - Лобановой Валентины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.