Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Семейкиной С.А.
судей Гылкэ Д.И, Шмидт Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-103/2023 по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 октября 2023 г, вынесенное по административному иску Джибиловой Д.К. об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и ее установлении в размере рыночной, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания представителя административного истца ФИО, представителя государственного бюджетного учреждения Республики-Северная Осетия-Алания "Центр государственной кадастровой оценки" ФИО, представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания ФИО,
УСТАНОВИЛА:
административный истец Джибилова Д.К. обратилась в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания с административным исковым заявлением (с учетом его уточнений) об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 77798 +-/98 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", и установлении его стоимости в размере рыночной по состоянию на 01.01.2022 года в размере 10 796 235 рублей.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что является собственником земельного участка, оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества значительно превышает его рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению налоговых платежей.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 октября 2023 года административное исковое заявление Джибиловой Д.К. удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 77798+-/98 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 10 796 235 по состоянию на 01 января 2022 года.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном их рыночной стоимости постановлено считать 5 июня 2023 года.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Северная Осетия-Алания считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании и в полном соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Указывает, что судебная оценочная экспертиза по делу была произведена с нарушением норм Федерального закона от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также законодательства, регулирующего оценочную деятельность. Эксперт необоснованно отказался от применения доходного подхода к оценке. В качестве аналогов подобраны земельные участки, которые значительно отличаются от объекта оценки по своей площади, стоимости и местоположению. Изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости приведет к изменению налоговых платежей, которые отнесены к источниками доходов бюджета.
Представитель административного истца ФИО, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия - Алания, считает решение суда от 20 октября 2023 г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия - Алания - без удовлетворения.
Представитель государственного бюджетного учреждения Республики-Северная Осетия-Алания "Центр государственной кадастровой оценки" ФИО, представитель Правительства Республики Северная Осетия-Алания ФИО, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия - Алания, считают решение суда от 20 октября 2023 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая положения статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав доклад дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что Джибилова Д.К. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 77798 +-/98 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка затрагивает права и интересы Джибиловой Д.К. как плательщика налоговых платежей на указанный объект недвижимого имущества, в связи с чем административный истец имеет право на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и ее установлении в размере рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25.10.2022 г. N 453 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" и установлена в размере 36 875 796, 2 рубля по состоянию на 01.01.2022 года.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (пункт 19 постановления Пленума Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"). При этом заинтересованному лицу, возражающему об удовлетворении заявленных требований об оспаривании кадастровой стоимости, корреспондирует обязанность доказать достоверность сведения об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Административным истцом Джибиловой Д.К. в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в суд первой инстанции представлен отчет частнопрактикующего оценщика ФИО N 29-23зк от 27 февраля 2023 года, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года составляет 6 912 000 рублей.
В соответствии с положениями пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для определения рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, производство которой было поручено эксперту ООО "Профэксперт" ФИО
Согласно заключению эксперта N N 066/310723-Э от 28 августа 2023 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2022 года составляет 10 796 235 рублей.
После производства экспертизы административный истец уточнил административные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества в размере, установленном заключением эксперта.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.
Давая оценку экспертному заключению, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
В заключении судебной экспертизы подробно описан объект исследования земельный участок с видом разрешенного использования - для эксплуатации нежилых зданий, приведены его общие характеристики, анализ местоположения, детально описано проведенное исследование, с учетом которого дан ответ на поставленный вопрос.
Экспертом при оценке обоснован отказ от затратного и доходного подходов к оценке, что соответствует абзацу 2 статьи 14 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которому оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Экспертом при оценке применен сравнительный подход методом прямого сравнения продаж, поскольку имелась доступная и достоверная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Экспертом было проведено исследование рынка земельных участков в районах, ближайших к району расположения объекта оценки, и проанализирована информация о выставленных на продажу объектах, сопоставимых с оцениваемым земельным участком. Все объекты-аналоги находятся в Республике Северная Осетия-Алания.
В качестве объектов - аналогов в рамках сравнительного подхода экспертом подобраны 4 объекта, схожие с оспариваемым объектом по основным ценообразующим факторам.
Применяемые экспертом корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта от ряда актуальных факторов. Экспертом применены обоснованные корректировки на дату продажи, торг (уторговывание), на вид разрешенного использования (функциональное назначение), площадь, местоположение по статус населенного пункта.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости оцениваемого объекта. Эксперт является незаинтересованным в исходе административного дела лицом, перед началом производства судебной экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
С учетом изложенного руководствуясь положениями статей 62, 84, 245 КАС РФ, статьями 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, пунктами 6, 20, 23 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд первой инстанции обоснованно отверг в качестве допустимого доказательства представленный административным истцом отчет об оценке, представленный административным истцом и установилкадастровую стоимость согласно заключению эксперта.
Допустимых и относимых доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объектов недвижимости лицами, участвующими в деле, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
При рассмотрении административного иска судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение суда составлено 12 февраля 2024 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.