Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Струковой А.А., судей Брянцевой Н.В., Колпаковой А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бедак Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-319/2024 по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Совета муниципального образования город-курорт Анапа на решение Краснодарского краевого суда от 31 августа 2023 г. по административному исковому заявлению ФИО11 о признании недействующим пункта 19 Приложения N2 "Ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа" к решению Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 декабря 2021 г. N 257 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, представленные в аренду без торгов".
Заслушав доклад судьи Колпаковой А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N 181 (далее по тексту - решение N 181) утверждены основные положения и порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленные в аренду без торгов, согласно Приложению N 1 к решению; утверждены ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленные в аренду без торгов, согласно Приложению N 2 к решению.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 декабря 2021 г. N 257 (далее по тексту - решение N 257) в решение N 181 внесены изменения, приложение N 2 к решению N 181 изложено в новой редакции.
Решение N 257 официально опубликовано 28 декабря 2021 г. в газете "Анапское Черноморье", являющейся периодическим изданием, осуществляющим официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в городском округе, размещено на официальном сайте администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
ФИО12 являющийся арендатором земельного участка с кадастровым номером N, обратился в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия пункта 19 Приложения N2 "Ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа" к Решению Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 декабря 2021 г. N257 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленные в аренду без торгов" в части установления арендной ставки для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" в размере 5%.
В обоснование административного иска указано на незаконное и установление ставки арендной платы 5% в части вида разрешенного использования земельного участка "Прочие земельные участки", как не соответствующего принципу экономической обоснованности, закрепленному в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"; ухудшающего положение административного истца как арендатора; противоречащего ч.1 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
Решением Краснодарского краевого суда от 31 августа 2023 г. признан не действующим со дня его принятия пункт 19 Приложения N2 "Ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа" к решению Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 декабря 2021 г. N257 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, представленные в аренду без торгов" в части установления арендной ставки для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" в размере 5%.
Административным ответчиком Советом муниципального образования город-курорт Анапа, заинтересованным лицом администрацией муниципального образования город-курорт Анапа поданы апелляционные жалобы с просьбой отменить решение суда, принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия не усматривает оснований для отменены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Предметом оспаривания является пункт 19 Приложения N2 "Ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа" к решению Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 декабря 2021 г. N 257 "О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, представленные в аренду без торгов" в части установления арендной ставки для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" в размере 5%.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования процедуры принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта; соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом первой инстанции установлено и доказательствами по делу подтверждено, что оспариваемое решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 23 декабря 2021 г. N257 принято в соответствии с Законом Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 марта 2016 г. N121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов", приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. N1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия решения от 23 декабря 2021 г. N257 суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Судом апелляционной инстанции при проверке решения в апелляционном порядке каких либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия нормативного правового акта, также не установлено
Исследуя вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правильно установил, что имеются противоречия нормам действующего законодательства.
Соглашаясь с судом первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 1 приложения N 1 решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N 181 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, представленные в аренду без торгов" (далее - Решение N 181) установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, определяется одним из следующих способов на основании кадастровой стоимости земельных участков; на основании рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными для земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приложением N 2 к решению Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N 181 утверждены ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
Согласно пункту 15 приложения N 2 "Ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа" к решению N 181 для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" установлена ставка арендной платы в размере 1, 5%.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа N 164 от 8 июля 2021г. в указанное приложение внесены изменения, в пункте 19 для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" установлена ставка арендной платы в размере 5%.
Решением N 257 от 23 декабря 2021 г. в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N 181 внесены изменения, в соответствии с которыми приложение N 2 к решению N 181 изложено в новой редакции.
Согласно пункту 19 приложения N 2 "Ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа" к решению N257 для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" установлена ставка арендной платы в размере 5%.
Размер данной ставки согласуется с размером ставки, ранее установленным в решении N 164.
Из материалов дела усматривается, что в период действия оспариваемого решения N 257 административный истец пользовался предоставленными ему в аренду земельным участком и являлся плательщиком арендной платы, которая исчислялась с применением ставки в размере 5%, что никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается.
По мнению административного истца, изменение правового регулирования в указанной части носит произвольный характер.
Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемая арендная ставка не имеет соответствующего обоснования.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением N 582 (далее - Методические рекомендации), согласно пункту 2 которых, в целях применения принципа экономической обоснованности рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Как следует из материалов дела, ранее принятое Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа N 164 от 8 июля 2021г. N 164, которым в пункте 19 для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" также была установлена ставка арендной платы в размере 5%, было предметом судебного исследования по делу N 66а-383/2022.
По итогам судебного разбирательства, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 марта 2022г. оставленным без изменения кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 августа 2022г. N 8а-21821/2022, признан недействующим со дня его принятия пункт 19 Приложения N 2 решения N 164, в части установления арендной ставки в размере 5%.
В рамках вышеуказанного дела, суд апелляционной инстанции исследуя обоснованность установления арендной ставки в размере 5%, проверил представленное административным ответчиком в материалы дела экономическое обоснование от 29 июня 2021 г, подготовленное управлением экономики администрации муниципального образования город-курорт Анапа
В данном экономическом обосновании указано, что для его составления были использованы показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Анапа на 2021 год и плановый период до 2023 года, Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Анапа до 2030 года и плана ее реализации.
При сборе информации использовалась налоговая, финансовая, статистическая отчетность с учетом динамики нескольких лет, а также выборка базы Государственной информационно-аналитической системы "Единая система учета объектов и неналоговых доходов в Краснодарском крае".
Для расчетов были проанализированы все действующие договоры аренды муниципального образования город-курорт Анапа, в том числе по видам разрешенного использования. Для более корректного расчета базовых показателей из выборки были исключены земельные участки: не совпадающие по виду разрешенного использования с анализируемой группой; земельные участки, имеющие кадастровую стоимость, значительно отличающуюся от рыночной, и имеющие кадастровую стоимость не характерную для определенного вида разрешенного использования; земельные участки, договоры аренды на которые расторгнуты по состоянию на 1 января 2021 года.
Всего База содержит 4815 лицевых счетов, из которых: 36 - по договорам аренды, предоставляемых через торги; 489 - закрытые по состоянию на 1 января 2021 г.
Экономическая обоснованность включает анализ финансово-экономического состояния предприятий в общем по базовым отраслям и выборочно по крупным предприятиям, предусматривает структуру и особенности экономики муниципального образования (где доля предприятий курортно-туристского комплекса порядка 26%, торговли - 48%, промышленности и сельского хозяйства - по 4%) в сопоставлении со средневзвешенными значениями чистой прибыли предприятий каждой отрасли. Также проведен анализ средневзвешенных значений арендной платы в соответствии с выборкой.
В апелляционном определении от 22 марта 2022г. по делу N 66а-383/2022, которым был признан недействующим со дня его принятия пункт 19 Приложения N 2 решения N 164, в части установления арендной ставки в размере 5%, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что из экономического обоснования, пояснительной записки к проекту решения N 164, а также таблицы N 6, приложенной к позиции управления экономики администрации муниципального образования город-курорт Анапа не усматривается, что при установлении размера ставки арендной платы учитывались данные об оценке доходности земельных участков, о прибыли, полученной владельцами от пользования такими участками, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанными с использованием этих земельных участков, о влиянии размера арендной платы на доходность эксплуатации земельных участков и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом установленной ставки. Приведенные в названных документах сведения касаются вопроса наполняемости бюджета в различные периоды времени, содержат обоснование о необходимости повышения ставок арендной платы, но не содержат обоснования конкретного размера ставок арендной платы.
Оспариваемым в рамках настоящего дела решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа, N 257 от 23 декабря 2021 г, которым в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 13 апреля 2017 г. N 181 внесены изменения, связанные с изложением в новой редакции приложения N 2 к решению N 181; пункт 19 приложения N 2 "Ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа" к решению N257 для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" установлен в том же размере, как и в пункте 19 Приложения N 2 решения N 164, а именно в размере 5%.
В рамках настоящего дела к оспариваемому решению N 257 от 23 декабря 2021 г. административным ответчиком представлено соответствующе экономическое обоснование, которое отражает выводы административного ответчика о возможности установить ставку арендной платы для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" в том же размере, как и в пункте 19 Приложения N 2 решения N 164, а именно в размере 5%.
Из данного экономического обоснования от 14 декабря 2021 г. следует, что общий расчёт применяемых ставок арендной платы сделан на основании характерных для определенного массива показателей: сведений базы данных администратора соответствующего доходного источника (действующие договоры аренды по видам разрешенного использования, для которых проектом предусмотрено снижение ставки по арендной плате) в сравнении со статистическими показателями (форма N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" за 2020 г.), сгруппированными в соответствии с видами экономической деятельности для предлагаемой дифференциации ставок арендной платы. Указано, что база данных содержит 4224 лицевых счета по договорам аренды, заключенных без проведения торгов, из которых: по 832 предусмотрено снижение ставок, по 3392 изменений не предусмотрено.
Как следует из содержания представленного экономического обоснования для земельных участков, с видом разрешенного использования "Прочие земельные участки" (пункт 19 Приложения N 2) в экономическом обосновании не представлено какого либо экономического анализа.
В данном экономическом обосновании указано, что экономический анализ отражен в приложении к экономическому обоснованию, где представлено сравнение предлагаемых ставок арендной платы с действующим, проведен анализ последствий данных мероприятий (экономическое обоснование) через оценку экономической, бюджетной и социальной эффективности, то есть сопоставление предполагаемых результатов с возможными потерями бюджета в соответствии с показателями и характеристиками экономической и социальной значимости в размере всех категорий плательщиков арендной платы.
Вместе с тем, из содержания экономического обоснования от 14 декабря 2021 г. и приложения к нему следует, что поскольку арендная ставка для вида разрешенного использования "Прочие земельные участки" остается равной 5%, административный ответчик ограничивается в таблице сравнения указанием на то, что изменения экономического состояния у плательщиков арендной платы не произойдет.
При этом из представленных материалов обоснования не усматривается, что при установлении размера ставки арендной платы учитывались какие либо данные об оценке доходности земельных участков, о прибыли, полученной владельцами от пользования такими участками, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанными с использованием этих земельных участков, о влиянии размера арендной платы на доходность эксплуатации земельных участков и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом установленной ставки.
Какие-либо иные экономические расчеты обоснованности ставки арендной платы в размере 5%, а также расчет самого размера в материалах дела отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, поскольку административным ответчиком не представлены доказательства установления экономически обоснованного показателя размера ставки арендной платы, суд пришел к верному выводу о том, что пункт 19 приложения 2 об установлении арендной ставки в размере 5% противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно абзацу второму Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, нарушает права административного истца как арендатора земельных участков и по указанному основанию подлежит признанию недействующим.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в его соответствующих частях должен быть признан недействующим, суд верно руководствовался положениями пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснениями, данными в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Решение суда принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению в рассматриваемом деле, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, которым в решении судом дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 31 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение 6 месяцев.
Мотивированное определение составлено 21 февраля 2024г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.